Цели: совершенствование умений
и навыков работы с лексическим значением слова через ассоциативную призму музыки
и цветовой гаммы, способствующих пониманию внутреннего «я» героев
произведения; развитие логического и образного мышления; формирование умений
проведения параллелей с другими произведениями литературы; эстетическое и
нравственное воспитание.
Тип урока: урок-сон.
Оборудование: портрет А. Грина, репродукция
картины Ю. Масютина «Ассоль»; плакат, изображающий корабль с алыми парусами;
атласная белая и черная материи; букет алых роз в вазе; иллюстрации к
произведению; ассоциативно-символические изображения контрастной лексики
(саксофонная баллада «Tears in
Heaven» из музыкальной серии «Музыка для релаксации»: «Музыка
прибоя»; инструментальная музыка: Чет Аткинс «Аве Мария», Ванесса Мей «Шторм»;
К. Сен-Сане «Лебедь»; сочинение-ассоциация ученицы.
Мы источник веселья —
и скорби рудник. Мы вместилище скверны —
и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир, —
многолик. Он ничтожен —
и он же безмерно велик.
Омар Хайям
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
Звучит саксофонная баллада «Tears
in Heaven».
Учитель. Мне снится сон... Я слышу шум прибоя,
сквозь который льются звуки саксофона и слова, как эхо: «Когда дни начинают
пылиться и краски блекнуть, я беру Грина» Проносятся мысли: «Где эга^льпиалл9»
Да, конечно, это сторПИ Гранина^Дн тысячу раз прав... Таинственной силой мою
руку потянуло к тумбочке, словно магнитом. Теплая рука касается чего-то
прохладного, твердого, и тут же возникает ощущение единения с чем-то чистым,
свежим, как глоток свежего морского воздуха. Пальцы сжимают книгу А. Грина,
голова клонится к подушке, музыка продолжает звучать, и вдруг, как в
калейдоскопе, я вижу быструю и резкую смену разных цветов, среди которых выделяются
ослепительно-белый, зловеще-черный и ярко-алый. Словно живые существа, они
переплетаются, в то же время, пытаясь абстрагироваться, обособиться друг от
друга. Черный распускает свои щупальца на белом, пытаясь полностью завладеть
им, но белое становится лишь еще ослепительнее и ярче... И вдруг на белом фоне
возникает алая вспышка... Я чувствую, как у меня перехватывает дыхание, и я
просыпаюсь... Лучи утреннего солнца ласкают лицо, руки... Все это было сном.
На тумбочке лежит книга А. Грина «Алые паруса», которую я перечитывала перед
сном, готовясь к уроку.
Музыка становится тише, замолкает.
II. Объявление темы и цели
урока
Учитель. И вот я с вами, и говорить мы будем о
гриновских героях из «Алых парусов», которые так же контрастны, как и судьба
А. Грина, всю жизнь мечтавшего о море, с биографией и творчеством которого мы
уже познакомились. (Предлагает записать тему и эпиграф урока.)
Не случайно слова эпиграфа, взятые из Омара
Хайяма, гласят о многоликости человека: его ничтожности и его величии. Но если
Омар Хайям говорит о сущности человека вообще, то мы попытаемся понять
внутреннее «я» контрастных героев произведения А. Грина «Алые паруса», в
которых воплощено или все самое чистое, или все самое грязное. Конечно, в
жизни такой резкий контраст редко бывает, обычно человек — «вместилище
скверны — и чистый родник», но ведь гриновские
«Алые паруса» — это повесть-сказка.Символами нашего урока являются белый
и черный цвета, алые розы. (Обращается внимание на доску, где с двух частей
доски драпировкой свисают отрезы белого и черного атласа, переплетаясь к
центру, где возвышается букет алых роз.)
Как бы ни старались темные силы (обращение к
той части коллажа, где расположен черный материал) осквернить чистоту (обращение
к той части коллажа, где расположен белый материал), она остается прежней,
да еще расцветет с новой силой, как этот алый букет (учитель показывает на
розы).
