Цель урока: углубление навыков написания
сочинения-описания картины.
Задачи урока:
– образовательная: отработка навыков
составления плана сочинения-описания картины,
усвоение учащимися художественных терминов и
понятий, знакомство с биографией и творчеством
И.Левитана, углубление понятия пейзаж.
– воспитательная: воспитание эстетических
чувств – любви к русской природе, умения видеть
ее красоту, гордости за гениальность её
художественного воплощения.
– развивающая: продолжить развитие умения
сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
Оборудование:
- Репродукции картин И.Левитана, развешенные в
классе.
- План-таблица "Рабочие материалы”, начерченная
на доске, раздаточный материал (фотография
картины).
- Учебник: Русский язык. 7 класс. Под ред.
М.М.Разумовской и др. Вкладка №3. Упражнения 378 —
379.
- Журнал "50 художников. Левитан. №14. 2010.
- Журнал "Великие имена”.№27. Исаак Левитан. 2007.
- Подборка стихов русских поэтов XX века на тему
русской берёзы.
- "Грусть
левитановского пейзажа”, выполненная в Microsoft Power
Point.
Примечания:
- К началу урока раздаточный материал лежит
на партах учащихся.
- Урок рассчитан на 2 академических часа.
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока |
Преподаватель русского
языка и литературы |
Преподаватель МХК |
Вводное слово учителей. |
1.1. Сегодня у нас с вами необычный
урок развития речи, который мы проведем вместе с
преподавателем МХК. Тема нашего урока: Грусть
левитановского пейзажа,– записана на доске. Мы
будем не только описывать картину, как уже умеем
делать, но и поговорим об эмоциональной
составляющей живописи Левитана, на доске
начерчена таблица. Перечертите её в тетрадь. |
1.2. Ребята, вы знаете, чтобы описать
картину, нам необходимо вспомнить некоторые
термины и понятия по изобразительному искусству. Ученики
получают раздаточный материал.
Ребята, не случайно, пейзажи бывают чрезвычайно
разнообразны, и прежде всего их можно разделить
по сюжету, который принято называть мотив
пейзажа, что сразу напоминает о музыке. Слово
"мотив” можно перевести с фр. как "побуждение”,
то есть причина, объект интереса художника.
Например, это может быть мотив дороги, мотив реки,
леса, далей и т.д. Пейзажи, в основе которых лежит
один и тот же мотив, тем не менее, создают
совершенно разные образы природы.
Левитан особенно пристрастно любил несколько
тем и мотивов – соединившись в его творчестве,
они звучали подобно симфонии, прославляющей
красоту русской природы. Эта симфония положила
начало новой пейзажной лирике в русской
живописи.
В произведении "Берёзовая роща” нашла своё
отражение и выражение знаменитая левитановская
"мотивность”: он был великим умельцем вложить в
простейший природный "мотив” богатейшую гамму
человеческих переживаний или превратить его в
национальный образ.
Послушайте рассказ о гениальном мастере
пейзажа. |
Работа с планом-таблицей. 1.
Самостоятельная работа учащихся. |
2. В тетради начертите план-таблицу и в графе Введение запишите
все, что вы запомнили из рассказа о Левитане и его
картинах. Подумайте, как должно звучать
переходное предложение (предложение-мостик) от Введения
к Основной части. И запишите его. Например:
Перед нами картина И.Левитана "Березовая роща” или
Пейзаж И.Левитана "Березовая роща” написан в 1885
– 1889 годах. |
|
Пример устного описания картины. |
|
3. Разбор картины "Берёзовая роща”
И.Левитана |
Самостоятельная работа учащихся |
4. В Основную часть плана-таблицы
запишите, что вы запомнили из рассказа учителя
МХК. Возьмите лист с заданиями и выполните
задание №1.
Несколько учеников прочтут, что у них
получилось. |
|
Эмоциональная составляющая картины. |
5.2.Замечательные стихи написаны о
березах, ведь берёза издревле считается символом
России. Послушайте, как Николай Тряпкин в
стихотворении "Стихи о березовой роще”
вспоминает
Перед вами стихи дугих поэтов, посвященные
березам. Давайте выразительно прочитаем вслух.
Подчеркните в стихотворениях те строчки,
которые вы выберете для эпиграфа вашего
сочинения. |
5.1. Попробуем "войти” в картину,
пройтись по залитой светом лесной поляне. Какие
чувства, переживания вы испытываете, созерцая
эту картину? Захотелось ли вам потрогать стволы
берёз, сорвать цветок или травинку, погладить
листочек, принюхаться к волнующим ароматам леса?
Какая внутренняя картинка у вас возникает?
Какие мысли рождаются у вас, когда вы смотрите на
эту картину? |
Самостоятельная работа учащихся. |
6. В Основную часть запишите,
какие эмоции вызывает картина. Выполните
задание №2.
Несколько учеников читают, что у них
получилось. |
|
Эвристическая беседа |
7.1. Удивительное стихотворение
посвятил берёзам Владимир Набоков. Послушайте
его. |
7.2. Оказывается, не только можно
написать красками картину, можно написать её и
словом. Наша задача состоит не в том, чтобы
соглашаться или не соглашаться с предложенным
поэтическим описанием, а научиться самим ловить
миг появления эмоции, погружаться в неё и
оформлять её словами так, чтобы слушатели
начинали испытывать наше состояние. Это умение
может вам пригодиться и в вашей профессиональной
деятельности музыкантов, ведь вы должны с
помощью звука донести до слушателя не только
задумки композитора, но и ваши собственные
эмоции исполнителя.
Давайте порассуждаем:
– Что значит природа в вашей жизни?
– Какие картины всплывают перед вашими глазами
при слове природа? А при слове берёза или берёзовая
роща?
– Какие композиторы посвящали свои
произведения природе, как эти произведения
называются?
А теперь послушаем песню "Берёзы” в
исполнении группы "Любэ”. |
Самостоятельная работа |
8. Сегодня вы услышали много стихов,
посвященных одному из древних символов нашей
страны — берёзе. Перечитайте их еще раз и
подумайте, какие строки вы могли бы взять в
качестве эпиграфа к сочинению-описанию. Запишите
эпиграф в тетрадь. Подумайте, какое
предложение-мостик можно написать в начале Заключения. |
|
Домашнее задание |
9. Напишите заключение к сочинению –
описанию картины И.Левитана "Березовая роща”,
опираясь на задание №1 к упр. 379 (стр. 175) (Учебник. Русский
язык. 7 класс. под ред. М.М.Разумовской и др.) |
| |