Цели:
- Познакомить учащихся с поэзией периода
Великой Отечественной войны. Познакомить с
биографическими сведениями о Д.Самойлове и Е.А.
Евтушенко.
- Развивать мыслительные способности,
выразительное чтение, навык анализа
стихотворения, обогащать словарный запас
учащихся.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к
родине, интерес к поэтическому творчеству
Оборудование: портреты Д.Самойлова,
Е.А. Евтушенко, записи песен ("Бьется в
тесной печурке огонь...” на слова А. Суркова)
Эпиграф:
Солдаты мы.
И это наша слава,
Погибших и вернувшихся назад,
Мы сами рассказать должны по праву
О нашем поколении солдат.
Н.Старшинов
Ход урока
Эмоциональное вступление к уроку -
прослушивание песни о войне, в котором
отразилось чувство защитников Родины.
"Землянка” ("Бьется в тесной печурке огонь...”
на слова А. Суркова).
I. Сообщение новых знаний
1. Вступительное слово учителя.
Все мы знаем 1941-1945 годы, годы Великой
Отечественной войны. Не только простой народ
участвовал в этой войне. И писатели, и поэты,
такие, как А.Гайдар, А.Алиш, М.Джалиль,
А.Твардовский, М.Шолохов, Д.Самойлов, брали в руки
винтовки и шли в бой. Они сражались не только с
помощью оружия, главным их оружием было перо.
Центральная тема их произведений – это тема
войны. И сегодня мы с вами познакомимся с этими
поэтами – Д.Самойловым и Е.А.Евтушенко.
Самойлов Давид Самуилович родился в 1920 году в
Москве, умер в 1990 году в Таллинне. Настоящая его
фамилия – Кауфман. Мальчик рос в сугубо
интеллектуальной семье. Будучи студентом, он
добровольно ушел на фронт. Был рядовым бойцом,
разведчиком. Война, естественно, отложилась в его
поэзии – в частности, вошедшее в поговорку
стихотворение "Сороковые, роковые...”,
написанное в 1961 году.
2. Выразительное чтение стихотворения
"Сороковые, роковые...” и его анализ.
А) Учитель выразительно прочитывает
стихотворение, учащиеся внимательно слушают.
Затем прочитывает стихотворение один ученик из
класса (возможно, заранее подготовленный)
Б) Словарная работа
- Мы с вами прочитали стихотворение Д.Самойлова
"Сороковые, роковые...”, и нам здесь встретились
непонятные слова, давайте разберем их. Как вы
понимаете значение этих слов?
- роковые (годы)- здесь: приносящие горе, как бы
назначенные судьбой, роком;
- в ...замурзанной ушанке (просторечное) – в
грязной, истрепанной зимней солдатской шапке;
- уставная (звёздочка) – сделанная по военному
уставу, правилу;
- кисет – маленький мешочек для табака,
затягиваемый шнурком;
- мундштук – небольшая трубочка, в которую
вставляют папиросу;
- балагурить (разговорное) – весело, с шутками
болтать;
- паёк (просторечное) – здесь: кусок хлеба,
выданные по военной норме.
В) Беседа по содержанию стихотворения.
- Какими словами рисует поэт картину войны? Что
увидели вы за скупыми строками первых двух строф?
( Суровое лицо войны рисуется поэтом при
помощи таких картин, как извещенья похоронные,
перестуки эшелонные, погорельцы. В первых двух
строфах картину разорванного войной мира
дополняют звуковые образы, созданные
аллитерациями на букву "р”: "соРоковые”,
"Роковые”, "фРонтовые”, "похоРонные”,
"пеРестуки”, "Рельсы”, "пРостоРно”,
"погоРельцы” (два раза). Эти слова и выражения
вызывают у читателя чувства тревоги,
непоправимой беды, горя.)
- Как меняется настроение стихотворения, когда
поэт вспоминает себя на войне? Каким видится вам
герой стихотворения? (Сначала автор изображает
страшные годы войны, беду, ужас, но он начинает
вспоминать себя в это время, и настроение
меняется, становится веселым и озорным. Он
вспоминает себя, каким он был веселым, задорным.
Автор стихотворения видится нам человеком
мудрым, многое повидавшим на своем пути.)
- Какие чувства испытывает поэт, вспоминая свою
юность? (Вспоминая свою юность, автор испытывает
чувство горечи, печали. Война разрушила все. Она
разрушила юношеские мечты, желания, надежды.
Автор говорит о несовместимости,
противоположности юности и войны)
- Какие художественные детали создают образ
войны в строфе "Сороковые, роковые...”?
(Художественные детали: извещенья похоронные,
перестуки эшелонные, гудят накатанные рельсы)
Вывод: В этом стихотворении Самойлов хочет
сказать о том, как противостоят и как
несовместимы юность - прекрасная пора жизни, и
война – ужасная, кровопролитная.
3. Слово учителя о Е.А.Евтушенко.
- Но не только писатели, побывавшие на поле
битвы писали произведения о войне, о ее ужасающих
последствиях, о том, сколько горя принесла война.
