Четверг, 25.04.2024, 21:02


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок-семинар "Сюжеты и мотивы русской литературы в новелле И.А. Бунина «Тёмные аллеи»"

Цели урока. Сопоставить мотивы и сюжеты русской литературы XIX века в произведениях И.А. Бунина, Н.Огарёва, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского; показать индивидуальные особенности авторов в раскрытии вечной темы любви в данных произведениях; развивать логическое мышление учащихся, стимулировать воссоздающее воображение, продолжить развитие монологической устной речи учащихся, навыков выразительного чтения; прививать любовь к русской классической литературе, пробудить интерес к творчеству И.А. Бунина.

Тип урока — семинар

Вступительное слово учителя

На предшествующих уроках мы знакомились с творчеством удивительного писателя и человека И.А. Бунина. "Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души” — так восторженно отозвался о творчестве писателя М.Горький. Думаю, что, читая его произведение «Тёмные аллеи», и вы не остались равнодушными. Какое впечатление произвёл на вас прочитанный рассказ? К какому жанру относится это произведение писателя? Докажите своё мнение.

Вы знаете, что ничто в этом мире не рождается на пустом месте. Так и в литературе: создавая произведения, авторы опираются на предшественников, то есть литературные традиции.

А что в литературе может быть традиционным? (Тема, сюжет, мотив, способ создания характера и так далее.) Какие традиции русской классической литературы XIX века нашли своё воплощение в новелле Бунина?

В каких ещё произведениях русской классической литературы мы встречали подобные традиции?

Сегодня на уроке, последовательно сопоставляя новеллу И.Бунина «Тёмные аллеи» с произведениями Н.Огарёва, И.Тургенева, Ф.Достоевского, мы попытаемся выделить общие для русской литературы сюжеты и мотивы в раскрытии темы любви, увидеть в этих текстах общее и особенное.

Работа в творческих группах

Н.Огарёв. «Обыкновенная повесть» (ход сообщения)

Мы говорили о том, что ничто в мире не возникает на пустом месте. Интересно, что замысел новеллы Бунина «Тёмные аллеи», давшей название всему сборнику рассказов, сложился под впечатлением стихотворения Н.Огарёва. Бунин вспоминал, что ещё в юности был очарован этим стихотворением. 23 февраля 1944 года Бунин в письме к Тэффи: "Вся эта книга называется по 1-му рассказу — «Тёмные аллеи», — в котором «героиня» напоминает своему возлюбленному, как когда-то он всё читал ей стихи про «тёмные аллеи», и все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”. Мы видим, как одно произведение в литературе порождает другое.

Биографическая справка.

Н.Огарёв — виднейший общественный деятель, публицист, талантливый поэт и музыкант.

Имя этого человека прочно вошло в историю русской культуры, вошло оно и в историю Пензенского края. Мы по праву можем гордиться, считая его своим земляком.

Большой период жизни Огарёва связан с Пензой.

Родился в 1813 году. После смерти матери, в 1815 году, был привезён в имение отца Старое Акишко, расположенное в Инсарском уезде Пензенской губернии. Здесь провёл своё детство. Связь со Старым Акишко не прервалась и в зрелый период жизни: почти каждое лето приезжает отдохнуть в имение отца. Природа Пензенского края вдохновляла Огарёва. Пензенские пейзажи запечатлены в его поэзии, музыке, живописи.

В Пензе молодой поэт впервые испытал чувство большого настоящего сердечного влечения. Горячо влюбляется, а затем женится на племяннице пензенского губернатора Марии Львовне Рославлёвой.

Годы ссылки Огарёва за революционную деятельность прошли в Пензе — он служит в это время в канцелярии гражданского губернатора.

Умер Огарёв в 1877 году.

Чтение наизусть стихотворения «Обыкновенная повесть».

Мы видим, что стихотворение Огарёва органично вплетается в содержание бунинской новеллы. Как хороши и молоды были когда-то герои «Тёмных аллей» и «Обыкновенной повести»! Общая тема первой любви звучит в этих произведениях. Можно отметить, что сюжеты произведений схожи. В их основе обыкновенная история о первой любви, которая, как правило, заканчивается разлукой. Недаром стихотворение так и называется — «Обыкновенная повесть».

Можно также выделить и общий мотив — встреча после долгой разлуки. Но как по-разному ощущают и чувствуют герои Огарёва и Бунина! В стихах Огарёва звучит мысль о том, что сожалеть об утраченном счастье бесполезно, потому что жизнь идёт так, как должна идти, и человек не волен внести в неё какие-то перемены. А у Бунина и через много лет волнует встреча, миг счастья не забыт.

Сближает мотив социального различия в любви. Для XIX века эта проблема была злободневной. Огарёв акцентирует внимание читателя: "Я в свете их встретил потом...” Позиция автора выражена в финале стихотворения: как люди могут быть хладнокровными, пережив такую любовь? Звучит авторское удивление. Но ведь это люди светские. Для них любовь — лишь один из моментов жизни.

Та же самая мысль звучит и в новелле Бунина (образ Николая Алексеевича). А вот Надежда — из другой социальной среды. Для простой крестьянки любовь — светлое чувство. Полюбив однажды, она пронесла его через всю жизнь, оставаясь верной своему избраннику.

Размышляя о первой любви, оба автора подчёркивают возвышенность, поэтичность этого чувства. И Бунин, и Огарёв говорят о том, что любовь меняет человека, заставляет смотреть на мир иными глазами. Но любовь — это чувство проходящее, не вечное. Любовь — "лёгкое дыхание”, посетившее мир и готовое в любой миг исчезнуть. Бунин отказывает ей в способности длиться в семье, в браке, в буднях.

