Современная школа активно переходит на
предпрофильное и профильное обучение. Время
диктует свои требования к знаниям, полученным
выпускниками общеобразовательных учреждений
разных типов. Перед учителями, работающими в
профильных классах, в процессе обучения встают
вопросы, связанные с тем, как учить и чему учить.
На выходе из старшей школы мы должны видеть
ученика, умеющего легко ориентироваться в
современном мире, спокойно адаптирующегося к
требованиям, предъявляемым действительностью.
Как проверить такие умения? Как увидеть, что
результаты предпрофильной и профильной
подготовки?
Данная задача ориентирована на изучение
компетенций учащихся, таких как:
- Учебная (связывать воедино и использовать
отдельные части знания)
- Исследовательская (получение и обработка
информации, использование документов и их
использование в самостоятельно организованной
деятельности)
- Социально-личностная (понимать
произведения литературы, критически
рассматривать тот или иной аспект развития
общества, видеть связи между настоящим и прошлым
событиями)
- Коммуникативная (самовыражать себя в
литературном произведении)
Текст задания
Лев Николаевич Толстой
ВОЙНА И МИР
Том 4. Часть 3. Глава 1
...
Представим себе двух людей, вышедших на
поединок с шпагами по всем правилам
фехтовального искусства: фехтование
продолжалось довольно долгое время; вдруг один
из противников, почувствовав себя раненым -
поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни,
бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся
дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что
противник, так разумно употребивший лучшее и
простейшее средство для достижения цели, вместе
с тем воодушевленный преданиями рыцарства,
захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на
том, что он по всем правилам искусства победил на
шпагах. Можно себе представить, какая путаница и
неясность произошла бы от такого описания
происшедшего поединка.
Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам
искусства, были французы; его противник,
бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские;
люди, старающиеся объяснить все по правилам
фехтования, - историки, которые писали об этом
событии.
Со времени пожара Смоленска началась война, не
подходящая ни под какие прежние предания войн.
Сожжение городов и деревень, отступление после
сражений, удар Бородина и опять отступление,
оставление и пожар Москвы, ловля мародеров,
переимка транспортов, партизанская война - все
это были отступления от правил.
Наполеон чувствовал это, и с самого того
времени, когда он в правильной позе
фехтовальщика остановился в Москве и вместо
шпаги противника увидал поднятую над собой
дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и
императору Александру на то, что война велась
противно всем правилам (как будто существовали
какие-то правила для того, чтобы убивать людей).
Несмотря на жалобы французов о неисполнении
правил, несмотря на то, что русским, высшим по
положению людям казалось почему-то стыдным
драться дубиной, а хотелось по всем правилам
стать в позицию четвертую(*) или третью(*), сделать
искусное выпадение в первую(*) и т. д., - дубина
народной войны поднялась со всей своей грозной и
величественной силой и, не спрашивая ничьих
вкусов и правил, с глупой простотой, но с
целесообразностью, не разбирая ничего,
поднималась, опускалась и гвоздила французов до
тех пор, пока не погибло все нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в
1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и
перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво
передает ее великодушному победителю, а благо
тому народу, который в минуту испытания, не
спрашивая о том, как по правилам поступали другие
в подобных случаях, с простотою и легкостью
поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею
до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и
мести не заменяется презрением и жалостью.
<1863-1869>
(*) Перевод с французского Лев
Николаевич Толстой Задание 1:
- Сформулируйте основную идею данного отрывка.
Она выражена явно или опосредованно?
- Как вы думаете, с какой целью написаны эти
строки?
Задание 2: Идея данного отрывка выражает
общепризнанные взгляды на жизнь или
противопоставляются им? Дает ли эта идея новое
видение или освежает и углубляет традиционные
представления о жизни?
Задание 3: Какие художественные приемы
использует автор в данном отрывке? Объясните их
роль в тексте?
Задание 4: Предлагает ли автор способ
выхода из описанной им жизненной ситуации или он
предлагает свое видение ее? Прокомментируйте
свою точку зрения.
Задание 5: Кто является героями данного
отрывка? В чем состоят конфликты
рассматриваемого эпизода? Какие это конфликты –
материальные, интеллектуальные, моральные или
эмоциональные?
Задание 6: О каком исторически значимом
событии идет речь в данном отрывке?
Проанализируйте его с точки зрения истории,
политики, экономки, права (Используйте
дополнительный материал: "Декларация прав
человека”, "Кодекс Наполеона”, "Приказ
Александра I по русской армии”,)
Задание 7: В чем отличались подходы к
изучаемой проблеме Наполеона, французского
полководца, и Кутузова, русского полководца?
Задание 8: Сформулируйте 2 вопроса, один из
которых вы бы задали Наполеону, другой –
Кутузову.
Задание 9: Ответьте на вопрос: "С какими
из положений учения Толстого вы согласны, а какие
отрицаете? Почему?”
Отрывки из статьи Л. Н. Толстого "В чем моя
вера?”:
"Злом нельзя уничтожить зло, единственное
средство борьбы с насилием: - воздержание от
насилия: только добро, встречаясь со злом, но не
заражаясь им, способно в активном духовном
противостоянии злу победить его”;
"…допускаю, что вопиющий факт насилия или
убийства может заставить человека ответить на
это насилием. Но подобная ситуация - частный
случай. Насилие не должно провозглашаться как
принцип жизни, как закон ее”;
"На отступлениях от нравственных норм нельзя
утверждать правила жизни, нельзя формулировать
ее законы”;
"По характеру деятельности своей,
заключающейся в насилии, правительства состоят
из людей, наиболее далеких от святости - дерзких,
грубых, развращенных. Захватывать и удерживать
власть никак не могут добрые люди, ибо
властолюбие соединяется не с добротой, а с
гордостью, хитростью и жестокостью…. История
двух тысячелетий демонстрирует нарастающий
контраст между повышением нравственного уровня
народа и понижением нравственной сути
государства, а это значит, что круг, из которого
отбираются чиновники, становится все уже и все
низменнее. По уму, по образованности, а главное -
по нравственным качествам - люди, стоящие у
власти, не только не составляют цвет общества, но
находятся значительно ниже его среднего уровня.
И сколько бы правительство не меняло своих
чиновников, они будут корыстные и продажные…,
поэтому гармоническое устройство общества
недостижимо с помощью политических
преобразований или революционной борьбы за
власть… государство должно быть упразднено.
Упразднение государства произойдет не с помощью
насилия, а путем мирного воздержания и уклонения
людей, путем отказа каждого члена общества от
всех государственных обязанностей и должностей,
от всех видов политической деятельности.
Прекращение повиновения правительствам и уход с
государственных должностей и служб вызовет
сокращение городского населения и резкое
увеличение удельного веса трудовой
земледельческой жизни. А земледельческая жизнь
приведет к самому естественному общинному
самоуправлению. Мир превратится в федерацию
небольших сельских общин. При этом произойдет
упрощение форм жизни и опрощение человека,
избавление его от ненужных, искусственных
потребностей, привитых развращенной
цивилизацией, культивирующей в человеке
плотские инстинкты ” |