Тип
урока -
урок развития речи
Форма
урока -
урок-практикум
Программа
под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта
На
предыдущих уроках была проведена работа по актуализации орфографических
навыков в правописании имен прилагательных (не с именами существительными и
именами прилагательными; н-нн в именах прилагательных, правописание сложных
имен прилагательных), актуализировались знания по словообразованию имен
существительных и имен прилагательных. Данный урок - логическое продолжение в
системе уроков по развитию речи (по программе М.М.Разумовской): роль имен
существительных, употребление в речи имен прилагательных, употребление имен числительных
и т.д.)
Система
заданий, формы и приемы работы определяются возрастными особенностями
шестиклассников: познавательной активностью, гибкостью мышления.
Цели
и задачи:
Образовательные:
- обобщить
знания об изобразительных возможностях имен прилагательных;
- научить
применять прилагательные в речи;
- продолжить
обучение комплексному анализу текста;
- закрепить
знания учащихся по лексике;
- орфографические
и пунктуационные навыки;
- повторить
признаки художественного стиля речи, текста-описания.
Развивающие:
- развитие
интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей
учащихся (одна из целей инновационного обучения)
- развивать
художественное вкуса учащихся в процессе комплексной работы над текстом;
- развивать
умение использовать синонимы в контексте, определять оттенки лексического
значения, обосновывать выбор необходимого слова;
- творческие
способности, желание замечать красоту окружающего мира
Воспитательная:
- способствовать
воспитанию потребности самостоятельной работы над художественным словом;
- воспитывать
желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить грамотно
и красиво;
Принципы
инновационного обучения, использующиеся на уроке:
- креативность
(ориентация на творчество) ;
- усвоение
знаний в системе;
- использование
наглядности.
Применяются
следующие приемы:
- ассоциативный
ряд;
- опорный
конспект;
- групповая
дискуссия;
- перепутанные
логические цепочки;
- медиапроектор;
- исследование
текста;
Задания
эвристического урока
На
партах:
- карточки-определения
уровня подготовленности уч-ся (самоанализ)
- распечатки
текстов
- словари
На
доске эпиграф:
Русский
язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и
вместителен. (А.И.Куприн)
Ход урока
1. Вхождение
в тему
У:
Здравствуйте, ребята. Сегодня, я, Виктория Владимировна ,проведу урок в вашем
классе ,и урок у нас будет необычный.
- Откройте
тетрадочки, запишите число: третье декабря, классная работа.
- Что
этот значит? Вы сейчас поймете, если подберете к слову необычный синонимы?
-
Вспомните, какие слова в лексике называются синонимами?
(замечательный,
чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный,
удивительный…)
Ребята
записывают слова в тетради (в конце урока вы, оценивая сегодняшний урок, выберите
одно прилагательное-определение
У: Да,
необычный, диковинный, волшебный урок-практикум, на котором вы будете сами
ставить цели, достигать их, делать открытия. Итак, начнем…
-
Посмотрите, пожалуйста ,слайды №1,2,3,4( репродукции картин Грабаря)
- Что
объединяет эти пейзажи? (тема, автор, настроение)
Варианты
перехода к теме урока, которую ребята формулируют сами:
У: Действительно,
о зиме, красками, цветовыми гаммами создает настроение автор – художник Игорь
Эммануилович Грабарь, чьи картины размещены в Третьяковской галерее.
- При
помощи волшебных звуков, красок, цветов мы воспринимаем жизнь. Художник творит
красками, а мы с вами рисуем …(словами)
2. Тема
и цели урока
- Прочитайте
эпиграф урока
- В нем
подсказка. Чем мы будем заниматься на уроке? Действительно, мы с вами поговорим
о слове, точнее, об имени прилагательном. А т.к. урок у нас необычный, то и
разговор о волшебном имени прилагательном нас ожидает необычный
- Запишите
тему урока, но пока пропустите слово (его запишите чуть позже: «Роль имен
прилагательных в текстах (художественного) стиля»
- Перед
вами на зеленом листе табличка , в которой вы должны поставить плюс или минус в
колонках «знаю» -«не знаю». В конце урока вы вернетесь к ней и еще раз
заполните.
|
В
начале урока
|
В
конце урока
|
Знаю
|
Не
знаю
|
знаю
|
Не
знаю
|
Типы
речи
|
|
|
|
|
Черты
художественного стиля
|
|
|
|
|
Разряды
имен прилагательных
|
|
|
|
|
Степени
сравнения качественных имен прилагательных
|
|
|
|
|
тропы
|
|
|
|
|
Н-нн
в именах прилагательных
|
|
|
|
|
Правописание
окончаний имен прилагательных
|
|
|
|
|
У: Таким
образом, вы поставили свои цели, а я - свои
3. Обобщение
пройденного
У: В
каком стиле чаще всего используют имена прилагательные? В художественном
У: Как
вы думаете, почему именно в художественном? Давайте вспомним черты этого стиля
1) Небольшое
лирическое отступление: вспомните стихотворение А.С.Пушкина о зиме, создающее
настроение восторга, радости, пробуждающие светлые чувства(если уч-ся не
вспомнят, то учитель читает наизусть):
Под голубыми
небесами
Великолепными
коврами
Блестя
на солнце, снег лежит.
Прозрачный
лес один чернеет,
И ель
сквозь иней зеленеет,
И
речка подо льдом блестит.
