I. Предлагаем учителю подробно, но на доступном
пятиклассникам уровне рассказать о замечательном писателе и человеке В.Г.Короленко.
Слово учителя. (Использованы материалы
статьи: Гуськов С.Н.: Русские писатели. XX век //
Биобиблиографический словарь. М.: Просвещение,
1998. Ч. I. С. 665–670.)
В нашей жизни мы встречаем множество людей,
которые поступают "как все”, "как принято”.
Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними
драгоценны, — встречи с людьми, которые
поступают, как велит им голос совести, никогда не
отступая от своих нравственных принципов. На
примере жизни таких людей мы учимся, как надо
жить. Таким удивительным человеком,
"нравственным гением” русской литературы был
Владимир Галактионович Короленко.
Короленко родился в 1853 году в Житомире. Отец
его, уездный судья, был известен своей
кристальной честностью. Мать была очень
впечатлительна и религиозна. Короленко знал
русский, польский и украинский языки, посещал
православный и католический храмы. Отец умер,
когда Владимиру было только тринадцать лет, и
семья осталась без средств к существованию.
Вскоре семья переехала в город Ровно, где
Короленко начал учиться в реальной гимназии
(другой гимназии в Ровно не было).
В те времена в Российской империи были гимназии
двух видов: реальные и классические. В
классической гимназии изучали древние языки —
древнегреческий и латынь, — и для поступления в
университет необходимо было держать экзамены по
этим языкам. После реальной гимназии поступать в
университет было нельзя: выпускник мог
рассчитывать только на получение "реального”
образования: инженерного,
сельскохозяйственного.
Короленко окончил гимназию с серебряной
медалью и приехал в Петербург, чтобы учиться.
Материальные трудности мешали этому: пришлось
добывать деньги случайными заработками.
Короленко раскрашивал ботанические атласы,
читал корректуру и переводил. В 1874 году Короленко
переехал в Москву, которая тогда не была
столицей, и поступил на лесное отделение
Петровской академии (сейчас —
Сельскохозяйственная академия имени
К.А. Тимирязева).
В академии были установлены жёсткие
полицейские порядки: во всём мире после
Парижской коммуны 1871 года возникали рабочие и
социалистические партии, действовал I
Интернационал — Международное товарищество
рабочих, и царское правительство боялось, что
коммунистические идеи из Западной Европы
проникнут в Россию. Особые люди доносили обо
всём, что делается в академии, студенты которой
по традиции ездили на стажировку за границу.
Студенты были недовольны полицейскими
порядками в академии. Короленко в Москве посещал
собрания революционно настроенной молодёжи. В 1876
году он подал коллективное прошение от имени
семидесяти девяти студентов об отмене
полицейских порядков в академии и был отправлен
на год в ссылку в Вологодскую губернию. Через год
Короленко вновь стал студентом и снова был
исключён. Тогда Короленко начал работать
корректором в газете, где и была напечатана
первая заметка будущего писателя.
Царское правительство считало Короленко
"опасным агитатором и революционером”, и в 1879
году Короленко был по ложному подозрению
арестован и выслан в Вятскую губернию. Там он
подружился с крестьянами и через полгода был
выслан на новое место — "за сближение с
крестьянским населением и за вредное вообще
влияние”.
Первое своё серьёзное произведение — очерк
«Чудная» — Короленко написал по пути в очередную
ссылку в Вышневолоцкой политической тюрьме.
В 1881 году был убит император Александр II. Все
жители России должны были принести присягу
верности новому императору Александру III. Это
была формальная процедура, но Короленко был
человеком, который ни в чём не мог пойти против
своей совести, и отказался присягать на верность
новому императору. Он написал: "Я испытал лично и
видел столько неправды от существующего строя,
что дать обещание в верности самодержавию не
могу”. За это он был отправлен в самую тяжёлую и
длительную ссылку — в Якутию, в слободу Амга.
Именно там, в далёкой Якутии, Короленко стал
настоящим писателем, и именно там создал рассказ
«В дурном обществе».
Возвратившись в Центральную Россию, Короленко
быстро становится известным писателем,
сотрудничает со многими журналами и газетами,
затем сам становится соиздателем журнала
«Русское богатство». До конца жизни Короленко
остаётся защитником справедливости, в своих
произведениях всегда выступая на стороне тех,
кто несчастен. В этой верности правде и голосу
своей совести заключалась уникальность личности
Короленко, стойкость и мужество которого
удивляли современников и могут служить примером
для нас с вами.
II. «В дурном обществе». Будем стремиться к
тому, чтобы текст повести как можно чаще звучал
на уроке. В 5-м классе, когда круг читательских
интересов у детей только формируется, восприятие
произведения и интерес к творчеству его
создателя зависят от того, насколько
эмоциональным и личностно мотивированным было
первое знакомство с произведением. Мы считаем,
что знакомство с большинством произведений,
включённых в учебную программу, в 5-м классе
должно начинаться на уроке при эмоциональном
подъёме. Хорошее чтение учителя увлечёт детей и
побудит их к дальнейшему активному чтению
программного и других произведений.
Чтение первых трёх глав произведения занимает
(в зависимости от темпа чтения) 25–30 минут. С
помощью интонации учитель сможет передать
неприятие Васей сцены изгнания неугодных из
замка, сложность отношений Васи с отцом. Сцена
первого знакомства Васи с Валеком и Марусей в
часовне, являющаяся завязкой произведения,
заинтересует детей и побудит их дочитать дома
повесть до конца.
Домашнее задание. Дочитать повесть «В
дурном обществе» до конца. |