Вступительное слово учителя.
На земном шаре существует множество
языков. Количество их определяется по-разному,
называют от 2800 до 3000 языков. Выделяют славянскую
группу языков, куда входит наш русский язык. Эта
группа – самая молодая среди индоевропейских
языков. До середины I тысячелетия н.э. все славяне
говорили на едином языке, который теперь
называют праславянским. Постепенно
накапливались различия в языках восточных,
западных и южных славян.
Восточнославянский язык иначе называют
древнерусским. Этот язык сформировался к VII–VIII
вв. и существовал примерно до XIV–XV веков, а потом
распался на три отдельных языка: русский,
украинский и белорусский.
Русский язык (раньше его называли великорусским)
– государственный язык России, один из мировых
языков, на нем говорят более 250 миллионов человек.
На доске записан текст:
Язык народа – лучший, никогда не
увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей
его духовной жизни. В языке одухотворяется весь
народ и вся его родина. В нем претворяется в
мысль, в картину, в звук небо отчизны, ее воздух,
физические явления, ее климат, ее поля, горы и
долины, ее бури и грозы. В светлых, прозрачных
глубинах народного языка отражается не одна
природа родной страны, но и вся история духовной
жизни.
(К.Д. Ушинский)
Вопросы и задания
Какова основная мысль текста?
Определите тип речи и стиль речи.
Назовите ключевые слова.
Каковы средства связи предложений в
тексте?
Найдите предложение, которое с вашей
точки зрения является тезисом. Докажите
правильность этого тезиса.
Оформите этот тезис как предложение с
прямой речью.
Почему К.Д. Ушинский считает, что язык
народа никогда не увядает и вечно распускается?
Пользуясь словарями, приведите
примеры общеупотребительных слов, диалектных,
профессиональных.
В чем отличие устаревших слов от
архаизмов?
Выборочный диктант
Выпишите в две колонки архаизмы и
историзмы.
В тот колокол, что звал народ на вече,
вися на башне у кривых зеркал, попал заряд,
летевший издалече. Оторваны от прялки и орала,
палимы солнцем, брошены во тьму, – рабы царя. (Д.Кедрин)
И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет
хоть один пиит. (А.Пушкин) Звенит заветная
полтина, женой зашитая в треух. (Д.Кедрин) И
кровь бросается в ланиты, и слезы счастья душат
грудь. (А.Блок) Он держит в беспощадной длани
весы таинственных судеб. (В.Брюсов) Нам,
смердам, двери заперты повсюду, кроме паперти.
(Д.Кедрин) И торчит, указуя во тьму, на нелепой
дуэли простреленный палец длани, коей писалась
комедия «Горе уму». (Д.Кедрин)
Какие слова называются исконно
русскими, а какие заимствованными?
Можно ли сказать, что язык –
застывшее явление?
Задание. Выпишите неологизмы,
произведите их словообразовательный разбор.
Я крикнул солнцу: «Погоди! послушай,
златолобо...» (В.Маяковский) И струится с гор
зеленых златоструйная вода. (С.Есенин) Какая
ночь! Я не могу! Не спится мне. Такая лунность. (С.Есенин)
Запись на доске:
«Перед вами громада – русский язык!
Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение
погрузиться во всю неизмеримость его и изловить
чудесные законы его», – писал Н.В. Гоголь.
Задание
Напишите мини-сочинение в
доказательство, что русский язык – громада.
Какое наслаждение получает человек, изучая
русский язык? О каких чудесных законах с вашей
точки зрения писал Н.В. Гоголь?
Задание (для сильных учеников)
Представьте, что вы присутствуете на
научной конференции, где решается вопрос: какой
язык признать единым для всего мира? Люди разных
национальностей приводят доказательства, почему
именно их язык может быть и должен быть мировым.
Вы представляете Россию. Как бы вы смогли
доказать, что русский язык самый лучший, что есть
все основания сделать именно его мировым языком?
Изложение-миниатюра
(диктант, работа с текстом)
Мы говорим, произнося слова,
предложения. Наш собеседник, слушая и понимая
значение слов, образованных с помощью звуков,
«расшифровывает» наши мысли, чувства и отвечает
на них словом и делом. Смысл работы, выполняемой
словом, художественно передал известный
писатель В.Г. Короленко: «Слово дано человеку не
для самоудовлетворения, а для воплощения и
передачи той мысли, того чувства, той доли истины
или вдохновения, которым он обладает, другим
людям... Слово – это не игрушечный шар, летящий по
ветру. Это орудие работы...».
Землю населяют разные живые существа, от
мельчайших до таких великанов, как слоны и киты.
Но только человек обладает даром слова. И как бы
мы ни определяли этот дар – священный,
божественный, величественный, великолепный,
бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим
во всей полноте его огромного значения.
(В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.
Занимательно о русском языке)
Беседа по тексту
Объясните все знаки препинания.
Какова тема отрывка?
Какими эпитетами награждается
словосочетание дар слова в данном тексте? Что
бы вы еще могли добавить?
Объясните написание частиц не
и ни.
Домашнее задание. Напишите
мини-сочинение «Мой родной язык».
УРОК 2
Орфография, фонетика, графика
Запись на доске:
Когда-то, в незапамятные времена,
звуки речи, сложившись в определенном порядке,
стали словами. Каждое слово имеет значение,
смысл; каждый звук в слове занимает свое место.
Вопросы и задания
На какие два разряда делятся все
звуки языка?
В чем различие между этими звуками?
Назовите гласные звуки.
Какие бывают согласные звуки?
Назовите согласные мягкие непарные,
согласные твердые непарные.
Выпишите из данного текста слова, в
которых не совпадает количество звуков и букв.
Найдите слова, не имеющие окончания.
Как обозначается мягкость согласных?
Когда пишутся буквы ъ и ь?
Распределительный диктант
Запишите следующие слова в три
колонки:
1) с разделительным ъ;
2) с разделительным ь;
3) без ъ и ь.
В_явь, фельд_егерь, ад_ютант,
комп_ютеризация, транс_европейский, с_экономить,
компан_он, мурав_ед, контр_удар, с_узить,
трех_электродный, пред_юбилейный, бар_ер,
овощ_ной, нав_ючить, транс_океанский, дву_язычный. |