Цели: 1) обобщить и систематизировать
знания о частице как части речи; 2) повторить и
закрепить правописание частиц; 3) способствовать
развитию у учащихся мышления, речи, памяти;
4) продолжить формирование понятия о
необходимости нравственного здоровья.
Оборудование: портрет Д.С. Лихачева,
выставка его книг, карточки с индивидуальным
заданием, тесты, ключ к тесту, кроссворд, словари
С.И. Ожегова и В.И. Даля.
Разминка
Учитель предлагает учащимся запомнить и
записать по памяти высказывание Дмитрия
Сергеевича Лихачева:
Главное, от чего зависит физическое
здоровье, – здоровье нравственное.
Текст закрывается, ученики воспроизводят его, а
затем проверяют друг у друга по открытому
образцу, объясняют знаки препинания в этом
предложении.
Это изречение пусть станет эпиграфом к нашему
уроку. Мудрые мысли Д.С. Лихачева и других
выдающихся людей о нравственном здоровье будут
сопровождать нас весь урок.
– Что же такое нравственный?
После того, как дети объяснят значение слова,
учитель обращается к «лексикологам», чтобы
проверить, правильно ли растолковано значение
слова.
– Как же толкуется это слово в словаре Ожегова?
Нравственный – соответствующий
требованиям высокой нравственности, а нравственность
– внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек.
В словаре В.И. Даля дается такое толкование:
Нравственный – духовный, душевный.
Добронравный, добродетельный, благонравный,
согласный с совестью, с законами правды, с
достоинством человека, с долгом честного и
чистого сердцем гражданина.
– Назовите вопросительные частицы. При
помощи этих частиц превратите высказывание
Д.С. Лихачева в вопросительное. Обратите
внимание на интонацию.
Разве главное, от чего зависит физическое
здоровье, – здоровье нравственное? (Удивление,
сомнение.)
Неужели главное, от чего зависит физическое
здоровье, – здоровье нравственное? (Удивление.)
Главное ли, от чего зависит физическое
здоровье, – здоровье нравственное? (Только
вопрос.)
– Как изменилось предложение?
– Для чего служат частицы? Назовите усилительные
частицы. Введите в наш эпиграф эти частицы.
– Ведь главное, от чего зависит физическое
здоровье, – здоровье нравственное.
– Все-таки главное, от чего зависит
физическое здоровье, – здоровье нравственное.
– Главное же, от чего зависит физическое
здоровье, – здоровье нравственное.
– Как изменилось исходное предложение? (Оно
зазвучало более убедительно, не допускает и
малейшего сомнения.)
Контрольно-подготовительный этап
урока
Двое учеников работают у доски с карточками, а
остальные участвуют в игре «Лови ошибку!».
– Ваша задача – согласиться со мной или
опровергнуть мое суждение:
1. Частица – служебная часть речи, которая
связывает как члены предложения, так и простые
предложения в составе сложного.
2. В предложении частица является чаще всего
подлежащим или дополнением.
3. Частицы служат для образования наклонений
глаголов.
4. Частицы по значению делятся на три разряда:
соединительные, противительные и
разделительные.
5. Частица не пишется слитно с краткими
причастиями.
6. Чтобы отличить частицу ни от частицы не,
нужно попытаться опустить частицу. Если пропуск
частицы не изменит смысла предложения, нужно
писать не.
(Дети не соглашаются со всеми суждениями, кроме
3-го, давая верные ответы о частицах.)
Проверка выполнения индивидуальных заданий у
доски.
Задание. Вставьте пропущенные буквы.
Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Объясните. Назовите частицы.
Карточка № 1
Надо стремит(?)ся что(бы) в теле зд_ровом и дух
был зд_ровым. (Ювенал)
(Не)льзя вр_чевать тело (не)вр_чуя души. (Сократ)
Карточка № 2
Самые зд_ровые и кр_сивые пропорционально
сложе(н,нн)ые люди это те которых (не,ни)что
(не)раздр_жает. (Т.Лихтенберг)
– Знаете ли вы имена авторов этих афоризмов?
Сократ – афинский философ (ок. 470–399 г.