Одним из таких писателей является Евтушенко
Евгений Александрович, который не сражался с
врагами, но точно мог передать настроение войны в
своих произведениях, ее влияние на человека
простого и бедного.
Он родился 18 июня 1933 года на станции Зима
Иркутской области. Он – поэт, прозаик, критик,
публицист, кинорежиссер. Родители – геологи,
мать впоследствии певица, заслуженный работник
культуры РСФСР. Он рос и учился в Москве, посещал
поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом
Литературного института им. М.Горького.
Евтушенко занимался преподавательской
деятельностью в США, интенсивными творческими
исканиями в других литературных жанрах и видах
искусства. Евтушенко был редактором многих книг,
вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и
телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам
выступал с чтением стихов А.Блока, В.Маяковского,
Н.Гумилева и других.
Евтушенко – почетный член Академии искусств,
действительный член Европейской академии
искусств и наук.
4. Выразительное чтение стихотворения
Е.А.Евтушенко "Мед”.
А) Учитель выразительно прочитывает
стихотворение, учащиеся внимательно слушают.
Затем прочитывает стихотворение один ученик из
класса (возможно, заранее подготовленный)
Б) Словарная работа
- Мы с вами прочитали стихотворение, и нам здесь
встретились непонятные слова, давайте разберем
их. Как вы понимаете значение этих слов?
отрез – кусок ткани на платье, костюм;
рука...гнушалась явными отрепьями – не брала, с
отвращением отбрасывала поношенную, ветхую
одежду;
цедиться – медленно литься через узкое
отверстие; здесь: через воронку в бутылку;
глядел согбенно и безропотно – сгорбившись,
покорно смотрел;
сановно – здесь: высокомерно от сознания
своего почетного положения, сана;
пособить (просторечное) – помочь.
В) Беседа по содержанию стихотворения.
- Какое впечатление произвела на вас история,
рассказанная поэтом? (Эта история очень грустная,
печальная. Стихотворение производит чувство
отвращения к богатым, скупым и чувство жалости к
бедным и беспомощным.)
- Раскройте значение метафоры " и горе
выстроилось в очередь, простое, горькое, нагое”.
(В этой метафоре под словом "горе”
подразумевается весь народ, народ бедный,
беззащитный, беспомощный. Это означает, что в
очередь выстроились простые люди, а не богачи)
- Какие чувства испытывает рассказчик к
продавцу меда и к людям в очереди? Ответ
подтвердите цитатами из стихотворения. (Автор
испытывает чувство отвращения к продавцу меда,
точнее чувство ненависти: "Был продавец из этой
сволочи”. К людям же, стоящим в очереди, он
испытывает чувство жалости: "горе выстроилось в
очередь, простое, горькое, нагое”)
- Что говорят вам, читателям, такие
художественные детали, как "рука купеческая с
кольцами” и рюмочка "с колечком маминым на
дне”. Какой момент в стихотворении завершает
этот ряд деталей, превращая колечко в символ?
(Здесь "рука купеческая с кольцами”
противопоставлена "колечку маминому на дне”.
"Колечко, выпавши из рюмочки упало вслед саней
умчавшихся” завершает ряд деталей. Мамино
колечко было символом надежды, веры в выживание,
но все надежды разрушены).
- Как поэт подчеркивает богатство и высокое
положение неожиданного покупателя? Какой
подтекст в строке: "Они всегда договорятся”?
(Уже при первом появлении неожиданного
покупателя мы можем судить о его богатстве и
знатности, так как у него и сани красивые,
расписаны розами на спинке, да и сам внешний вид:
"важный лоб, торжественный, как в раме”, говорит
о его положении в обществе. Продавец меда –
человек богатый, и в строчке: "Они всегда
договорятся”,- мы сразу замечаем разницу между
простым народом и этими богачами. У этих богачей
одинаковые мысли цели, они оба хотят одного:
богатства. И эта строчка покупателя говорит о
том, что они поймут друг друга.)
- Когда и с какой целью поэт использует прием
противопоставления, контраста? (В последних
строках автор использует прием
противопоставления. Здесь мед, который ел богач,
противопоставляется меду, прилипшему к усам
навеки. Купив мед, и лишив, возможно, единственной
надежды на выживание, богач совершил ужасный
поступок, который никто не сможет исправить, то
есть к усам прилип не мед, а на совести этого
богача то горе, беды, лишения и, возможно, смерть
людей. И за все в ответе этот богач).
Во время обсуждения стихотворений можно
записать в тетрадь по литературе ключевые слова
и выражения для анализа этих поэтических
текстов.
III. Подведение итогов урока.
- С какими поэтами мы сегодня познакомились?
- С какими их стихотворениями мы познакомились?
- С какими чувствами авторы вспоминают о
военных годах?
Сегодня мы лишь прикоснулись к теме "Поэзия
Великой Отечественной войны”, так как поэтов,
выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах,
более тысячи. Я советую вам дополнительно
почитать стихи Ольги Берггольц, Булата Окуджавы,
Владимира Высоцкого, Муссы Джалиля, Эдуарда
Асадова, Расула Гамзатова.
IV. Постановка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворений о Великой
Отечественной войне. |