Суббота, 23.11.2024, 03:47


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Глагольные формы – причастие и деепричастие

ТИП УРОКА: обобщающее повторение.

ЦЕЛИ УРОКА:

1) обобщить знания по темам «Причастие» и «Деепричастие»;

2) изучить роль причастий и деепричастий в художественном тексте.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Задача сегодняшнего урока – обобщить знания о глагольных формах, которые так не похожи на глагол, что их иногда выделяют в особые части речи. Мы вспомним об их грамматических особенностях, а также выясним, какова их роль в художественных текстах.
Начнем мы с формы, о которой М.В. Ломоносов сказал: «Она служит сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу».
Что это за форма? (Причастие.)
Как вы понимаете выражение М.В. Ломоносова? (Причастие соединяет в себе качества имени прилагательного и глагола. От прилагательного оно унаследовало способность определять, обозначать свойства предмета, от глагола – представлять эти свойства в развитии, меняющимися во времени.)
Попробуем доказать это на конкретных примерах.

II. Работа с художественным текстом

Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Б.Л. Пастернака, написанного в 1956 г.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

Как бы вы его озаглавили? («Июль», «Июль-проказник».) Да, авторское название этого стихотворения – «Июль».

Каким предстает перед нами июль? (Июль – нечесаный растрепа, бесцеремонно заходящий в дом через окна, громко говорящий, пропахший ароматами деревьев и трав.)

Какой художественный прием использует поэт в создании образа июля? (Олицетворение, то есть оживление неодушевленного предмета, явления, наделение его человеческими качествами.)

Какие слова и обороты помогают создать образ шумного гуляки – июля? (Яркие, интересные причастия и причастные обороты: таскающий в одёже, все громко говорящий вслух, пропахший липой и травой.)

Найдите случаи перехода причастий в прилагательные. (Нечесаный растрепа; приближается по значению к причастию и отглагольное прилагательное вхожий.)

Когда возможен такой переход? (В том случае, когда слово приобретает постоянное значение, перестает передавать изменение признака во времени.)

Чем различаются причастие и прилагательное? (Прилагательное обозначает постоянный, неизменяемый признак, причастие – свойство предмета, имеющее временную характеристику.)

Выпишите из отрывка в два столбика прилагательные и причастия. Проанализируйте особенности употребления каждого из них. Сделайте вывод об изобразительных свойствах причастия. (Причастие совмещает в себе изобразительные свойства глагола и прилагательного, что позволяет передать красоту этого летнего теплого дня образно, необычно, в движении, в динамике; причастия позволяют представить июльские дни в движении, в звуках, в красках и запахах.)

III. Лингвистический эксперимент

Теперь давайте проведем лингвистический эксперимент. Попробуйте заменить причастия прилагательными в следующем отрывке из стихотворения М.Лермонтова «Родина».

До замены:

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

После замены:

Люблю дымок паленой жнивы,
В степи ночной обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белых берез.

Сравните авторский текст с тем, который получился после замены. Что ушло из стихотворения (не считая, конечно, ритма)? Какой вариант обладает большей изобразительной силой? Объясните причину. (Искусственный вариант отрывка статичен, неподвижен. Природа кажется неподвижной. Авторский текст с причастиями обладает большей изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет, меняется во времени.)

IV. Изобразительные свойства причастного оборота

Часто причастие в художественных текстах употребляется с зависимыми словами. Поэтому нам важно выявить роль причастного оборота в художественной речи.

Проведем эксперимент. В следующем отрывке из произведения И.Бунина найдите причастные обороты и замените их придаточными предложениями со словом который.

Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, растрепавшие по-осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.

Измененный текст:

Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали по-осеннему опустевший (*) сад и прибили к земле траву, которая вдруг почернела и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло.

(* Можно добавить также Сад, который уже по-осеннему опустел.)

Какой вариант более выразителен и емок? В чем причина? (Измененный вариант перенасыщен однотипными синтаксическими конструкциями, он получился громоздкий, тяжелый для чтения. Причастный оборот, совмещая значение признака и действия, является более лаконичной формой выражения мысли по сравнению с придаточными определительными со словом который. Причастные обороты обладают выразительной краткостью. Пушкин ценил это их качество, а придаточные определительные называл «вялыми» оборотами.)

V. Обобщение материала по причастиям

Вспомним, что мы говорили о причастиях и причастных оборотах. Чем же они привлекают писателей и поэтов? (Причастие и причастный оборот не только образно описывают предметы, явления, но и представляют их признаки в динамике, в процессе становления, развития, изменения. Объясняется это тем, что эти конструкции соединяют в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного.)

VI. Деепричастие в художественном тексте

Еще одна глагольная форма – деепричастие. Выясним, какую роль оно играет в художественных текстах.
Прочтите стихотворение И.Северянина:

Вы понимаете, что значит
Просолнеченная капель? –
Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель.
О, зиму смерть не озадачит:
Растаять – план ее и цель.