Белое и черное — это аллегорическое воплощение «я»
героев, в которое мы позволим себе сегодня проникнуть через постижение глубины
контрастной лексики: «светлой» («мечта», «любовь», «счастье»), «темной»
(«обыватель», «пошлость», «сплетня») и светло-темной («изгой»). Понять героев
нам помогут и музыка, и цветовая гамма, и проведение параллелей с другими
произведениями литературы, в которых имеются похожие герои.
III. Проверка домашнего
задания Учитель.
Обратимся к домашнему заданию. Посмотрим, что получилось у каждой из трех
групп. Первая группа («начальный» и «средний» уровень компетентности) должна
была выписать из толкового словаря лексическое значение слов, о которых мы
говорили выше; вторая («достаточный» уровень компетентности), также выписав
лексические значения слов, составляла с ними словосочетание.
Проделав работу первой и второй групп, подбирала к
контрастным словам синонимы. И еще было факультативное задание: провести
ассоциативную связь контрастной лексики с цветовой гаммой или цветовой
символикой.
Учащиеся читают свои записи, показывают;
ассоциативные (мотивированные!) рисунки: определенных цветовых гамм или со
цветовой символикой.
(Например, слово «мечта» изображено розовым
цветом; слово «любовь» имеет . переливы розово-красно-алого цветов или
следующую символику: яркая алая вспышка на голубом фоне; слово «счастье»
изображено в виде разноцветного ; салюта; слова «обыватель», «пошлость» имеют
серые, темно-серые тона; слово «сплетня» изображено черной кляксой ; на белом
фоне или грязными пятнами ; на двух белых розах и т. д. При проведении
ассоциаций учащиеся руководствовались не просто отдельно взятыми контрастными
словами, но и ссылались: на произведение А. Грина «Алые паруса». Например,
изображение слова «сплетня» (грязные пятна на двух белых ; розах) напоминает
Ассоль и ее отца (белые розы), которые явились центром сплетен и пересудов
обывателей города Каперны.)
IV. Работа над темой урока
Учитель. Та работа, которая была проведена вами, очень важна и нужна нам для
того, чтобы почувствовать внутренний мир того или иного героя произведения А.
Грина. А теперь предлагаю подобрать примеры из текста к той контрастной
лексике, о которой мы говорили выше, и этим самым мы уже начнем раскрывать
внутренний мир героев.
Учащиеся приводят примеры из текста.
(В частности, иллюстрацией к «светлому» слову
«любовь» может быть такой отрывок: «Грэй машинально взглянул на Летику,
продолжавшего быть тихим и скромным, затем его глаза обратились к пыльной
дороге, пролегающей у трактира, и он ощутил как бы удар — одновременный удар
в сердце и голову» и т. д.)
Учитель. Из этих примеров мы видим, что собой
представляют герои «Алых парусов», которые резко отличаются друг от друга: с
одной стороны — Лонгрен, Ассоль, Грэй, умеющие любить, мечтать, «делать»
счастье своими руками , а с другой - обыватели города
Каперны, пошлые, грубые, ограниченные, умеющие
только сплетничать и злословить... (Обращает внимание учащихся на доску,
где в коллаже представлен контраст белого и черного.)
Подошло время послушать тех, кто получил
индивидуальные домашние задания. Так, слова «изгой» и «обыватель» надо было
проиллюстрировать изображениями с использованием определенной цветовой гаммы
и провести параллели с другими произведениями литературы*. При этом было
поставлено такое условие: ответ по домашнему заданию должен начинаться со
слов: «Мне снится сон...»
Два ученика, сидящие по диагонали: один на первой
парте первого ряда, другой на последней парте третьего ряда ведут диалог друг
с другом.
(Это диалог-тень, диалог-эхо, своеобразная
перекличка их внутренних голосов.)
1-й ученик. Мне снится сон...
2-й ученик. Мне снится сон...
1-й ученик. Я ощущаю запах. Запах
затхлой воды. И все серое: живое и неживое. Весь город серый.
2-й ученик. Я ощущаю запахи: сквозь
удушающий запах пыли пробивается изысканный аромат ландыша. Вижу темную бегущую
тень, вижу медленно плывущее белоснежное облако...