до н.э.); Ювенал – римский поэт-сатирик
(ок. 60 – ок. 130 г. н.э.); Лихтенберг –
немецкий писатель-сатирик, литературный и
художественный критик эпохи Просвещения,
ученый-физик (1742–1799 гг.).
– Еще в древности, даже до н.э., люди замечали,
что физическое здоровье теснейшим образом
связано с нравственным. А вот что сказал Михаил
Михайлович Пришвин: Здоровье человека не в
сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или
спине. Запишите это предложение под диктовку,
объясните орфограммы и знаки препинания. (Один
ученик работает у доски.)
– Так парадоксально высказался писатель.
Попытайтесь продолжить его мысль. (Дети
предполагают, что здоровье в образе мыслей, в
душе и т.п.)
Выборочный диктант
Задание. Слушая продолжение размышлений
М.М. Пришвина, выберите и выпишите частицы.
Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него
все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть
чисто человеческого здоровья – это когда его
неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому
человеку, как будто это даже закон: раз мне – то
должно быть и всем хорошо!
– Какие частицы вы выписали?
– Сделайте морфологический разбор частицы даже.
Устный диктант с мячом
Ученик называет слово с безударной гласной,
бросает мяч, поймавший мяч должен назвать
проверочное слово.
Доброта (до'брый), семья (се'мьи),
тактичность (та'кт), благородство (бла'го),
терпимость (те'рпит), жизнерадостность
(жи'знь), милосердие (ми'лый),
исполнительность (испо'лнит).
Работа в парах по теме
«Слитное и раздельное написание не с
разными частями речи»
В то время как семиклассники проверяют друг
друга (взаимоопрос), двое у доски по вариантам
воспроизводят «кластер» или опорный конспект на
ту же тему (1-й вариант – слитное написание, 2-й
вариант – раздельное).
Когда ученики выслушают и оценят друг друга,
проведем проверку опорного конспекта (или
кластера).
– Сделаем вывод. Каково же главное условие
правильного написания не? (Определение
части речи.)
ТЕСТ
I. В каком из предложений нет частиц?
1. Самое важное свойство для физического
здоровья представляет бодрость духа. (У.Годвин,
англ. писатель)
2. Приветливость и доброта делают человека не
только физически здоровым, но и красивым. (Д.С. Лихачев)
3. Гораздо меньше понимают, что для долголетия
необходима и тренировка духовных и душевных сил. (Д.С. Лихачев)
4. Василий Васильевич Розанов писал: «Большая
половина счастья человека – в семье». Вот почему
выбор мужа и жены – шаг первостепенной важности
для человека. (Д.С. Лихачев)
II. Отметьте предложения, в которых не
пишется слитно.
1. Позор, если в той самой жизни, в которой тебе
(не)отказывается служить тело, отказалась бы
служить душа. (Марк Аврелий)
2. Нельзя калечить свою душу, (не)калеча при этом
и тела. (Б.Шоу)
3. Образованность и интеллектуальное
развитие – это как раз суть естественные
состояния человека. А (не)вежество,
(не)интеллигентность – состояния,
(не)нормальные для человека. (Д.С. Лихачев)
4. (Не)вежество или полузнайство – это почти
болезнь. И доказать это легко могут физиологи. (Д.С.
Лихачев)
III. Укажите предложения, в которых не
пишется раздельно.
1. Патриотизм же, соединенный с интересом и
любовью ко всем нациям, – (не)пременное условие
нормального здоровья ума и сердца. (Д.С. Лихачев)
2. По-настоящему сильный и здоровый,
уравновешенный человек (не)будет без нужды
говорить громко, (не)будет ругаться и употреблять
жаргонных слов. (Д.С. Лихачев)
3. В самом деле, что можно противопоставить
заповеди «(Не) убий»? (Д.С. Лихачев)
4. Под здоровьем (не)льзя разуметь одно только
наружное благосостояние тела, а нужно понимать
вообще естественное, гармоническое развитие
организма. (Н.А. Добролюбов)
Самопроверка по ключу (на доске): I – 3; II –
3, 4; III – 2, 3.
– Какие ошибки допустили? Какие случаи вас
затруднили? Что объединяет все высказывания?
Какая мысль запомнилась?
