Цели урока:
- Создать условия для интерпретации учащимися
текста древнерусской азбуки;
- Способствовать развитию умения использовать
научные методы познания (сравнение, анализ);
- Содействовать развитию умения работать в
группах;
- Способствовать формированию национального
самосознания и гордости за своё наследие.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма: урок-исследование.
Оборудование урока:
- Текст древнерусской азбуки на каждого ученика;
- Алгоритм деятельности на каждый стол;
- Чистые листы формата А4 на каждый стол;
- 4 маркера;
- На ватмане на доске текст древнерусской азбуки.
Ход урока
1. Добрый день, ребята!
Приятно видеть вас на занятии, хочется, чтобы
вам было комфортно, давайте подарим друг другу
улыбки и почувствуем руку товарища, который
придёт на помощь, когда мы в ней нуждаемся.
Спасибо. Пусть плохое настроение и проблемы
останутся за дверью, а мы с вами погрузимся в
таинственный мир Древней Руси.
Тема нашего урока "Древнерусская азбука:
послание к славянам”
Подумайте и скажите какого результата на
сегодняшнем занятии хотел бы достичь каждый из
вас?
А какие цели вы поставите для ваших групп?
(корректировка и уточнение целей)
2. Наверное, нет человека, который бы
ничего не знал о древнерусской азбуке. А что
знаете о ней вы? (Ответы учащихся)
3. Русская азбука – явление уникальное
среди всех известных способов буквенного письма.
Как вы думаете, в чём её уникальность? (Ответы
учащихся)
Помимо того, что в азбуке воплощён принцип
однозначности: один звук – одна буква, в азбуке, и
только в ней, есть содержание. Каждая буква имела
смысловое значение. За окном 21 век, а тайнопись
древнерусской азбуки до конца не расшифрована,
хотя работа над ней ведётся и по сей день.
В азбуке заложен определённый тайный код.
Существует предположение, что в азбуке
зашифровано некое послание к славянам. Так ли это
я пока не могу сказать и предлагаю вам выступить
в роли исследователей и попытаться расшифровать
послание, или опровергнуть эту гипотезу и
доказать, что послания не существует.
3.1. Перед вами на столах лежат тексты
азбуки, вы коллективно исследуете текст,
обсудите и окончательный вариант, если
получится, вы напишите на листах. Представитель
вашей группы, вывесит его на доске, представит
его и расскажет, как вы решили проблему
расшифровки. Поможет вам алгоритм деятельности и
словари, которые лежат у вас на столах. На
исследование вам 15 минут. Удачи, у вас всё
получится.
3.2. Помощь в достраивании
образовательного продукта.
3.3. Итак, время вышло. Сейчас каждая
группа представит свой вариант послания и
расскажет какими путями они решали проблему
расшифровки. Остальные группы слушают
внимательно и , если в ходе представления
возникнут вопросы, по окончании выступления вы
можете их задать. (Презентация посланий)
3.4. Ребята, послания у всех оказались
разные, и я хочу представить вам ещё один вариант.
Это один из существующих вариантов расшифровки.
(Ввод культурно-исторического аналога)
Сравните эти варианты и определите, какой вам
ближе и объясните почему. (Варианты ответов)
Может быть, мы перевели не совсем точно, но
главное смысл мы передали.
Ребята, как вы думаете, может нам как-то помочь
знание смысла азбуки в дальнейшем изучении
литературы? (Ответы учащихся)
В древнерусской азбуке заложены основные
вопросы, которые волновали русских писателей:
тяга русского человека к высокому, светлому
идеалу; чувство отвращения к "свинцовым
мерзостям жизни”; осознание человеком своего
места и пути в жизни; что есть добро и что есть зло
в этом мире. Как мы видим и в азбуке и в русской
литературе огромное внимание уделено
нравственным вопросам, духовному росту человека.
4. Ребята, наше занятие подходит к
концу. Вы продуктивно поработали, каждый внёс
свой вклад в создание коллективного перевода.
Порадовало ваше желание и умение искать разные
пути решения проблемы, умение слушать друг друга
и сотрудничать.
5. В заключении давайте посмотрим
назад и ответим на вопросы:
- Как я себя чувствовал?
- С каким настроением работал?
- Комфортно ли было работать в группе?
- Достигли ли целее занятия?
(Высказывания учащихся) |