Суббота, 03.12.2016, 14:32

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Внутреннее «я» героев через постижение глубины контрастных слов (по сказке-феерии А. Грина «АЛЫЕ ПАРУСА»)

Цели: совершенствование умений и на­выков работы с лексическим значением слова через ассоциативную призму му­зыки и цветовой гаммы, способствую­щих пониманию внутреннего «я» геро­ев произведения; развитие логического и образного мышления; формирование умений проведения параллелей с други­ми произведениями литературы; эстети­ческое и нравственное воспитание.

Тип урока: урок-сон.

Оборудование: портрет А. Грина, реп­родукция картины Ю. Масютина «Ас­соль»; плакат, изображающий корабль с алыми парусами; атласная белая и черная материи; букет алых роз в вазе; иллюстрации к произведению; ассоци­ативно-символические изображения контрастной лексики (саксофонная баллада «Tears in Heaven» из музыкаль­ной серии «Музыка для релаксации»: «Музыка прибоя»; инструментальная музыка: Чет Аткинс «Аве Мария», Ва­несса Мей «Шторм»; К. Сен-Сане «Ле­бедь»; сочинение-ассоциация ученицы.

Мы источник веселья —

и скорби рудник. Мы вместилище скверны —

и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир, —

многолик. Он ничтожен —

и он же безмерно велик.

Омар Хайям

 

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

Звучит саксофонная баллада «Tears in Hea­ven».

Учитель. Мне снится сон... Я слышу шум прибоя, сквозь который льются звуки саксофона и слова, как эхо: «Ког­да дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина» Проносятся мысли: «Где эга^льпиалл9» Да, конечно, это сторПИ Гранина^Дн тысячу раз прав... Таинственной силой мою руку потянуло к тумбочке, словно маг­нитом. Теплая рука касается чего-то прохладного, твердого, и тут же возни­кает ощущение единения с чем-то чис­тым, свежим, как глоток свежего мор­ского воздуха. Пальцы сжимают книгу А. Грина, голова клонится к подушке, музыка продолжает звучать, и вдруг, как в калейдоскопе, я вижу быструю и рез­кую смену разных цветов, среди которых выделяются ослепительно-белый, зловеще-черный и ярко-алый. Словно живые существа, они переплетаются, в то же время, пытаясь абстрагировать­ся, обособиться друг от друга. Черный распускает свои щупальца на белом, пытаясь полностью завладеть им, но белое становится лишь еще ослепитель­нее и ярче... И вдруг на белом фоне воз­никает алая вспышка... Я чувствую, как у меня перехватывает дыхание, и я про­сыпаюсь... Лучи утреннего солнца лас­кают лицо, руки... Все это было сном. На тумбочке лежит книга А. Грина «Алые паруса», которую я перечитыва­ла перед сном, готовясь к уроку.

Музыка становится тише, замолкает.

II. Объявление темы и цели урока

Учитель. И вот я с вами, и говорить мы будем о гриновских героях из «Алых па­русов», которые так же контрастны, как и судьба А. Грина, всю жизнь мечтавше­го о море, с биографией и творчеством которого мы уже познакомились. (Пред­лагает записать тему и эпиграф урока.)

Не случайно слова эпиграфа, взятые из Омара Хайяма, гласят о многоликости человека: его ничтожности и его вели­чии. Но если Омар Хайям говорит о сущности человека вообще, то мы по­пытаемся понять внутреннее «я» кон­трастных героев произведения А. Гри­на «Алые паруса», в которых воплоще­но или все самое чистое, или все самое грязное. Конечно, в жизни такой рез­кий контраст редко бывает, обычно че­ловек — «вместилище скверны — и чи­стый родник», но ведь гриновские  «Алые паруса» — это повесть-сказка.Символами нашего урока являются бе­лый и черный цвета, алые розы. (Обраща­ется внимание на доску, где с двух частей доски драпировкой свисают отрезы белого и черного атласа, переплетаясь к центру, где возвышается букет алых роз.)

Как бы ни старались темные силы (об­ращение к той части коллажа, где рас­положен черный материал) осквернить чистоту (обращение к той части колла­жа, где расположен белый материал), она остается прежней, да еще расцветет с новой силой, как этот алый букет (учитель показывает на розы).