Рефлексивный этап урока
– Небольшое сочинение поможет вам осмыслить
результаты нашей работы. Я предлагаю вам
составить «Поучение другу о нравственном
здоровье».
– Какова задача вашего сочинения? (Воздействовать,
убедить, призвать.)
– В
каком стиле вы будете работать? (Публицистическом.)
– Что такое публицистика? (Публицистика –
литература, касающаяся общественно-политических
вопросов современности, актуальная,
злободневная, важная для сегодняшнего дня. А
проблема нравственного здоровья особенно остро
стоит в современном обществе.)
– Что характерно для публицистического стиля? (Эмоциональность,
взволнованность.)
– Какие языковые средства вы будете
использовать? (Те средства языка, которые
позволяют усилить его воздействие на читателей:
обращения, побудительные и восклицательные
предложения, риторические вопросы.)
– Как вы построите «Поучение»? («Поучение»
начинается с вступления, в котором указывается
адресат. Затем следуют сами поучения. Тип
речи – рассуждение.)
– Соблюдая стиль и особенности поучений и
наставлений (опираясь на образец), создайте свое
поучение. Для придания ему эмоциональности,
выразительности используйте частицы. Но следите,
чтобы употребление частиц не было избыточным,
поскольку это ведет к засорению, утрате
смысловой точности. Частицы обведите.
Закончив работу, ученики знакомят
одноклассников со своими сочинениями.
Одноклассники мои или иной кто, слушая эту
грамотку, не посмейтесь над ней, а примите ее в
сердце свое.
Не ленитесь, трудитесь во благо страны своей.
Не обижайте слабых, а помогайте им.
В каком бы месте вы ни были, в какую бы
ситуацию ни попали, не дерзите, не грубите.
Не губите природу, не мучайте животных, тогда
и на душе у вас будет спокойно.
Ну, а если забудете это, то чаще перечитывайте
эту грамотку.
(Антон Артамонов)
Дорогой друг! Сердечная просьба к тебе: прими
от меня несколько советов, чтобы укрепить свое
нравственное здоровье. Вот они.
Помогай бедному, больному, обиженному.
Победи в себе жадность, лень, гордость. Люби
людей, не говори о них плохо. Посещай церковь.
Я надеюсь, мои советы заставят тебя
задуматься. Не время ли помочь себе и окружающим?
(Вика Литвинова)
Друг мой, а знаешь ли ты, что такое
нравственное здоровье? Нравственное здоровье –
это умение создавать хорошее настроение, умение
помочь, поддержать человека в трудную минуту,
умение остановиться, если ты делаешь что-то не то:
огорчаешь, обижаешь кого-то.
Делай добро, помогай людям, заботься о них.
Ведь равнодушие подрывает нравственное
здоровье. А нравственное здоровье способствует
долголетию.
(Аня Пушкарева)
Уважаемый друг, хочу рассказать тебе о
нравственном здоровье. Само понятие
«нравственное здоровье» очень широкое, но я хочу
поговорить лишь о малой его части – способности
приносить добро. Сейчас люди стали делать добро
реже, а некоторые даже стыдятся приносить добро
другим. Стыдиться этого нельзя, потому что это
делает счастливыми других людей. Здоровье
нравственное ведет к здоровью физическому и к
долголетию.
(Максим Бабаков)
Определение домашнего задания
(Мы работаем по комплексу по русскому языку под
ред. В.В. Бабайцевой). Обязательный для всех
первый уровень – § 152 (повт.), упр. 917.
– Как вы будете рассуждать, выполняя
упражнение?
Задание второго уровня – составить по теме
«Частицы» игру по типу «четвертый лишний»,
учитывая при этом общие функции и значения
частиц.
Творческое задание третьего уровня – домашнее
«исследование» «Частица не в песне
В.Высоцкого "Я не люблю”» для продолжения
разговора о нравственном здоровье.
В заключение мне хотелось бы, чтобы снова
прозвучали слова Д.С. Лихачева: «Приветливость
и доброта делают человека не только физически
здоровым, но и красивым». Убедитесь в этом сами,
посмотрите друг на друга дружелюбно и найдите
теплые, добрые слова. |