У:Обратите
внимание на экспрессию цвета в следующем стихотворении
Белая
береза
Под
моим окном
Принакрылась
снегом,
Точно
серебром.
На
пушистых ветках
Снежною
каймой
Распустились
кисти
Белой
бахромой.
И
стоит береза
В
сонной тишине,
И
горят снежинки
В
золотом огне.
А
заря, лениво
Обходя
кругом,
Обсыпает
ветки
Новым
серебром.
С.Есенин
К
какому типу речи отнесете эти стихотворения? Описание. Почему?
2) Словарно-орфографический
диктант (с последующей самопроверкой): белая береза, на пушистых
ветках, снежною каймой, белой бахромой, в сонной тишине, в золотом огне, новым
серебром, воздушно-пышные сугробы, в сердито-буранную пору, бахромчатые
кружева, угольно-черные птицы
- в
первую очередь обратим внимание на правописание: какие правила вы вспомнили,
выполняя словарно-орфографический диктант? (окончания прилагательных, сложные
прилагательные, о-е после шипящих и ц под ударением, н-нн в
прилагательных
*сон+н => сонный
Работа
со словарем.
ЛЗ: буран - метель, вьюга
- На
какие бы группы согласно разрядам имен прилагательных вы разделили данные имена
прилагательные в словосочетаниях?
- Прочитайте
словосочетания, в которых имена прилагательные использованы в переносном
значении. Как называются такие прилагательные? Эпитеты - это самое меткое,
самое свежее, самое нужное, волшебное слово, которое выбирает писатель,
отображая уже известный предмет.
- Какие
слова в определении эпитета вы считаете самыми главными? Какая степень
сравнения используется здесь? Что она обозначает?
3) Исследование.
Давайте посмотрим, как в прозе живет имя прилагательное
А
бесконечная, упорная, неодолимая зима все длилась и длилась. Держались жестокие
морозы, сверкали ледяные капли на голых деревьях, носились по полям крутящиеся
снежные вьюны, по ночам громко ухали, оседая, сугробы. Красные кровавые зори
подолгу рдели на небе, и тогда дым из труб выходил кверху к зеленому небу
прямыми страшными столбами. Падал снег крупными, тихими, безнадежными хлопьями,
падал целые дни и целые ночи, и ветви сосен гнулись от тяжести белых шапок.
Перевалило
за февраль. Дни стали длиннее, но зима держалась еще крепче. (А. Куприн)
Какое
настроение создает текст? Унылое, даже подавленное
Тема
зимы, но что именно хочет сказать автор о зиме? Подберите
определение-затянувшаяся, уже надоевшая: длилась и длилась, целые дни и целые
ночи (лексические повторы)
А
кровавые красные разве не синонимы? С какой целью автор использует рядом такие
прилагательные? Усиливает признак.
Какие
слова помогают почувствовать настроение автора, почувствовать зиму? Только ли
имена прилагательные вы выпишите?
Бесконечная,
упорная, неодолимая, жестокие, ледяные,голые, крутящиеся снежные,
красные кровавые, зелеными, страшными, крупными, тихими, безнадежными
Опять
экспрессия цвета.
- Подчеркните
слова, употребляющиеся в этом тексте в переносном значении
- Как
называется такой троп?
- Как
вы думаете, какова роль однородных определений, выраженных именами
прилагательными в предложении: «Падал снег крупными, тихими, безнадежными
хлопьями, падал целые дни и целые ночи, и ветви сосен гнулись от тяжести белых
шапок».
У: К
какому типу речи отнесете данный текст? Описание
У: Какова
роль имен прилагательных?
Они
создают настроение, воздействуют на наше воображение
У: А
теперь проведем лингвистический эксперимент: прочитаем текст без имен
прилагательных и без слов,очень похожих на прилагательные-причастия:
А
_________________ зима все длилась и длилась. Держались ____________морозы,
сверкали __________ капли на _________деревьях, носились по полям
_____________вьюны, по ночам громко ухали, оседая, сугробы.
______________________зори подолгу рдели на небе, и тогда дым из труб выходил
кверху к ____________небу прямыми ______________столбами. Падал снег
____________________хлопьями, падал _________ дни и _________ночи, и ветви
сосен гнулись от тяжести_____________шапок.
Перевалило
за февраль. Дни стали __________, но зима держалась еще крепче. (А. Куприн)
- Что
изменилось?
Вывод
делают учащиеся.
У: Перед
вами текст без имен прилагательных (на голубых листах)- вставьте свои имена
прилагательные, используя эпитеты. Работаем в малых группах- в парах
У: Кто
готов прочитать?
У: Итак,
что мы с вами сегодня вспомнили и закрепили на уроке?
У: Как
связать эпиграф к уроку с нашими выводами об имени прилагательном?
У: Возьмите
свои зеленые листы с табличками и заполните (оцените свои знания), достигли ли
вы цели? Дополните пунктами своими: что еще не знали- а теперь знаете.
Домашнее задание
У: Я не случайно
выбрала текст о зиме затянувшейся, потому что задание домашнее у вас будет
связанное с зимой наступающей. Опишите зиму в декабре, помните о замысле: что
вы хотите сказать и как будете воздействовать на читателя.
У: А
теперь вернитесь к первой записи -синонимам к слову необычный: каким был
сегодня для вас урок? Запишите словосочетание:____________урок
- Спасибо
вам за урок. Вы восхитительные, умные и находчивые дети! Урок окончен. |