1-й ученик. Неведомая сила поднимает
меня над городом. Одновременно испытываю и страх, и радость: город окружен
зловещей черной каймой, как траурной рамкой, за которой радуют глаз яркие цвета
(зеленый, желтый, голубой, красный). Все живое, улыбающееся. Смотрю на серый
город и слышу зловещий шепот, вижу зловещие улыбки. Хочу проснуться...
2-й ученик. Темная тень пробегает
мимо меня. От нее веет тоской, одиночеством. Снова запах пыли. Я отворачиваюсь,
хочу уйти... Меня подхватывает белоснежное облако с ландышевым ароматом и
уносит в синюю даль. Я просыпаюсь...
1-й ученик. Я просыпаюсь... Пусть
все то, что приснилось, ляжет на бумагу. Мне нужен серый и черный цвета. Я
покрываю белый лист бумаги, а края рисую черным, получается серое в черной рамке.
Это картинка города, где живут обыватели Каперны и города из рассказа А. П.
Чехова «Человек в футляре».
Серый цвет — это жители с их мелочными
интересами, черная рамка — футляр, в который они сами себя закрыли...
2-й ученик. Я просыпаюсь... Воспроизвожу
на бумаге впечатления от сновидений: в центре белого листа изображаю венок из
переплетающихся белого и черного жгутов. (Демонстрируется рисунок № 2.) Так
я понимаю слово «изгой». Изгоем может быть и положительный герой, как Ассоль,
Лонгрен, и отрицательный, как Ларра из произведения М. Горького «Старуха
Изергиль». Отсюда такая цветосимволика.
Учитель. Спасибо за рисунки и
комментарии к ним. (Обращает внимание на то, что ребята, говоря о словах
«обыватель», «изгой», нашли ассоциации не только с цветом, но и с запахом.) Также
была проведена параллель с такими произведениями, как «Человек в футляре» А.
П. Чехова, «Старуха Изергиль» М. Горького, изучать которые мы будем в 10 и 11
классах.
Но вернемся к «Алым парусам» А. Грина. Произнося
слово «обыватель», мы представляем город Каперну с его жителями — людьми,
обладающими мелкими душами, злыми и завистливыми. Произнося слова «изгой», мы
видим Ассоль и Лонгрена. Вот вам контраст: обывательский городишко и Ассоль с
Лонгреном. Город Каперна является одновременно и фоном, и действующим лицом.
На фоне города мечтательная Ассоль и ее гордый отец выглядят еще достойнее.
Город не сумел подчинить их себе, сделать такими, как все. Почему Ассоль и
Лонгрен не уподобились жителям Каперны?
(Потому что они были независимыми, внутренне
свободными людьми, обладали своей позицией, своим «я». Толпа обывателей не
смогла сломать такие сильные личности, как Ассоль и ее отец.)
Учитель. Приведите еще примеры
контрастных изображений в «Алых парусах».
(Грэй — его мать и отец.
Грэй — его команда с «Секрета».
Чувства Грэя и Ассоль — чувства обывателей
(мужчин и женщин) города Каперны.
Учащимся всего класса было рекомендовано
прочитать такие произведения: «Человек в футляре» А. П. Чехова, «Старуха
Изергиль» (легенда о Ларре) М. Горького.
Учитель. Подтвердите свои ответы
словами из текста.
Учащиеся читают отрывки, подтверждающие их слова,
или пересказывают определенные эпизоды.
Учитель. Чего же достигает автор с
помощью контрастного изображения?
(Контраст служит для того, чтобы ярче представить
себе того или иного героя. Например, мать и отец Грэя, матросы с «Секрета»
являются фоном для Грэя, оттеняющим его мироощущение и мировосприятие, а на
фоне чувств мужчин и женщин Каперны чувства Грэя и Ассоль — это как букет алых
роз, как красивый незабываемый сон, в котором можно увидеть ту цветовую гамму
(например, переливы розово-красно-алые) или почувствовать тот аромат
(например, запах весны), которые присущи любви...)
Учитель. А теперь я предлагаю
послушать музыкальные произведения и попытаться ответить на такой вопрос: с
мироощущением каких героев ассоциируется у вас та или иная музыка и почему?