Белое и черное — это аллегорическое воплощение «я» героев, в которое мы позволим себе сегодня проникнуть че­рез постижение глубины контрастной лексики: «светлой» («мечта», «любовь», «счастье»), «темной» («обыватель», «по­шлость», «сплетня») и светло-темной («изгой»). Понять героев нам помогут и музыка, и цветовая гамма, и проведе­ние параллелей с другими произведени­ями литературы, в которых имеются по­хожие герои.

III. Проверка домашнего задания Учитель. Обратимся к домашнему зада­нию. Посмотрим, что получилось у каж­дой из трех групп. Первая группа («на­чальный» и «средний» уровень компе­тентности) должна была выписать из толкового словаря лексическое значение слов, о которых мы говорили выше; вто­рая («достаточный» уровень компетент­ности), также выписав лексические зна­чения слов, составляла с ними словосочетание.

Проделав работу первой и второй групп, подбирала к контрастным словам сино­нимы. И еще было факультативное зада­ние: провести ассоциативную связь кон­трастной лексики с цветовой гаммой или цветовой символикой.

Учащиеся читают свои записи, показывают; ассоциативные (мотивированные!) рисунки: определенных цветовых гамм или со цветовой символикой.

(Например, слово «мечта» изображено розовым цветом; слово «любовь» имеет . переливы розово-красно-алого цветов или следующую символику: яркая алая вспышка на голубом фоне; слово «сча­стье» изображено в виде разноцветного ; салюта; слова «обыватель», «пошлость» имеют серые, темно-серые тона; слово «сплетня» изображено черной кляксой ; на белом фоне или грязными пятнами ; на двух белых розах и т. д. При прове­дении ассоциаций учащиеся руковод­ствовались не просто отдельно взятыми контрастными словами, но и ссылались: на произведение А. Грина «Алые паруса». Например, изображение слова «сплетня» (грязные пятна на двух белых ; розах) напоминает Ассоль и ее отца (бе­лые розы), которые явились центром сплетен и пересудов обывателей города  Каперны.)

IV. Работа над темой урока Учитель. Та работа, которая была прове­дена вами, очень важна и нужна нам для того, чтобы почувствовать внутренний мир того или иного героя произведения А. Грина. А теперь предлагаю подобрать примеры из текста к той контрастной лексике, о которой мы говорили выше, и этим самым мы уже начнем раскры­вать внутренний мир героев.

Учащиеся приводят примеры из текста.

(В частности, иллюстрацией к «светло­му» слову «любовь» может быть такой отрывок: «Грэй машинально взглянул на Летику, продолжавшего быть тихим и скромным, затем его глаза обратились к пыльной дороге, пролегающей у трак­тира, и он ощутил как бы удар — одно­временный удар в сердце и голову» и т. д.)

Учитель. Из этих примеров мы видим, что собой представляют герои «Алых парусов», которые резко отличаются друг от друга: с одной стороны — Лонгрен, Ассоль, Грэй, умеющие любить, мечтать, «делать» счастье своими руками , а с другой - обыватели города

Каперны, пошлые, грубые, ограничен­ные, умеющие только сплетничать и злословить... (Обращает внимание уча­щихся на доску, где в коллаже представ­лен контраст белого и черного.)

Подошло время послушать тех, кто по­лучил индивидуальные домашние зада­ния. Так, слова «изгой» и «обыватель» надо было проиллюстрировать изобра­жениями с использованием определен­ной цветовой гаммы и провести парал­лели с другими произведениями лите­ратуры*. При этом было поставлено такое условие: ответ по домашнему за­данию должен начинаться со слов: «Мне снится сон...»

Два ученика, сидящие по диагонали: один на первой парте первого ряда, другой на после­дней парте третьего ряда ведут диалог друг с другом.

(Это диалог-тень, диалог-эхо, своеоб­разная перекличка их внутренних голо­сов.)

1-й ученик. Мне снится сон...

2-й ученик. Мне снится сон...

1-й ученик. Я ощущаю запах. Запах зат­хлой воды. И все серое: живое и нежи­вое. Весь город серый.

2-й ученик. Я ощущаю запахи: сквозь удушающий запах пыли пробивается изысканный аромат ландыша. Вижу темную бегущую тень, вижу медленно плывущее белоснежное облако...

