Суббота, 07.12.2024, 02:13


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Знакомство с героями комедии «Горе от ума». Анализ первого действия
Цели урока: прокомментировать 1-е действие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», в ходе анализа обозначить завязку комедии, сформировать первоначальные представления о конфликте, продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

Ход урока:
I.  Вступительное слово учителя. 
Беседа  о  восприятии  комедии.

Мы  сегодня  начинаем  разговор  о  бессмертной  комедии  Грибоедова.  Однако  при  её  появлении  далеко  не  все  были  в  восторге  от  произведения  драматурга,  некоторые  критики  даже  представить  себе  не  могли,  что  эта  пьеса  переживёт  своего  создателя  минимум  на двести  лет.
—  А  какое  впечатление  произвела  на  вас  пьеса  Грибоедова?
—  Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе Грибоедова?

У  произведения была  сложная  дорога  к  сцене.  Об  этом  пути  тоже  можно  было  бы  написать  книгу.

!  История  создания  комедии.  (Сообщение  учащегося.)
       Лучший друг Грибоедова С. Н. Бегичев писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…»
      В. В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.
     Существует и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причем сам автор в письме из Тегерана от 17 ноября 1820 г. (адресат письма не известен) подтверждает ее: «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; ВО СНЕ ДАНО, НА ЯВУ ИСПОЛНИТСЯ!»
    Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее. Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «списков». Успех был потрясающий: « Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год).  В  другом  письме  он  же  напишет:  «Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался».
        Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума».

Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.
    Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «Горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности
А. С. Грибоедова.
    В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».

— Кто из героев пьесы кажется вам наиболее привлекательным и кто — самым отталкивающим?
—  Какую сцену комедии вы представляете себе особенно живо?

II  Повторение понятия «комедия классицизма».
— Каковы  жанровые  особенности  произведения  Грибоедова?
( Комедия - одно из драматических произведений.
Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но  есть  список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

—  К  какому  стилю  относили  комедию классицисты?
(В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю.)

—  Каковы  особенности  классицистической  комедии?
(Принцип единства места, времени и действия;  система  амплуа, в пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя  с  главными  героями  и  рассказывают  предысторию.  Действие  замедляется  длинными  монологами.  Порок  наказан – добродетель  торжествует.)

—  Каковы  особенности  сюжета  в  классицистической  комедии?
 (Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма - борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.)

—  Можем  ли  мы  утверждать,  что  это  классицистическая  комедия?
(Конечно  нет,  хотя  элементы  классицистической  комедии  мы  видим:  единство  времени,  места,  говорящие  фамилии.)

    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».
Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
Сюжет — это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т. е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т. д.

—  Какие элементы сюжета вы знаете?

—  Какие из них являются главными, какие второстепенными?

—   Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка,  развитие действия, кульминация, развязка)?

—  Возможна ли их перестановка?

—  Какой художественный эффект при этом достигается?

III. Анализ списка действующих лиц.
Чтение  афиши.
Говорящие фамилии.
ФАМУСОВ (от лат. Fama – « молва») – воплотилась способность скрыть, выгодно объяснить смысл своих и чужих поступков. Его зависимость от общественного мнения, молвы и подчеркивает его «говорящая» фамилия.
РЕПЕТИЛОВ (от фр. Repeter – «повторять») – несет образ псевдооппозиционера. Не имея своего мнения, Репетилов повторяет чужие мысли и выражения. Его автор противопоставляет Чацкому, как внутренне пустого человека, примеряющего на себе «чужие взгляды и мысли».
МОЛЧАЛИН – он робок и молчалив с Софьей и Фамусовым, но с Лизой и Чацким он превращается в «говоруна» и повесу. Очевидно, его фамилия несет намек на скрытые и важные свойства натуры.

Тугоуховский,  Скалозуб,   Хрюмина,     Хлестова,  Загорецкий.

Герои получают характеристику исходя из следующих критериев:  принцип родовитости и место на служебной лестнице.
Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов.
—  Почему?!
Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский - Чаадаев).
Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.
Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»
Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 годы Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-30 годах написал и издал историко-философский трактат: «Философические письма».
Взгляды, идеи, суждения — словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.
Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

IV. Анализ I действия комедии.
— Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета?
( 1 – 5 явление в плане развития сюжета являются экспозицией).