Попытайтесь передать свои ощущения музыки цветом (цветовая гамма или
цве-то-символические рисунки).
10. Масютин.
Ассоль
Звучит инструментальная музыка — «Аве Мария»,
Ванесса Мей «Шторм».
(Учащиеся при прослушивании музыки: пытаются
описать собственное восприятие музыки с помощью цветовой гаммы или
цветосимволов. Например, мироощущение жителей Каперны, окружающих Лонгрена и
Ассоль, ассоциируется у одних с черным, фиолетово-ядовитым цветом, у других — с
«букетом» черных ; извивающихся языков, обведенных красной каймой, словно
горящих, и связанных, как веник,— это злые языки (сплетни) обывателей города
Каперны, это Меннерс, его сын, молодой нищий и др. С музыкой Чет Аткинс «Аве
Мария» ассоциируются нежные цветовые тона: розовый, мягко-желтый,
прозрачно-голубой и символика: легкое сияюще-розовое облако — мечта Ассоль,
сама романтич ная девушка. «Шторм» Ванессы Мои ассоциируется у
ребят с ярко-синим цветом, со стремительной стрелой — Грэем, целеустремленно
добивающимся своего счастья.)
Учитель. С помощью фантазии,
рожденной музыкой, герои произведения становятся ближе, понятнее. Вам,
наверное, никогда в жизни не захочется столкнуться с такими людьми, как Меннерс
и его сын, как молодой нищий, подслушавший разговор Лонгрена с Ассолью и
распустивший сплетни о них, как остальные жители Каперны. А притягивать вас
будут такие люди, какЛонгрен, Ассоль, Грэй, Эгль, у которых мужественные и
чистые души. Особенно у Ассоль и Грэя... В чем же проявляется родство душ у
Ассоль и Грэя?
Рассказывает о том, как в душе каждого из
них, по словам А. Грина, уживались два человека.) Почему Ассоль, свою
героиню, автор определяет как «живое стихотворение»?..
Далее предлагается описать Ассоль, особое внимание
при этом уделив) взгляду. Глаза, как известно, зеркало души, в них
отражается внутреннее «я» человека. Для большей наглядности можно привлечь
репродукцию картины Ю. Масютина «Ассоль».)
Учитель. А сейчас обратим наше
внимание на такие слова, как «глаза» и «сердце». (Приводит те примеры из
текста, в которых говорится о глазах того или иного героя, о сердце.)
Музыка становится тише и постепенно замолкает.
Учитель. Это сочинение в образной
форме подтверждает тот вывод, который мы сделали немного раньше: то, что
чувствует сердце, отражается в глазах. Сердце — воплощение души, ее отражение.
Сердца двоих, Ассоль и Грэя, тянулись друг к другу. Мечта осуществилась: они
вместе! Счастье безмерно! Ассоль и Грэй как бы воспаряют «над мусором и хаосом»
серых заурядных будней. (Обращает внимание учащихся на букет алых роз.)
Вы видите этот букет алых роз. Такой же цвет для
парусов своего судна выбрал Грэй. (Предлагает прочитать описание оттенка шелка,
на котором в своем выборе остановился Грэй, и ответить на вопрос: почему юноша
выбрал именно этот цвет 7)
Учащиеся говорят о мечте Ассоль, о том, что Грэй
хотел осуществить мечту девушки, что алый цвет — это цвет любви.
Учитель. Любовь для Грэя и Ассоль
— это то счастье, к которому они так стремились. Недаром произведение А. Грина
«Алые паруса» заканчивается словом «счастье». Мы верим, что романтическая
встреча героев, Ассоль и Грэя, приведет их к счастью, а цену ему они знают.
V. Домашнее задание
Подготовиться к контрольному сочинению по
произведению А. Грина «Алые паруса»: учащимся с конкретным типом восприятия с
помощью цветовой гаммы или цветосимволикп изобразить мироощущение того или
иного героя и дать этому письменное объяснение; учащимся с абстрактным типом
восприятия написать сочинение-сон о том или ином герое; учащимся с эмоциональным
типом восприятия написать сочинение о понравившемся герое, воспроизведя
пережитые по отношению к герою чувства во время прочтения произведения и
работы на уроках. |