1-й ученик. Неведомая сила поднимает меня над городом. Одновременно ис­пытываю и страх, и радость: город ок­ружен зловещей черной каймой, как траурной рамкой, за которой радуют глаз яркие цвета (зеленый, желтый, го­лубой, красный). Все живое, улыбаю­щееся. Смотрю на серый город и слы­шу зловещий шепот, вижу зловещие улыбки. Хочу проснуться...

2-й ученик. Темная тень пробегает мимо меня. От нее веет тоской, одиноче­ством. Снова запах пыли. Я отворачи­ваюсь, хочу уйти... Меня подхватывает белоснежное облако с ландышевым ароматом и уносит в синюю даль. Я просыпаюсь...

1-й ученик. Я просыпаюсь... Пусть все то, что приснилось, ляжет на бумагу. Мне нужен серый и черный цвета. Я покры­ваю белый лист бумаги, а края рисую черным, получается серое в черной рамке. Это картинка города, где живут обыва­тели Каперны и города из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».

Серый цвет — это жители с их мелоч­ными интересами, черная рамка — фут­ляр, в который они сами себя закрыли...

2-й ученик. Я просыпаюсь... Воспроиз­вожу на бумаге впечатления от снови­дений: в центре белого листа изобра­жаю венок из переплетающихся белого и черного жгутов. (Демонстрируется ри­сунок № 2.) Так я понимаю слово «из­гой». Изгоем может быть и положитель­ный герой, как Ассоль, Лонгрен, и от­рицательный, как Ларра из произведе­ния М. Горького «Старуха Изергиль». Отсюда такая цветосимволика.

Учитель. Спасибо за рисунки и коммента­рии к ним. (Обращает внимание на то, что ребята, говоря о словах «обыватель», «из­гой», нашли ассоциации не только с цветом, но и с запахом.) Также была проведена па­раллель с такими произведениями, как «Человек в футляре» А. П. Чехова, «Ста­руха Изергиль» М. Горького, изучать ко­торые мы будем в 10 и 11 классах.

Но вернемся к «Алым парусам» А. Гри­на. Произнося слово «обыватель», мы представляем город Каперну с его жи­телями — людьми, обладающими мел­кими душами, злыми и завистливыми. Произнося слова «изгой», мы видим Ассоль и Лонгрена. Вот вам контраст: обывательский городишко и Ассоль с Лонгреном. Город Каперна является одновременно и фоном, и действую­щим лицом. На фоне города мечтатель­ная Ассоль и ее гордый отец выглядят еще достойнее. Город не сумел подчи­нить их себе, сделать такими, как все. Почему Ассоль и Лонгрен не уподоби­лись жителям Каперны?

(Потому что они были независимыми, внутренне свободными людьми, обла­дали своей позицией, своим «я». Толпа обывателей не смогла сломать такие сильные личности, как Ассоль и ее отец.)

Учитель. Приведите еще примеры кон­трастных изображений в «Алых парусах».

(Грэй — его мать и отец.

Грэй — его команда с «Секрета».

Чувства Грэя и Ассоль — чувства обыва­телей (мужчин и женщин) города Каперны.


Учащимся всего класса было реко­мендовано прочитать такие про­изведения: «Человек в футляре» А. П. Чехова, «Старуха Изергиль» (легенда о Ларре) М. Горького.

Учитель. Подтвердите свои ответы сло­вами из текста.

Учащиеся читают отрывки, подтверждаю­щие их слова, или пересказывают определен­ные эпизоды.

Учитель. Чего же достигает автор с по­мощью контрастного изображения?

(Контраст служит для того, чтобы ярче представить себе того или иного героя. Например, мать и отец Грэя, матросы с «Секрета» являются фоном для Грэя, от­теняющим его мироощущение и миро­восприятие, а на фоне чувств мужчин и женщин Каперны чувства Грэя и Ас­соль — это как букет алых роз, как кра­сивый незабываемый сон, в котором можно увидеть ту цветовую гамму (на­пример, переливы розово-красно-алые) или почувствовать тот аромат (например, запах весны), которые присущи любви...)

Учитель. А теперь я предлагаю послу­шать музыкальные произведения и по­пытаться ответить на такой вопрос: с ми­роощущением каких героев ассоцииру­ется у вас та или иная музыка и почему? Попытайтесь передать свои ощущения музыки цветом (цветовая гамма или цве-то-символические рисунки).

