Методическая идея: а) организация самостоятельной работы студентов в микрогруппах; б) использование элементов технологии РКМЧП.
Тип занятия: комбинированный урок
Цели занятия: создание условий:
- для актуализации знаний студентов о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
- для формирования умений находить характерные для каждого стиля признаки;
- для закрепления умений определять стили речи.
-для развития интеллектуальных умений анализировать, синтезировать, группировать, обобщать,
- для развития культуры устной речи
Междисциплинарные связи: русский язык, литература, риторика, психология.
Оборудование: компьютер
и мультимедийная установка, тексты для работы, текст сказки «Репка»,
запись фильма «Ералаш» - «Почему мы так говорим».
Оснащение занятия:
- Мультимедийная аппаратура
- Видео сюжет «Почему мы так говорим?»
- Печатные материалы текстов
- Конспекты студентов
Ход урока
1. Организационный момент.
Преподаватель:
- Добрый день, уважаемые студенты.
Прочитайте слова и подумайте, почему с
этих слов мы начинаем урок? (Слайд № 1.) «Речь — удивительно сильное
средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Георг Гегель
Студенты: (Читают, осмысливают) Предполагаемый ответ: «Нужно учиться многому и каждый день»
2. Актуализация знаний.
Преподаватель:
- Красивая речь- это ежедневная работа над ней. Предлагаю над этим и поработать.
-Орфоэпическая разминка. Произнесите правильно слова. Проанализируйте ответ по критериям, они на слайде.
Скучно, деградация, пустячный, скворечник, очечник, астма, Ильинична, яичница, бутерброд, дерматин, пресса, шинель.
- Спасибо за работу.
-Акцентологическая разминка. Прочитайте слова, правильно поставив ударение. Проанализируйте ответ по критериям, они на слайде.
Договор, торты, факсимиле, красивее,
каталог, квартал, алкоголь, километр, жалюзи, творог, маркетинг,
валовой, оптовый, цемент, обеспечение, ходатайствовать, эксперт.
-Спасибо за работу.
3. Проверка домашнего задания.
Преподаватель:
- Следующий этап урока – это проверка
домашнего задания. На слайде таблица. Заполните недостающие
графы, слова записываем на листочках, через запятую. (тетрадь закрыта).
На работу отводим 3 минуты.
- Время вышло, взаимопроверка по критериям.
1. сообщение и воздействие;
2. постановления, протоколы, заявления и т.д.;
3. термины и специальные слова;
4. общественно-политическая лексика;
5. художественная образность;
Критерии оценивания:
«4» – 1 ошибка; «3» - 2 ошибки.
-Сдайте листочки для выставления отметок в журнал.
4. Организация целеполагания.
Преподаватель:
- А теперь посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос «Почему мы так говорим?» (Видео сюжет: ералаш «Почему мы так говорим»)
- Так почему же мы так говорим?
(Предполагаемый ответ: «Потому что в языке 5 стилей речи. И каждый стиль
уместен в той или иной ситуации».)
- Насколько уместно было общение мальчика на сленговом языке?
-Каких знаний не хватило мальчику? (Предполагаемый ответ: «Знаний стилей речи».)
4.1. Объявление темы урока, постановка цели.
- Значит, нам предстоит разговор по какой теме? (Предполагаемый ответ: «Стили речи».)
Тема: Функциональные стили речи. (Запись темы в тетради со слайда)
- А для чего нам нужно знать
функциональные стили речи? (Предполагаемый ответ: «Для оформления
документов, написания работ, выступления перед аудиторией…».)
- Таким образом, цель урока научиться анализировать тексты, используя знания теории «функциональные стили речи».
- А что для этого необходимо сделать? (Предполагаемые ответы: «Вспомнить теорию, применить её к текстам, анализировать тексты»)
4.2. Составление плана урока
Преподаватель:
-Итак, из всего сказанного наш план урока:
1.Определение стиля текста
2. Составление текстов разных стилей.
5. Организация работы по теме урока.
Работа по первому пункту плана: Определение стиля текста
Преподаватель:
- Переходим к реализации плана урока.
Для выполнения первого пункта плана организуем малые группы по 5 человек.
-Каждая группа получает свой текст. За 3 минуты нужно определить стиль и доказать свой выбор.
№ 1. Бездумно наслаждаясь вернувшейся к
ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться
руками, всё оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости
смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой бархатистым
налётом.
№ 2. Гроза – атмосферное явление,
заключающееся в электрических разрядах между облаками и земной
поверхностью. Эти разряды – молнии сопровождаются сильными осадками.
№3.
- Миш, а ты уже ел в нашей столовой?
- Спрашиваешь! Он вчера умял пять порций запеканки.
- Вот это аппетит!
- Слушай его. Он тебе лапши на уши навешает. Я съел всего две порции. Вкусная!
- А чья это затея соорудить новую столовую?
- Директора нашего.
№4. Грибы – тип низших растений,
которые питаются органическими веществами. Около 70 тысяч грибов
объединены в 5 классов. Грибы имеют большое значение в
природе. Они совместно с бактериями разрушают органические
вещества в почве и переводят их в неорганические соединения.
№ 5. Любить Родину – значит жить с ней
одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине
тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека
всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её
история, и её завтрашний день.
№ 6. Как сохранить цветы, купленные за
неделю до праздника? Стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и
ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем
заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через
несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, повторяют ту
же операцию.
Преподаватель:
- Время вышло. Давайте обсудим критерии правильности выполнения. (При говорении выносятся критерии на доску)
На доске появляется запись: «Соблюдение всех пунктов характеристики, логичность, четкость, уверенность, вывод».
- Проверяем.(Представитель каждой группы выходит к доске, характеризует текст).
Преподаватель:
-Над каким пунктом плана мы работали? (Предполагаемый ответ: «Определяли стили текстов»)
(Работа по второму пункту плана: Составление текстов разных стилей).
Преподаватель:
- Следующий пункт плана – это ….(Предполагаемый ответ: «Составление текстов разных стилей»)
- А для чего нам это нужно уметь? (Предполагаемый ответ: «В жизни это необходимо»
- Работать продолжаем группой. Внимание на слайд. Все знают русскую народную сказку «Репка».
- Прошу представителей групп взять задание к этой сказке.
Задание для групп:
1. Статья «Роль размеров репки в формировании сплоченного коллектива».
2. Доверенность на хранение урожая.
3. Объяснительная записка внука, не участвовавшего в сборе урожая.
4. Репортаж с места события.
5. Интервью участников события.
6. Диалог с соседом
На работу отводится 7 минут. Время пошло.
Преподаватель:
- Время вышло, проверяем. (Выходят, читают).
- Скажите, пожалуйста, чем отличаются эти выступления? (Предполагаемый ответ: «Стилями речи»).
6.Подведение итогов. Рефлексия.
Преподаватель:
- Таким образом, какую тему мы сегодня изучали? (Предполагаемые ответы: «Функциональные стили речи»)
- Какие вопросы рассматривали? (Предполагаемые ответы: «Определяли стили текстов, составляли тексты разных стилей»).
Преподаватель:
- Наш план урока выполнен. Займите свои рабочие места.
И в завершении урока – соотнесите прилагательное со стилем речи.
Правильный ответ:
Строгий
Образный
Неподготовленный
Воздействующий
Терминологичный
7. Домашнее задание. |