Четверг, 02.05.2024, 07:59


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Функции русского языка в современном мире

Вступительное слово учителя.

На земном шаре существует множество языков. Количество их определяется по-разному, называют от 2800 до 3000 языков. Выделяют славянскую группу языков, куда входит наш русский язык. Эта группа – самая молодая среди индоевропейских языков. До середины I тысячелетия н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называют праславянским. Постепенно накапливались различия в языках восточных, западных и южных славян.
Восточнославянский язык иначе называют древнерусским. Этот язык сформировался к VII–VIII вв. и существовал примерно до XIV–XV веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский.
Русский язык (раньше его называли великорусским) – государственный язык России, один из мировых языков, на нем говорят более 250 миллионов человек.

На доске записан текст:

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нем претворяется в мысль, в картину, в звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее бури и грозы. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни.

(К.Д. Ушинский)

Вопросы и задания
  • Какова основная мысль текста?

  • Определите тип речи и стиль речи.

  • Назовите ключевые слова.

  • Каковы средства связи предложений в тексте?

  • Найдите предложение, которое с вашей точки зрения является тезисом. Докажите правильность этого тезиса.

  • Оформите этот тезис как предложение с прямой речью.

  • Почему К.Д. Ушинский считает, что язык народа никогда не увядает и вечно распускается?

  • Пользуясь словарями, приведите примеры общеупотребительных слов, диалектных, профессиональных.

  • В чем отличие устаревших слов от архаизмов?

Выборочный диктант

Выпишите в две колонки архаизмы и историзмы.

В тот колокол, что звал народ на вече, вися на башне у кривых зеркал, попал заряд, летевший издалече. Оторваны от прялки и орала, палимы солнцем, брошены во тьму, – рабы царя. (Д.Кедрин) И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит. (А.Пушкин) Звенит заветная полтина, женой зашитая в треух. (Д.Кедрин) И кровь бросается в ланиты, и слезы счастья душат грудь. (А.Блок) Он держит в беспощадной длани весы таинственных судеб. (В.Брюсов) Нам, смердам, двери заперты повсюду, кроме паперти. (Д.Кедрин) И торчит, указуя во тьму, на нелепой дуэли простреленный палец длани, коей писалась комедия «Горе уму». (Д.Кедрин)

  • Какие слова называются исконно русскими, а какие заимствованными?

  • Можно ли сказать, что язык – застывшее явление?

Задание. Выпишите неологизмы, произведите их словообразовательный разбор.

Я крикнул солнцу: «Погоди! послушай, златолобо...» (В.Маяковский) И струится с гор зеленых златоструйная вода. (С.Есенин) Какая ночь! Я не могу! Не спится мне. Такая лунность. (С.Есенин)

Запись на доске:

«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудесные законы его», – писал Н.В. Гоголь.

Задание

Напишите мини-сочинение в доказательство, что русский язык – громада. Какое наслаждение получает человек, изучая русский язык? О каких чудесных законах с вашей точки зрения писал Н.В. Гоголь?

Задание (для сильных учеников)

Представьте, что вы присутствуете на научной конференции, где решается вопрос: какой язык признать единым для всего мира? Люди разных национальностей приводят доказательства, почему именно их язык может быть и должен быть мировым. Вы представляете Россию. Как бы вы смогли доказать, что русский язык самый лучший, что есть все основания сделать именно его мировым языком?

Изложение-миниатюра
(диктант, работа с текстом)

Мы говорим, произнося слова, предложения. Наш собеседник, слушая и понимая значение слов, образованных с помощью звуков, «расшифровывает» наши мысли, чувства и отвечает на них словом и делом. Смысл работы, выполняемой словом, художественно передал известный писатель В.Г. Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям... Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы...».
Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы ни определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

(В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке)

Беседа по тексту
  • Объясните все знаки препинания.

  • Какова тема отрывка?

  • Какими эпитетами награждается словосочетание дар слова в данном тексте? Что бы вы еще могли добавить?

  • Объясните написание частиц не и ни.

Домашнее задание. Напишите мини-сочинение «Мой родной язык».

УРОК 2

Орфография, фонетика, графика

Запись на доске:

Когда-то, в незапамятные времена, звуки речи, сложившись в определенном порядке, стали словами. Каждое слово имеет значение, смысл; каждый звук в слове занимает свое место.

Вопросы и задания
  • На какие два разряда делятся все звуки языка?

  • В чем различие между этими звуками?

  • Назовите гласные звуки.

  • Какие бывают согласные звуки?

  • Назовите согласные мягкие непарные, согласные твердые непарные.

  • Выпишите из данного текста слова, в которых не совпадает количество звуков и букв.

  • Найдите слова, не имеющие окончания.

  • Как обозначается мягкость согласных?

  • Когда пишутся буквы ъ и ь?

Распределительный диктант

Запишите следующие слова в три колонки:

1) с разделительным ъ;
2) с разделительным ь;
3) без ъ и ь.

В_явь, фельд_егерь, ад_ютант, комп_ютеризация, транс_европейский, с_экономить, компан_он, мурав_ед, контр_удар, с_узить, трех_электродный, пред_юбилейный, бар_ер, овощ_ной, нав_ючить, транс_океанский, дву_язычный.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (12.05.2012)
Просмотров: 3131 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, орфография, для учителя, письмо | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0