И.Тургенев. «Ася» (ход сообщения)

Сопоставляя произведения Тургенева и Бунина, отмечаем схожесть сюжетов. Но о дальнейшей судьбе тургеневских героев мы не знаем, можем лишь предполагать. Бунин оригинален в том, что случайная встреча героев состоялась через тридцать лет. Мы видим, что первое чувство не забыто, волнует сердце и по прошествии лет. Благодаря такому сюжетному ходу мы узнаём о том, как сложилась судьба бунинских героев.

Сближает эти произведения мотив несчастной любви. Отказавшись от любви, герои не находят личного счастья. Причиной отказа послужила разница в социальном положении. Ася — незаконная дочь барина-аристократа и крепостной крестьянки. Влюбившись в девушку, господин N терзается от того, что не может решиться на ответственный шаг: "Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно!”

В финале бунинской новеллы мы видим подобную мысль: "Что, если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?” — рассуждает Николай Алексеевич.

И в повести И.С. Тургенева, и в новелле И.А. Бунина отмечаем необычность героинь. Ася — образ-тип "тургеневской девушки”. У неё яркая внешность, сильный характер, она не зависит от предрассудков. Полюбив, "тургеневская девушка” способна первой сказать о своих чувствах. Любовь такой героини — это глубокое чувство, которое героиня способна пронести через всю жизнь.

Подобна тургеневской Асе и Надежда, героиня «Тёмных аллей». Полюбив Николая Алексеевича в юности, она пронесла это чувство через всю жизнь. Но как тяжкую ношу несёт она эту неразделённую любовь. Хотя мы не можем сказать, что Надежда не нашла себя в жизни. Да, не сложилось личное счастье, зато многого смогла достигнуть эта женщина в жизни — стала хозяйкой постоялой горницы, неплохо обеспечивает себя, пользуется уважением. На это способен только человек с сильным характером.

Общий мотив произведений — возвышенность и поэтичность первой любви. Но каждый из авторов воплощает этот мотив по-своему. У Тургенева любовь дарит человеку крылья, поднимает его над миром. Но, как правило, самое сильное чувство бывает в юности, когда человек не умеет ещё любить, слишком беспечно относится к этому дару.

По Бунину, человек живёт в привычном круге обыденности. Лишь изредка улыбнётся ему счастье. Однажды Бунин заметил: "Счастья в жизни нет, есть только зарница его, — цените их, живите ими”. И любовь в понимании писателя — это зарница: вспыхнула и погасла.

Необходимо отметить, что произведения Бунина и Тургенева сближает психологизм в изображении характеров. Чтобы передать душевное состояние героев, оба автора используют приём пейзажа. Счастлив господин N — прекрасная природа, романтическая и таинственная, окружает его. Через всю реку тянется лунный столб — поэтический образ. Но этот мотив традиционен для русской литературы. Луна, лунный свет предвещают разлуку, это знак несчастной любви. По-особому звучит мотив у Бунина. "Низкое солнце жёлто светило на пустые поля”. Эпитет "жёлто” как бы подчёркивает одиночество и пустоту в душе героя новеллы.

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи» (ход сообщения)

В повести Достоевского, как и новелле Бунина, звучит мотив первой любви. Для героев Достоевского любовь — возвышенное чувство, делающее человека счастливым. Для мечтателя, как и для Николая Алексеевича, это счастье стало лишь кратким мигом в чреде серых будней.

Мечтатель из повести «Белые ночи» тоже сам отказывается от любви — мотив несчастной любви. Но у Бунина причиной явились предрассудки — неравенство социального положения. Для героя Достоевского причина иная. Любовь мечтателя не является взаимной. Настенька любит другого, мечтает о взаимности со своим прежним жильцом. А значит, для петербургского мечтателя счастливый финал невозможен. Он не способен разрушить счастье любимой ради собственной выгоды. В любви мечтатель честен и благороден. "...Лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные минуты” подарила Николаю Алексеевичу Надежда. И герой Достоевского с благодарностью вспоминает встречи с Настенькой, которые стали для него кратким мигом счастья, вспышкой.

Женщина в любви сильнее, она умеет гибко приспособиться к жизни, найти себя в любых обстоятельствах. Этот мотив сближает «Белые ночи» и «Тёмные аллеи». Юная Настенька не просто мечтает о любви. Главное для неё — стать счастливой в жизни: создать семью с любимым человеком. Нет надежды дождаться жильца, и Настенька готова остаться с мечтателем, понимая, что с человеком, который её глубоко и искренне любит, ей будет гораздо легче и проще в жизни. А героиня Бунина, не получив взаимности в любви, находит иное применение своим внутренним силам. Мы видим, что Надежда не сломалась. Жизнь её нельзя назвать пустой и бессмысленной в отличие от Николая Алексеевича.

У Достоевского особый тип героя. Перед нами романтик, мечтатель поневоле. Таким его сделала тяжёлая действительность, спасения от которой он ищет в своих чистых и возвышенных мечтах.

Поэтому и любовь у него романтическая, оторванная от реальности. Отсюда неумение до конца реализовать себя во взаимоотношениях с Настенькой. Близка Надежда к герою Достоевского. Она верит в бесконечность любовного чувства, поэтому при своей красоте и силе характера не вышла она замуж ("Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”).

Бунин скорее на стороне своего героя — "реалистический” взгляд на чувства (чтение финала). Ошибся ли Николай Алексеевич, отказавшись от любви и преданности Надежды? Писатель отрицательно отвечает на этот вопрос.

Поведение итогов семинара

Выступление экспертов, которые дают оценку работе творческих групп.

Слово учителя, который предлагает прочитать одну новеллу из сборника «Тёмные аллеи» и дать её письменную интерпретацию в любом жанре.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (28.05.2013)
Просмотров: 4081 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0