Цель экспедиции: исследовать предпосылки создания произведений И. А.
Гончарова: определить авторско-личностный, историко-литературный контексты
возникновения произведений писателя; заниматься самостоятельной
исследовательско-поисковой работой; заинтересовать учащихся личностью писателя и
его творчеством.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран; на письменном столе находятся
предметы: парусник, подзорная труба, свеча, перо с чернильницей, компас, глобус,
чертежи фрегата "Паллада”; произведения писателя.
Эпиграф.
… У меня есть (или была) своя нива, … свой мир наблюдений,
впечатлений, воспоминаний, и я писал только то, что мыслил, что любил, что
близко видел и знал…
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Ребята, обратите внимание на предметы,
которые находятся перед вами. Как вы думаете, о каком человек пойдёт сегодня
речь? Что могут сказать эти предметы о нём?
(Предполагаемые ответы: "Это морской офицер. Человек, который любил
путешествовать. Человек, влюблённый в море. Человек, который писал о море.)
(Слайд 1, портрет писателя.) Зовут этого человека Иван Александрович
Гончаров. Писателя привлекли к участию в морской экспедиции. Это дело в России
было новым и объяснялось исключительной важностью миссии (подготовка к
подписанию с Японией договора о торговле и границах). Это путешествие
имело огромное значение в жизни И.А.Гончарова.
А вот друзья писателя были очень удивлены, как это Гончаров, человек,
привыкший к домашнему уюту, малоподвижный, – прозванный в салоне
Майковых де-Лень, вдруг отправляется в кругосветное путешествие.
(Слайд 2. Тема урока, эпиграф.) И поэтому тема сегодняшнего урока
звучит так.
Обратите внимание на слово ДЕЯНИЕ. Это значит действие, поступок, свершение.
(Прочитывается и объясняется эпиграф.)
Мы сегодня с вами тоже отправляемся в экспедицию. (Слайд 3. Цель
экспедиции.)
В экспедицию отправляются современники И.А.Гончарова, люди, которые
жили с ним в одно время и следили за его творчеством и которые могут поведать
нам о таинственном господине де-Лень. (Их представляют учащиеся, которые
самостоятельно исследовали предпосылки создания произведений писателя.)
Вместе с современниками Гончарова в экспедицию отправляются и
читатели XXI века, которым не терпится узнать: "Зачем и для чего жил и творил
писатель? Какую пользу принёс России? Какие великие деяния совершил?”
– Как на любом судне, у нас есть судовой журнал. Его будут вести
читатели XXI века. В него заносятся все события, которые происходят на судне.
Пока судовой журнал представляет разрозненные страницы (страницы
прикреплены к доске). Наша экспедиция будет следовать по определённым
направлениям. Каждая страница журнала соответствует определённому направлению.
1-ая страница и 1-ое направление, по которому отправится наша экспедиция,
звучит так: "Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова”. Заполняет её
1-ая группа читателей XXI века.
2-ая страница и 2-ое направление: " Роман "Обыкновенная история” –
"первое произведение, достойное печати” – 2-я группа читателей.
3-я страница и 3-е направление: "Фрегат "Паллада” – уникальный образец
жанра путешествий” – 3-я группа.
4-я страница и 4-ое направление: " Роман "Обломов” и всемирная
известность И.А.Гончарова” – 4-я группа.
5-я страница и 5-ое направление: " Роман "Обрыв” – "была моя жизнь…” – 5-я
группа.
6-ую страницу заполняет 6-я группа: "Выводы экспедиции”.
– Таким образом, получится судовой журнал, в котором последние страницы
останутся чистыми. На этих страницах читатели XXI века выскажут своё впечатление
от экспедиции.
2. Выступления современников И.А.Гончарова. (Учащиеся по
заданным направлениям провели исследовательскую работу, делают сообщения, а
читатели XXI века фиксируют самые важные события в судовой журнал.)
Слайды к 1-ому направлению: – портрет Гончарова кисти Крамского;
– дом писателя;
– Трегубов – крёстный писателя, мать писателя;
– г. Симбирск
– Летописец семьи;
– Санкт-Петербург;
– салон Майкова.
Слайды к 3-ему направлению:
– фрегат "Паллада”;
– фрегат "Паллада” (снимки);
– географическая карта, на которой отмечен путь.
Фрегата "Паллада”;
– чертёж фрегата (названия парусов);
– 2-ой чертёж фрегата.
Слайды к 4-ому направлению: – портрет Гончарова, его дом;
– портреты Гончарова и Толстой.
3. Завершение экспедиции.
Учитель. Экспедиция завершает свою работу. Какие же были предпосылки
для создания произведений И.А.Гончарова и его героев?
Послушаем ребят из 6-ой группы, которые сделали выводы по окончанию
экспедиции.
Выводы экспедиции.
- Через изучение опыта экономической, государственной, культурной жизни
других стран и народов Гончаров пришёл к пониманию изменений, происходивших
в России XIX века, готовившейся встать на путь капиталистического развития.
- Сопоставляя культурно-экономический уклад капиталистической Англии с
замкнутым феодальным укладом Японии, Гончаров смог предвидеть историческую
необходимость появления в России собственных Штольцев и Тушиных в качестве
антагонистов Обломова, Райского и Волохова.
- Гончаров пытается предугадать историческое будущее России, которой рано
или поздно суждено разорвать свою духовную культурную изоляцию и влиться в
семью европейских народов.
- Некоторые страницы "Фрегата "Паллада” звучат прямым гимном гению
человека, его упорству, неустанному труду, его силе и мужеству, что
отражается в последующих произведениях И.А.Гончарова.
- Через мимолётные зарисовки быта и нравов Гончаров пытается определить
тайну национального характера.
4. Подведение итогов.
Учитель. Теперь соединим страницы судового журнала. Вот,
что у нас получилось. (Показывает журнал.)
Продолжите предложения.
- Прочитав эпиграф к уроку, я понял, что Гончаров…(искренне и правдиво
признаётся в том, что отражал в своих произведениях современную ему
действительность).
- Моё исследование помогло мне понять, что…(все великие деяния были
совершены Гончаровым для и ради России).
- Сегодня на уроке я узнал, что…(Гончаров стал всемирно известным после
написания романа "Обломов”; преодолев лень, отправился в путешествие).
- Сегодня на уроке я был удивлён тому, что…(все романы Гончарова
начинаются на букву О).
Учитель. Среди современных школьников старших классов провели опрос:
изучение произведения какого автора вам скучно? Большая часть ребят ответила: "
"Обломов” Гончарова”.
Я думаю, что после сегодняшнего урока, вы поймёте, что это не так. С
удовольствием прочтёте роман "Обломов” и перечитаете биографию писателя.
Домашнее задание:
1) заполнить оставшиеся страницы судового журнала;
2) прочитать 1–10 главы романа "Обломов”. |