Четверг, 25.04.2024, 02:37


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок-викторина по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", 8-й класс

Цель игры

  • Повторить фактический материал по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка”
  • Способствовать формированию целостного представления о событиях крестьянской войны под предводительством Пугачева на основании изученного по истории и географии.
  • Развивать интерес к предмету.

Материалы к игре подготавливают ассистенты под руководством учителя.

Класс делится на 3 команды по 6 человек. Заранее сообщаются разделы игры. Игроки команды могут выбрать вопрос в разделе.

В основе урока лежит идея викторины "Своя игра”, адаптированная к школьным условиям:

На доске написаны разделы:

  • География
  • История
  • Литература
    1. портрет
    2. интерьер
    3. монологи
    4. письма

Напротив каждого раздела прикреплены листы по количеству вопросов в разделе. На листах проставлены номера вопросов по порядку. По мере того как ответ дан правильный, листок с доски убирается. Счёт игры на доске ведёт ассистент — учитываются только правильные ответы, при неверных ответах право ответа получает команда, при этом снимается 0,5 балла.

Ход урока

Учитель сообщает условия игры, порядок проведения и систему оценивания.

География

1. Какие географические названия встречаются в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка”? (Река Яик, города Оренбург, Санкт-Петербург, Симбирск, Казань). Какие события повести связаны с этими названиями?

2. Как называется река Яик сегодня? В связи с чем она была переименована? (Урал. Необходимо было стереть из памяти названия мест бунта.)

3. Как называли Уральские горы до 18 века? ("Камень”, Рифейские горы, "Земной пояс”)

4. Какие народы населяли эту территорию? (Башкиры, татары, чуваши, удмурты, марийцы.)

5. Какая территория описана в повести "Капитанская дочка”?

(Оренбургские степи)

6. Какое климатическое явление описал А.С. Пушкин в повести "Капитанская дочка” ? (Буран)

История

1. В каком году началась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева?

(1773–1775)

2. Каковы причины войны?

(Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами; рабочие на мануфактурах трудились по 12-15 часов в сутки; произошел захват земель нерусских народов Поволжья и Приуралья русскими дворянами.)

3. Какова программа Пугачева?

(Свергнуть Екатерину II, всех участников движения пожаловать землей, угодьями, "крестом и бородой”, травами, свинцом, порохом, освободить от рекрутских наборов, казнить помещиков и мздоимцев-судей.)

4. Какие территории были охвачены восстанием?

(Оренбургский край, Башкирия, Южный Урал, Казань, правобережье Волги.)

5. Каков был состав участников войны?

(Казаки, крестьяне, горнозаводские рабочие, башкиры, чуваши, удмурты, марийцы.)

6. Сколько этапов выделяют историки в крестьянской войне?

(Три этапа: I – сентябрь1773 – март 1774: II – апрель 1774 – июль 1774: III – июль 1774 – 1775)

Литература. Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка”

Портрет

О ком идёт речь?

1. Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. Он играл с маркером, который при выигрыше выпивал рюмку водки, а при проигрыше должен был лезть под биллиард на четверинках. (Зурин)

2. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. (Пугачев)

3. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире. (Василиса Егоровна)

4. Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. "Извините меня,— сказал он мне по-французски, — что я без церемонии прихожу с вами познакомиться.”. (Швабрин)

5. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание. (Екатерина II)

6. Через несколько минут загремели цепи, двери отворились. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена. (Швабрин)

Интерьер

1. Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой- на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота. (Капитан Миронов и Василиса Егоровна)

Назовите хозяев описанной комнаты.

2. Дворец, или изба, как называли ее мужики, освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками,— всё было как в обыкновенной избе. (Дворец Пугачева в Бердской слободе, когда Гринев едет освобождать Машу)

Назовите обстоятельства, при которых герой увидел описанный интерьер .

3. Потом отвели меня тюрьму и оставили одного в тесной и темной конурке, с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решеткою. (Гринев)

Назовите героя, который увидел этот интерьер.

Монологи

1. Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья; а я сказал тебе правду. (Пугачеву)

К кому обращены эти слова?

2. Одна беда: …девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою”. (О Маше)

О ком это сказано?

3. "Ну, ребята,… теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною!

Что ж вы, детушки, стоите? Умирать, так умирать: дело служивое!”

Кому принадлежат эти слова? (Капитану Миронову)

Чьи эти слова?

4 "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду” (Во время отъезда Петра Гринева на службу)

При каких обстоятельствах сказаны эти слова?

5 .

Мысль любовну истребляя,
Тщусь прекрасную забыть,
И ах, Машу избегая,
Мышлю вольность получить!
Но глаза, что мя пленили,
Всеминутно предо мной;
Они дух во мне смутили,
Сокрушили мой покой.
Ты, узнав мои напасти,
Сжалься, Маша, надо мной,
Зря меня в сей лютой части,
И что я пленен тобой. (Гринев)

Кто автор этих стихов?

6  "Батюшка Петр Андреич, не умори меня с печали. Свет ты мой! послушай меня : напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится. Сто рублей! Боже ты милостивый! Скажи, что тебе родители крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи...” (Савельича)

Чьи эти слова?

Письма

1. "Любезный Петр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах. Готовый ко услугам” (Зурин)

Кто автор этого письма?

2. "Государь, отец наш милостивый!

Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. (Андрею Петровичу Гриневу)

Кому адресовано письмо?

3. "Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери:не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло Максимыч обещал вам его доставить. Палаша слышала также от Максимыча, что вас он часто издали видит на вылазках и что вы совсем себя не бережете и не думаете о тех, которые за вас со слезами бога молят!... Вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную. Упросите генерала и всех командиров прислать к нам поскорее сикурсу да приезжайте сами, если можете. Остаюсь вам покорная бедная сирота”. (Маша Миронова)

Кто нуждается в помощи, о которой сообщается в письме?.

4. "Письмо твое…мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла”. (О согласии на брак с Машей Мироновой)

О чем просил в письме герой?

5. "Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы…немедленно принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца, а буде можно и к совершенному уничтожению оного, если он обратится па крепость, вверенную вашему попечению”.

Откуда пришло это письмо?

6. "На запрос вашего превосходительства касательно прапорщика Гринева, якобы замешанного в нынешнем смятении и вошедшего в сношения с злодеем, службою недозволенные и долгу присяги противные, объяснить имею честь: оный прапорщик Гринев находился на службе в Оренбурге от начала октября прошлого 1773 года до 24 февраля нынешнего года, в которое число он из города отлучился и с той поры уже в команду мою не являлся. А слышно от перебежчиков, что он был у Пугачева в слободе и с ним вместе ездил в Белогорскую крепость, в коей прежде находился он на службе; что касается до его поведения, то я могу...” (Комендант Оренбурга)

Кто является адресантом этого письма?

Подведение общего итога игры, объявление команды-победителя

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Ronaldo (26.06.2014)
Просмотров: 6530 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 4.3/3
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0