Цель:
- Пробудить интерес и любовь к поэзии.
- Раскрыть взаимосвязь таких видов искусства, как
живопись и поэзия.
- Познакомить учащихся с произведениями искусства
живописи (репродукциями картин Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре», Ивана
Айвазовского «Вид на венецианскую лагуну», Федора Рокотова «Портрет А. П.
Струйской»).
- Развивать эстетический вкус, образное мышление,
фантазию, чувство цвета и цветовой гармонии.
- Воспитывать любовь к искусству, творчеству.
Оборудование: репродукции картин Архипа Куинджи
«Лунная ночь на Днепре», Ивана Айвазовского «Вид на венецианскую лагуну», Федора
Рокотова «Портрет А. П. Струйской».
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявляется тема занятия.
2. Вступительная беседа.
Звучит стихотворение Заболоцкого «Портрет» («Любите живопись поэты…») Читает
учитель или подготовленный ученик, демонстрируется портрет Александры Петровны
Струйской.
Любите живопись поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной важности припадок
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Анализ стихотворения.
- Как вы думаете, почему прозвучало это стихотворение? (Красавица
Александа Струйская вдохновила художника написать портрет, а этот замечательный
портрет вдохновил поэта написать стихотворение.)
- Кто написал этот портрет? (Портрет Струйской – самая известная работа
кисти Федора Степановича Рокотова.)
- Если кто-то был внимателен, то заметил некоторую особенность в том, как я
говорю о стихотворении и о живописном произведении? (оба произведения написаны).
- Как вы думаете, взаимосвязаны ли живопись и поэзия? Как? (Замечательное
стихотворение не результат отражения рокотовского портрета в поэтическом
сознании Н. Заболоцкого, а скорее, наоборот, его собственная проекция на портрет.)
- Думаю, вы убедились во взаимосвязи живописи и поэзии. Женские образы,
написанные, кистью великих художников вдохновляли поэтов. Так появлялись и
строки, которые только что прозвучали. Природа тоже вдохновляла поэтов и
художников. В этом нам предстоит убедиться сегодня на уроке.
3. Основная часть.
3.1. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Все море –
как жемчужное зерцало…»
- Прочитайте выразительно стихотворение И. А. Бунина «Все море – как
жемчужное зерцало…»
Все море – как жемчужное зерцало,
Сирень с отливом млечно-золотым.
В дожде закатном радуга сияла.
Теперь душист над саклей тонкий дым.
Вон чайка села в бухточке скалистой, -
Как поплавок. Взлетает иногда,
И видно, как струею серебристой
Сбегает с лапок розовых вода.
У берегов в воде застыли скалы,
Под ними светит жидкий изумруд,
А там, вдали – и жемчуг, и опалы
По золотистым яхонтам текут.
Примерные вопросы для обсуждения.
- О чем это стихотворение?
- Какое настроение создает стихотворение Бунина?
- Какие краски использует поэт, изображая море?
- С чем Бунин сравнивает море? Почему?
- Какие образы рождаются у вас, когда вы читаете это стихотворение?
- Если бы вы были художником, какую картину нарисовали, услышав это
стихотворение?
- Рассмотрите репродукцию картины Ивана Айвазовского «Венецианская лагуна».
Обычно на полотнах мастера изображена бурная морская стихия, где присутствуют
все оттенки синего и зеленого. Чем эта картина отличается от других работ
художника?
- Как вы думаете, почему я представила вам эту репродукцию после прочтения
стихотворения И.А. Бунина?
3.2. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Настанет ночь моя…»
- Рассмотрите репродукцию картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
- Что изображено?
- Какие краски использует художник?
- Какое настроение создает у вас эта картина?
- Подберите эпитеты, описывающие ночное небо, реку.
- Как вы думаете, какие строки мог бы подобрать поэт Иван Бунин? Как бы он
описал ночь?
- Послушайте стихотворение Бунина «Луна» («Настанет ночь моя…»).
Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая.
Тогда велит господь, творящий чудеса,
Светилу новому взойти на небеса.
- Сияй, сияй, Луна, все выше поднимая
Свой, Солнцем данный лик. Да будет миру весть,
Что День мой догорел, но след мой в мире – есть.
Примерные вопросы для обсуждения.
- Что увидел поэт в самом таинственном и загадочном времени суток?
- Что особенно дорого поэту в ночи?
- Выделите слова и выражения, которые наиболее живописно рисуют картину ночи.
- Почему слова «Ночь» и «Луна» Бунин пишет с заглавной буквы?
- Как вы думаете, какое чувство и настроение было у поэта, когда он создавал
это стихотворение? Почему?
- Отражают ли строки Бунина настроение картины Куинджи?
4. Итог занятия.
- С какими произведениями искусства мы сегодня познакомились?
- Как вы думаете, зачем я включила в урок литературы произведения живописцев?
- Помогают ли, на ваш взгляд, произведения изобразительного искусства лучше
понимать и чувствовать поэзию?
- Как взаимосвязаны между собой виды искусств, о которых шла речь на
протяжении всего занятия?
- Продолжите предложение: На уроке мне понравилось ...
Учащиеся отвечают, каждый ответ анализируется.
- Продолжите следующее предложение: Мне было трудно ...
Учащиеся отвечают, каждый ответ анализируется. (Целесообразно узнать, почему
было трудно.)
- Наш урок я хотела бы завершить стихотворением «Живопись» испанского поэта и
драматурга Рафаэля Альберти. Рафаэль Альберти начинал свой творческий путь как
художник, позже обратился к поэзии. Мне кажется, что именно это стихотворение
как нельзя лучше отражает взаимосвязь поэзии и живописи: именно так,
объединившись, поэт и художник несут в мир добро и красоту.
Тебе, о полотно цветущих зрелых нив,
холст, ожидающий, когда ж изображенье?
Тебе, огонь и лед, мечта, воображенье,
безветренная гладь и бурных волн прилив.
Обдуманность, расчет и трепетный порыв,
о кисть геройская, гранит и воск в движенье,
дающем почерку и стилю выраженье,
здесь – точность контура, там красок яркий взрыв.
Ты форма, цвет и свет, ты ум, в полете смелом
познавший суть всего, язык вещей глубинный,
тень, кинутая в луч, иль свет и тьма в борьбе.
Ты плоть воздушная, иль воздух, ставший телом,
где жизнь и пластика волшебно двуедины.
Рука художника, мои стихи – тебе!
5. Творческое домашнее задание.
Подобрать стихотворение о природе и сделать к нему иллюстрацию, отображающую
тему и идею стихотворения. |