Сначала давайте присмотримся к причастию просолнеченный. От какого глагола оно образовано? (Просолнечить.) Правда, в словаре мы такого слова не найдем, это авторский неологизм; он похож на просолить, проперчить и означает «пропитать солнцем», но в то же время напоминает прилагательное солнечный. Чем это прилагательное отличается от причастия? (Прилагательное может означать «полный солнца», а причастие – «пропитавшийся солнцем»; во втором ярче представлен процесс воздействия солнца на капель.)
Теперь назовите деепричастия и деепричастные обороты, встретившиеся в этом стихотворении. (Учащиеся называют деепричастие и деепричастный оборот.)
Проведем эксперимент. Замените эти конструкции соответствующими глаголами.

Измененный текст:

Зима смеется, от счастья плачет,
Весны качает колыбель.

Что изменилось при этом? (Стихотворение теряет живописность. Появляются однородный ряд сказуемых, интонация перечисления.)
Какова же роль деепричастия и деепричастного оборота в художественном тексте? (Эти формы помогают описать сложные действия, которые производятся неразрывно, одновременно (плачет, смеясь и качая), помогают живописать образ зимы – матери, которая любовно нянчит свое юное дитя – весну).
Прочитаем еще одно стихотворение – «Лодорский водопад». Оно написано английским поэтом Робертом Саути. Какую роль играют в этом тексте деепричастия?

В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)
Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)

ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

(Перевод А.Шмульяна)

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

Найдите контекстные антонимы. С какой целью употребляет их поэт? (Делясь, дробясь – обнимаясь, сливаясь, сплетаясь, встречаясь. Создают образ динамичного течения, меняющего свое движение.)

Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту? (Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада. Преобладают следующие звуки: шипящие <шипя, шурша, морщинясь, дрожа>, свистящие <сплетаясь, звеня, взметаясь и т.д.>, сочетания звуков [рч], [взд], [бр], [рк], [кр], [др] <дрожа, вздуваясь, вздымаясь, крутясь, бросаясь>.)

VII. Работа с деепричастным оборотом

Сейчас нам нужно охарактеризовать роль деепричастных оборотов в создании художественного текста. Перед вами отрывок из произведения В.Тельпугова.

Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя легкие пушистые перья. Вожак не мигая смотрит только вперед, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, – вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывут они так медленно!

Определите стиль текста и тип речи. (Художественный, описание.)
Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полета журавлей? (Однородный ряд деепричастных оборотов.)
С какой целью употребляет этот однородный ряд писатель? (Деепричастный оборот позволяет описать тончайшие штрихи в движении вереницы журавлей, действия медленно набирающих высоту птиц. Отсюда неторопливость, размеренность в описании. Деепричастный оборот позволяет дорисовать движение, описать более сложное основное действие.)

VIII. Стилистический эксперимент

Проведем стилистический эксперимент с отрывком из произведения А.К. Толстого.

Когда вся толпа, смеясь и разговаривая, ускакала за царевичем, он надел шапку, влез опять на коня и шагом поехал ко двору.
Парень смотрел разиня рот и не говорил ни слова. Дружина Андреевич, отслушав молебен, вошел в добром платье, в парчовом халате, с собольей шапкою в руках.
Вскочив в седло, князь полетел с полумертвой боярыней, а за ним, гремя оружием, полетели его холопы.
Старик прилег к земле и, еще задыхаясь от страха, стал шептать какие-то слова.

Замените деепричастные обороты, встречающиеся в тексте, придаточными обстоятельственными конструкциями.

Измененный текст:

Когда вся толпа скакала за царевичем, она смеялась и разговаривала; он надел шапку, влез опять на коня и шагом поехал ко двору.
Парень смотрел разиня рот и не говорил ни слова. Когда Дружина Андреевич отслушал молебен, он вошел в добром платье, в парчовом халате, с собольей шапкою в руках.
Когда князь вскочил в седло, он полетел с полумертвой боярыней, а холопы гремели оружием, когда летели за ним.
Старик прилег к земле и стал шептать какие-то слова, хотя еще задыхался от страха.

Что происходит с текстом? (Чтение и восприятие такого текста затруднено, фразы громоздкие, тяжелые, неповоротливые.)
Является ли выражение разиня рот деепричастным оборотом? (Нет, это застывшая форма деепричастия, которое входит во фразеологическое сочетание.)
Объясните значение этого фразеологизма. («С удивлением».)
Назовите другие фразеологические единицы, в составе которых есть деепричастие. (Бежать высунув язык; бежать сломя голову; делать что-либо спустя рукава; жить припеваючи; работать засучив рукава; работать не покладая рук; сидеть сложа руки.)

Мы с вами выявили способность деепричастия застывать во фразеологизмах – ярких образных средствах.

IX. Выводы

Итак, сделаем выводы о функциях деепричастия и деепричастного оборота в художественных произведениях.

1. Деепричастие при создании художественного текста часто является выразительным средством. Оно дорисовывает движение.

2. Деепричастие помогает описать более сложные действия, которые мыслятся как неразрывные, осуществляемые одновременно.

3. Деепричастный оборот позволяет сжать громоздкую фразу, сосредоточивая внимание на действии.

X. Заключение

Поэты и писатели активно используют глагольные формы, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (13.05.2012)
Просмотров: 8709 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, орфография, для учителя, письмо | Рейтинг: 4.3/3
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0