Способность мыслить нестандартно даётся не
сразу и не каждому. Часто мы упускаем из поля
зрения развитие интеллектуальных и духовных
способностей учащихся. Уроки работы с лирическим
текстом – одна из возможностей научить
школьника самостоятельно мыслить, что
подразумевает необходимость наблюдать,
анализировать, обобщать – и чем доказательнее,
глубже, оригинальнее они, тем самостоятельнее
мышление. В лирическом произведении находит своё
воплощение духовный мир автора. Осторожный и
вдумчивый анализ стихотворного произведения
рождает более глубокое его понимание. Особенно
тонко надо подходить к изучению пейзажной
лирики.
Всё, что создано человеком, – это капля в океане
природы. Поэзия и показывает, как весь этот океан
отражается в малой капле. Именно поэзия остаётся
связующим звеном между природой и остальным
миром. О чём бы ни хотел сказать поэт, ничто не
заменит ему образов, взятых из природы: "вода” и
"огонь”, "цветок” и "звезда”. Поэзия
представляет мир, создаваемый человеком, в его
гармонии с природой.
Все уроки, посвящённые пейзажной лирике, я
разделила на несколько тем.
- Поэтические воззрения древних славян на
природу.
- Природа как прообраз и идеал художественного
творчества (на примере стихов поэтов-романтиков).
- Растительные и анималистические мотивы
пейзажной лирики.
- Взаимоотношения человека и природы.
- Пейзажи: идеальный, бурный, унылый,
национальный, экзотический.
- Времена года.
- Пейзажи воображения.
- Индивидуальные образы природы.
В старших классах ученики уже достаточно
хорошо владеют навыками анализа, и я предлагаю им
урок на тему "Зима в русской лирике”.
Начинаю урок с небольшого вступительного
слова.
Зима – глубочайшее обнажение души русской
природы, то её "посмертное” состояние, которое
наиболее всесторонне и проникновенно
запечатлелось в нашей поэзии. В любви к зиме
проявляется особый склад национального
характера: мечтательность, задумчивость,
отрешённость, как бы пребывание за гранью
становящейся природы, в её вечном,
"потустороннем” покое. Ни в одной другой поэзии
мира образ зимы не явлен так многогранно,
воплощая художественные представления о самом
небытии в его отношении к цветущему земному
бытию.
Пусть нежный баловень полуденной природы,
Где тень душистее, красноречивей воды,
Улыбку первую приветствует весны!
Сын пасмурных небес полуночной страны,
Обыкший к свисту вьюг и рёву непогоды,
Приветствую душой и песнью первый снег.
Так начинает П.А.Вяземский свою знаменитую
элегию "Первый снег”, на которую ссылается
А.С.Пушкин в "Евгении Онегине”.
И действительно, снег 1817 года, описанный
П.А.Вяземским, был первым снегом в русской поэзии.
Вяземский сознательно выбирает зиму как явление
"пасмурной”, "полуночной” природы Севера,
противопоставляя ей "полуденный”, яркий мир
Юга, где торжествует вечная весна. Но дальше он
описывает зиму в таких ярких, сияющих, солнечных
красках, что любая весна перед нею меркнет:
Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подёрнулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля…
Южным поэтам неведомо такое восприятие снега и
льда. У Данте лёд – это вещество ада: в 9-м круге
грешники вместе Люцифером наказываются вечным
холодом, от которого тела покрываются ледяной
коркой.
В русской поэзии зима – праздник света.
Лучше всех это выразил Ф.И.Тютчев.
(Читает ученик).
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- На что похожа зима у Ф.И.Тютчева? (Сон –
"вещая дремота” природы, состояние грёзы и
чистоты)
- Где наиболее зримо совершается эта
остановка жизни? Почему? (В лесу, где его
застылость свидетельствует о силе зимних чар)
- Какие черты главенствуют в образе зимнего
леса? (Покой и блеск)
- И дальше: "весь окутан, весь окован”, "в нём
ничто не затрепещет”, но зато от солнечного луча
"он весь вспыхнет и заблещет ослепительной
красой”.
- В чём же суть зимних чар? (Движение
прекращается, вся его сила и страсть в
"ослепительной красоте”)
- Это как бы законченное произведение
искусства, изъятое из потока быстротечной жизни.
Вечные снега воплощают предельную ясность и
чистоту космоса. Купаясь в солнечных лучах, снег
не тает от их жара, но преломляет в себе его свет.
В этом взаимопроникновении небесного огня и
холода заключается для Ф.И.Тютчева некая главная
идея о бессмертии, соединяющем начало жизни –
огонь и начало смерти – холод.
Посмотрим у Н.А.Некрасова:
Нет глубже, нет слаще покоя,
Какой посылает нам лес,
Недвижно, бестрепетно стоя
Под холодом зимних небес.
- Здесь зима тоже сон. Какой? К чему он
приближает? (К вечному успокоению и блаженству)
- Это Дарья, потерявшая мужа, в поэме "Мороз,
Красный нос” уходит из горькой и трудной жизни в
сладкую истому смерти. У Ф.И.Тютчева чистота и
ясность снежного мира – бессмертие, у
Н.А.Некрасова – смерть. У Н.А.Некрасова – это
русская фольклорная традиция сказок о Морозке, у
Ф.И.Тютчева – эллинское понимание космоса и
стихий.
- А что в их понимании зимы сходного?
(Царство "заколдованного сна”, где "стынет”
всё живое)
- Какова же зима у А.С.Пушкина?
Читаем:
"Осень”
"Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях
обновляет путь…”
"Зимнее утро”
"Зима. Что делать нам в деревне?..”
"Бесы”
- В каких образах предстаёт здесь зима? (В
движении)
- Похожа она на сон? (Нет)
- Всё изображение строится на контрасте:
"скользить по зеркалу стоячих, ровных рек” – их
неподвижностью мерить быстроту собственного
движения. Это же относится к теплу человеческого
тела – поцелуй "пылает” на морозе, жаром своим
создавая контраст окружающему холоду:
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!
("Зима. Что делать нам в деревне?”)
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!
- Какое слово встречается в том и другом
двустишии? (Свежа)
- Это главная особенность пушкинского
восприятия не только зимы, но и мира вообще –
контраст предмета и ощущения, неожиданность их
встречи.
- Найдите в его стихах примеры активности
лирического героя по отношению к миру.
- Зима в изображении поэта, остужая природу,
согревает человека, мороз всегда даётся в
облачке горячего пара, снег взрыт стремительными
полозьями, лёд "трескается и звенит” под
"блистающим копытом”. |