10. Масютин. Ассоль

Звучит инструментальная музыка — «Аве Мария», Ванесса Мей «Шторм».

(Учащиеся при прослушивании музыки: пытаются описать собственное восприя­тие музыки с помощью цветовой гаммы или цветосимволов. Например, мироо­щущение жителей Каперны, окружаю­щих Лонгрена и Ассоль, ассоциируется у одних с черным, фиолетово-ядовитым цветом, у других — с «букетом» черных ; извивающихся языков, обведенных красной каймой, словно горящих, и связан­ных, как веник,— это злые языки (сплетни) обывателей города Каперны, это Меннерс, его сын, молодой нищий и др. С музыкой Чет Аткинс «Аве Мария» ассоциируются нежные цветовые тона: розовый, мягко-желтый, прозрачно-голу­бой и символика: легкое сияюще-розовое облако — мечта Ассоль, сама романтич ная девушка. «Шторм» Ванессы Мои ас­социируется у ребят с ярко-синим цве­том, со стремительной стрелой — Грэем, целеустремленно добивающимся своего счастья.)

Учитель. С помощью фантазии, рожден­ной музыкой, герои произведения ста­новятся ближе, понятнее. Вам, наверное, никогда в жизни не захочется столкнуться с такими людьми, как Меннерс и его сын, как молодой нищий, подслушавший разговор Лонгрена с Ассолью и распустивший сплетни о них, как остальные жители Каперны. А притягивать вас будут такие люди, какЛонгрен, Ассоль, Грэй, Эгль, у которых муже­ственные и чистые души. Особенно у Ассоль и Грэя... В чем же проявляется родство душ у Ассоль и Грэя?

Рассказывает о том, как в душе каждого из них, по словам А. Грина, уживались два человека.) Почему Ассоль, свою героиню, автор определяет как «живое стихотворение»?..                                                   

Далее предлагается описать Ассоль, особое внимание при этом уделив) взгляду. Глаза, как известно, зеркало души, в них отражается внутреннее «я» человека. Для большей наглядности можно привлечь репродукцию картины Ю. Масютина «Ассоль».)                        

Учитель. А сейчас обратим наше внимание на такие слова, как «глаза» и «сердце». (Приводит те примеры из текста, в которых говорится о глазах того или иного героя, о сердце.)                               

Музыка становится тише и постепенно за­молкает.

Учитель. Это сочинение в образной форме подтверждает тот вывод, который мы сделали немного раньше: то, что чувствует сердце, отражается в глазах. Сердце — воплощение души, ее отражение. Сердца двоих, Ассоль и Грэя, тянулись друг к другу. Мечта осуществилась: они вместе! Счастье безмерно! Ассоль и Грэй как бы воспаряют «над мусором и хаосом» серых заурядных будней. (Обращает внимание учащихся на букет алых роз.)

Вы видите этот букет алых роз. Такой же цвет для парусов своего судна выбрал Грэй. (Предлагает прочитать описание оттенка шелка, на котором в своем вы­боре остановился Грэй, и ответить на вопрос: почему юноша выбрал именно этот цвет 7)

Учащиеся говорят о мечте Ассоль, о том, что Грэй хотел осуществить мечту девушки, что алый цвет — это цвет любви.

Учитель. Любовь для Грэя и Ассоль — это то счастье, к которому они так стреми­лись. Недаром произведение А. Грина «Алые паруса» заканчивается словом «счастье». Мы верим, что романтическая встреча героев, Ассоль и Грэя, приведет их к счастью, а цену ему они знают.

V.   Домашнее задание

Подготовиться к контрольному сочине­нию по произведению А. Грина «Алые паруса»: учащимся с конкретным типом восприятия с помощью цветовой гаммы или цветосимволикп изобразить миро­ощущение того или иного героя и дать этому письменное объяснение; уча­щимся с абстрактным типом восприя­тия написать сочинение-сон о том или ином герое; учащимся с эмоциональ­ным типом восприятия написать сочи­нение о понравившемся герое, воспро­изведя пережитые по отношению к ге­рою чувства во время прочтения произ­ведения и работы на уроках.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (10.09.2012)
Просмотров: 1299 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, конспект урока, презентация powerpoint | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0