—  Какая  интрига  завязывается  в  самом  начале?
(Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого — завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.)

—   Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели?  Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова.
(Мы утром вместе с Фамусовым обходим его.  Дом богат, просторен, и скучен. Всё как полагается— и никаких следов личности хозяев. У них нет увлечений, пристрастий, даже занятий нет. Дом скучен, потому что жизнь здесь неподвижна. Софья, вероятно, не только из-за любовного нетерпения говорит Молчалину: «Идите; целый, день еще потерпим скуку».)

 —  Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
( Из слов Лизы мы узнаем о Чацком, и о полковнике Скалозубе.)

—   Почему Фамусов позволил обмануть себя? Ведь ситуация была очень откровенна, рассказ   Софьи   о   сне   прозрачен: она не может сразу отрешиться от забытья музыки и любви; (Молчалин почти явно — "герой сна", рассказанного ею (и в этом — свидетельство искренности ее любви). Да и односложность ответов Мол-чалина, вмешательство Софьи для Фамусова подозрительны. Но Фамусов так ничего и не узнал. Почему?
(Прежде всего, при всей грубости, Фамусов простодушен. Так, хваля свои заботы о дочери, он рассказывает о мадам Розье, которую «умел принанять» как «вторую мать»; но тут же оказывается, что проницательность его была не слишком острой: «редкие правила» этой «старушки-золота» не помешали ей удрать к другим «за лишних в год пятьсот рублей». Задавая вопросы, Фамусов почти не дает говорить другим; он так словоохотлив, что, перескакивая с одного предмета на другой, почти забывает о своих намерениях. Но одним этим трудно объяснить его согласие закрыть глаза на всё, что он видел.
Пожалуй, главная причина его слепоты в том, что он и не хочет ничего видеть, ему просто лень, он боится «хлопот». Ведь если всерьез все это принять, надо идти на скандал с Софьей, гнать Молчалина... Фамусов не любит перемен, ему удобно жить так, как он жи¬вет. И меры предосторожности сво¬дятся к тому, что он всех распе¬кает и «уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед», чтобы не оставить своего секретаря с дочерью.

—  В  каком  явлении  появляется  Чацкий?  Как  входит Чацкий?
(1д., 7 явл.  Он  энергичен,  счастлив,  возбуждён,  предвкушает  встречу,  которую  так  долго  ждал.  Эта  первая сцена очень важна. Здесь   начало   того   трагического  заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.)

—  Что заставило Чацкого уехать из Москвы?
(Скука, которую не могла побороть даже влюбленность в Софью.  Его взыскательный критицизм вел неизбежно к «огорчённости», она заслоняла радость любви. И Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни, просветления ее. Любовь к родине (недаром он говорит о «дыме отечества») и влюбленность в Софью возвращают его в Москву.
Чацкий — герой действия, энтузиаст по складу характера. Но в фамусовской Москве энергия и энтузиазм не только незаконны» — им    нечем    питаться.    И    Чацкий  «бросается» в любовь, как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни.)

—  Как его встречает Софья? (Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого.)

—  Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью?   Что раздражает Софью в Чацком?

—  Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?

—Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова  и  как  изменился  он  сам?
Против чего направлена ирония Чацкого?
(Диалог Чацкого и Софьи — сатирическое обличение Чацким московских нравов)

— Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах?

—  Проявился ли конфликт в 8-10 явлении, между кем, какой он носит характер?
( В данном случае автором нарушается одно из правил комедии классицизма – единство действия, так как в 8-10 явлении начал проявляться любовный конфликт между Софьей и Чацким.)

V. Подведение  итогов.
Экспозиция знакомит читателя с домом московского барина Фамусова. Его 17-летняя дочь Софью влюблена в бедного секретаря отца Молчалина. Они встречаются тайком от отца. Помогает в этом служанка Софьи Лиза. Из разговора Лизы и Софьи узнаем, что три года назад Чацкий, который воспитывался в доме Фамусовых, уехал «ума искать» в Петербург, затем за границу.
Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылко признается в любви Софье. Так  возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник — Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает  полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безроден, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.

Домашнее задание.
1  Прочитать II действие.
2  Индивидуальное задание: на выразительное чтение подготовить
монологи Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи  кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка,  отменная манера».
3.  Ответить  на  вопросы:  «Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?»

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (06.04.2012)
Просмотров: 8076 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0