Урок внеклассного чтения по басням И.А. Крылова в 5-м классе "Моё понимание басен И.А. Крылова"
Цели урока: 1) Создание словесных портретов, представление образа. 2) Совершенствование умения пересказывать фрагменты текста. Рассуждение над мотивами поступков героев на основе отдельного эпизода, роль выразительных средств. 3) Воспитание ответственности за свои поступки. Оборудование урока: учебные пособия, иллюстрации, басни Крылова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урока: 1. Приветствие. 2. Цели урока: Сегодня мы попытаемся определить основную мораль прочитанных басен, поговорим о поэтичности, стиле. II. Контрольно-подготовительный этап 1. Упражнение «3акончи фразу» "А Васька слушает … да ест" Один говорит, а другой не обращает на него внимания "А вы, друзья,… к ни садитесь, все в музыканты не годитесь" Каждый должен заниматься своим делом "Как под каждым……………… ей листком был готов и стол и дом" Характеристика героя, жить без труда, материальной обеспеченности 2. Проверка домашнего задания – чтение наизусть. III. Работа по теме 1) Чтение подготовленных басен. 2) Определение морали. 3) Характеристика героев. 4) Выразительные средства в данной басне. 5) Знакомство с литературной игрой центон
Задание "Центон" Задача: Развитие информативной компетенции. Аспект - планирование информативного поиска. - Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихам, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что по-латыни означало "одеяло из цветных лоскутов". Центон строился особым образом: стихотворные строки из разных стихотворений одного по-эта рифмовались между собой, причем рифму и формы слов менять было нельзя. Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой. Центон - это стихотворение, составленное из стихотворных строк, взятых из разных стихотворений одного поэта, рифмованных между собой. Правила создания центона 1. Определитесь с выбором стихотворений, с которыми будете работать. 2. Выберите строчки с одинаковой рифмой. 3. Проверьте, появляется ли новый смысл в строчках, которые вы будете рифмовать. 4. Запишите выбранные строчки в стихотворные строфы.
IV. Анализ басни "Обезьяна и зеркало".
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой: "Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее хоть чуть была похожа. А ведь, признайся, есть Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть". - "Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" - Ей Мишка отвечал. Но Мишенькин совет лишь попусту про-пал.
V. Подведение итогов занятия. У: Ребята, сегодня мы с вами посмотрели немножко с другой стороны на басни И.А.Крылова. Мы постарались выявить специфические особенности языка басен И.А.Крылова, поработали с текстом басни " Обезьяна и зеркало ", познакомились с литературной игрой центон.
VI. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Опираясь на материал басен, создать презентацию по басням И.А.Крылова. Что высмеивает писатель в своих произведениях, какие человеческие недостатки? В качестве примера привести афоризмы из басен, их лексическое значение. Создать свой центон.