Суббота, 23.11.2024, 07:07


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Жанр басни в творчестве Крылова

Цель урока:

  • воспитать любовь к басенному стиху;
  • воспитать потребность быть порядочным, организованным, интеллектуально подкованным.
  1. Образовательная: совершенствование языковой культуры учащихся.
  2. Развивающая: формирование развития коммуникативности и экспрессивности.
  3. Воспитательная:

Словарная работа: басня, аллегория, мораль, басенный стих, переводы, заимствованные сюжеты.

Оборудование: выставка книг, иллюстрации к басням, высказывания о Крылове и его баснях (Например: Н.В. Гоголь: "Его притчи достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа”; Н.В. Гоголь: "Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино”; П. Вяземский: "Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово”; В.Г. Белинский: "… в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум”, А.С. Пушкин: "Крылов - истинно народный поэт”).

Ход урока

  1. Организационный момент 

- Сегодня наш урок посвящен великому баснописцу И.А. Крылову. Что вы знаете о нем? (Ребята зачитывают высказывания о великом баснописце).  Совпали наше мнение с их мнением?

  1. Мотивация

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слова эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
П.А. Вяземский.

- Согласны ли вы с высказываниями русских поэтов?
- Почему крыловские слова названы "крылатыми”?

  1. Слово учителя 

Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все знают "дедушку Крылова”. Когда произносят это имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты допушкинской поры знали и любили басни Крылова. Он бывал в доме у Дельвига, когда там собирались литераторы пушкинского круга, и всегда басни Крылова оставались злободневными и остроумными.

Знают Крылова и сейчас. Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.

И.А. Крылов был сторонником просвещения и хотел доказать той части дворян, которые выступали против развития науки (а таких было немало даже при дворе), их неправоту. Басня была сильным оружием в этом споре.

Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова- лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо”. Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают, например, что "услужливый дурак опаснее врага”, что "у сильного всегда бессильный виноват”, что "лесть гнусна, вредна”, но "в сердце льстец всегда отыщет уголок”.

Жизнь Крылова не баловала. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства. У будущего баснописца не было возможности учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он очень любил читать, размышлять о прочитанном. Его самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Его писательская деятельность началась с 11 лет. В 1806 году появились первые басни - "Дуб и трость”, "Разборчивая невеста”, "Старик и трое молодых”. Первые из своих замечательных басен Крылов читает в доме Оленина, президента Академии художеств. В 1809 году вышла книга "Басни Ивана Крылова”. Но известным всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812 году, по поводу Отечественной войны. С тех пор слава стала расти. Басни Крылова расходились огромными по тому времени тиражами. В первом сборнике их было два десятка, в последнем – почти две сотни.

В 1838 году Петербург торжественно отпраздновал 70-летие И.А. Крылова и 50-летие его творческой деятельности.

На похоронах (21 июня 1844 года) великого баснописца (по его завещанию) друзья и знакомые получили экземпляры нового издания басен. О смерти И.А. Крылова поэт П. Вяземский писал: "Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово”.

В 1855 году скульптором Клодтом был воздвигнут памятник (по барельефу герои басен) Крылову в Летнем саду в Петербурге, именно в этом городе прошли его лучшие и трудные дни своей жизни, этот город он больше всего любил, в этом городе и его любят, любят дедушку Крылова .

  1. Словарная работа 

- С помощью кроссворда давайте вспомним необходимые для нашей темы слова?

  • Это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. (Басня).
  • Один из основоположников жанра басни, живший в 6 веке до н.э., был рабом Иадмона. (Эзоп).
  • Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория).
  • Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение).
  • Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. (Мораль).
  • Как мы назовем писателя, создающего басни?
  • Назовите наиболее знаменитых предшественников И.А. Крылова. (Античность: Эзоп, Федр; Французские баснописцы эпохи классицизма: Лафонтен, Буало; Русские баснописцы 18 века: А. Сумароков, И.Хемницер, И. Дмитриев, А.Е. Измайлов).

(Вслед за словарной работой можно перейти к рассказам о баснописцах; рассказы готовят учащиеся с помощью учителя. Знакомство с баснями разных авторов.)

Например: "Эзоп - один из первых баснописцев. Число рассказанных им басен велико, их около пятисот. Рассказывают, что Эзоп был фригийским рабом, но для работы не был годен. Был он некрасивым, пузатым, на спине его был горб. Такое чудовище, что и смотреть на него было страшно. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но все-таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням.

Ворон и Лисица.

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.

"При дворе Людовика 14, во Франции, жил Жан Лафонтен. Он ничем не отличался от других, кроме того, что в особой иносказательной форме создал картину жизни своей эпохи. Лев у Лафонтена лжив и лицемерен, придворные льстят ему, желая получить власть и богатство. Если Лев похож на Людовика, то все, кто ему льстят, как две капли воды похожи на королевскую челядь.

Жан Лафонтен был необычайно смелым человеком, это не нравилось Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям. Лафонтен знал басни Эзопа”.

И т.д.

  1. Физкультминутка.

- Встали, ребята. Физкультминутка для глаз: поморгайте быстро 5-6 раз глазами и закройте глаза (повторите упражнение 3-4 раза);

  • для кровообращения головного мозга: делаем медленное вращение головой в правую сторону 2 раза, в левую сторону 2 раза (повторить упражнение 2 раза);
  • для опорно-двигательного скелета: подняли руки вверх, подтянулись, нагнулись и достали пол руками (повторить 3-4 раза), повороты туловища вправо, влево (повторить 3-4 раза).

- Молодцы, сели за парты.

  1. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова.

- Что такое басня? Вот что о басне говорил В.Г. Белинский: "Басня есть поэзия рассудка”.

(Работаем с определением басни и составляем опорный конспект). Например:

БАСНЯ Небольшой рассказ, часто стихотворный, 2 части:
  • основное повествование
  • и мораль (нравоучение);
  • аллегорическая форма (иносказание);
  • сатирическое изображение;
  • герои – чаще животные.
  • диалог;
  • использование просторечной лексики;
  • лаконизм,
  • афористичность языка;
  • особый басенный стих (строчки разной длины), передающие разговорную речь;
  • олицетворение.
  1. Физкультминутка.

- Перед тем, как читать басню, необходимо размять язычки, почувствовать интонацию, услышать свой голос.

Скороговорка: Шалунья мартышка сидит на вышке и оттуда бросает шишки.


Невежа – грубый, невоспитанный человек.

  1. Работа с басней "Свинья под дубом” (басня читается учителем)
  • По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?
  • Какое чувство вызывает у читателя свинья?
  • С какой интонацией следует читать слова Свиньи?
  • Какие слова использованы для ее описания? Каким словом характеризует Свинью Дуб?
  • Почему она названа невеждой? В чем разница значений слов "невежда и "невежа”?

Невежда – малообразованный человек, неуч;

  • Что означают выражения: "поступить по-свински”, "подложить свинью”? (совершить подлость, нанести вред)
  • Где мораль басни, какой вывод делает сам Крылов?
  • В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова?
  1. Работа с иллюстрациями 
  • Посмотрите, как эту басню увидели Г. Куприянов, Е.М. Рачев, А.Лаптева.
  • Посмотрите, как эту басню увидели ваши одноклассники 
  1. Выразительное чтение. Чтение по ролям.
  2. Итог урока.

- Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели? Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.

  1. Домашнее задание:
  1. выучить басню "Свинья под дубом”;
  2. подготовить викторину по басням И.А. Крылова.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (04.03.2013)
Просмотров: 5454 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0