Цели урока. Сопоставить мотивы и сюжеты
русской литературы XIX века в произведениях
И.А. Бунина, Н.Огарёва, И.С. Тургенева,
Ф.М. Достоевского; показать индивидуальные
особенности авторов в раскрытии вечной темы
любви в данных произведениях; развивать
логическое мышление учащихся, стимулировать
воссоздающее воображение, продолжить развитие
монологической устной речи учащихся, навыков
выразительного чтения; прививать любовь к
русской классической литературе, пробудить
интерес к творчеству И.А. Бунина.
Тип урока — семинар
Вступительное слово учителя
На предшествующих уроках мы знакомились с
творчеством удивительного писателя и человека
И.А. Бунина. "Выньте Бунина из русской
литературы, и она потускнеет, лишится живого,
радужного блеска и звёздного сияния его одинокой
страннической души” — так восторженно
отозвался о творчестве писателя М.Горький. Думаю,
что, читая его произведение «Тёмные аллеи», и вы
не остались равнодушными. Какое впечатление
произвёл на вас прочитанный рассказ? К какому
жанру относится это произведение писателя?
Докажите своё мнение.
Вы знаете, что ничто в этом мире не рождается на
пустом месте. Так и в литературе: создавая
произведения, авторы опираются на
предшественников, то есть литературные традиции.
А что в литературе может быть традиционным? (Тема,
сюжет, мотив, способ создания характера и так
далее.) Какие традиции русской классической
литературы XIX века нашли своё воплощение в
новелле Бунина?
В каких ещё произведениях русской
классической литературы мы встречали подобные
традиции?
Сегодня на уроке, последовательно сопоставляя
новеллу И.Бунина «Тёмные аллеи» с произведениями
Н.Огарёва, И.Тургенева, Ф.Достоевского, мы
попытаемся выделить общие для русской
литературы сюжеты и мотивы в раскрытии темы
любви, увидеть в этих текстах общее и особенное.
Работа в творческих группах
Н.Огарёв. «Обыкновенная повесть» (ход
сообщения)
Мы говорили о том, что ничто в мире не возникает
на пустом месте. Интересно, что замысел новеллы
Бунина «Тёмные аллеи», давшей название всему
сборнику рассказов, сложился под впечатлением
стихотворения Н.Огарёва. Бунин вспоминал, что ещё
в юности был очарован этим стихотворением. 23
февраля 1944 года Бунин в письме к Тэффи: "Вся эта
книга называется по 1-му рассказу — «Тёмные
аллеи», — в котором «героиня» напоминает своему
возлюбленному, как когда-то он всё читал ей стихи
про «тёмные аллеи», и все рассказы этой книги
только о любви, о её «тёмных» и чаще всего очень
мрачных и жестоких аллеях”. Мы видим, как одно
произведение в литературе порождает другое.
Биографическая справка.
Н.Огарёв — виднейший общественный деятель,
публицист, талантливый поэт и музыкант.
Имя этого человека прочно вошло в историю
русской культуры, вошло оно и в историю
Пензенского края. Мы по праву можем гордиться,
считая его своим земляком.
Большой период жизни Огарёва связан с Пензой.
Родился в 1813 году. После смерти матери, в 1815
году, был привезён в имение отца Старое Акишко,
расположенное в Инсарском уезде Пензенской
губернии. Здесь провёл своё детство. Связь со
Старым Акишко не прервалась и в зрелый период
жизни: почти каждое лето приезжает отдохнуть в
имение отца. Природа Пензенского края
вдохновляла Огарёва. Пензенские пейзажи
запечатлены в его поэзии, музыке, живописи.
В Пензе молодой поэт впервые испытал чувство
большого настоящего сердечного влечения. Горячо
влюбляется, а затем женится на племяннице
пензенского губернатора Марии Львовне
Рославлёвой.
Годы ссылки Огарёва за революционную
деятельность прошли в Пензе — он служит в это
время в канцелярии гражданского губернатора.
Умер Огарёв в 1877 году.
Чтение наизусть стихотворения «Обыкновенная
повесть».
Мы видим, что стихотворение Огарёва органично
вплетается в содержание бунинской новеллы. Как
хороши и молоды были когда-то герои «Тёмных
аллей» и «Обыкновенной повести»! Общая тема
первой любви звучит в этих произведениях. Можно
отметить, что сюжеты произведений схожи. В их
основе обыкновенная история о первой любви,
которая, как правило, заканчивается разлукой.
Недаром стихотворение так и называется —
«Обыкновенная повесть».
Можно также выделить и общий мотив — встреча
после долгой разлуки. Но как по-разному ощущают и
чувствуют герои Огарёва и Бунина! В стихах
Огарёва звучит мысль о том, что сожалеть об
утраченном счастье бесполезно, потому что жизнь
идёт так, как должна идти, и человек не волен
внести в неё какие-то перемены. А у Бунина и через
много лет волнует встреча, миг счастья не забыт.
Сближает мотив социального различия в любви.
Для XIX века эта проблема была злободневной.
Огарёв акцентирует внимание читателя: "Я в свете
их встретил потом...” Позиция автора выражена в
финале стихотворения: как люди могут быть
хладнокровными, пережив такую любовь? Звучит
авторское удивление. Но ведь это люди светские.
Для них любовь — лишь один из моментов жизни.
Та же самая мысль звучит и в новелле Бунина
(образ Николая Алексеевича). А вот Надежда — из
другой социальной среды. Для простой крестьянки
любовь — светлое чувство. Полюбив однажды, она
пронесла его через всю жизнь, оставаясь верной
своему избраннику.
Размышляя о первой любви, оба автора
подчёркивают возвышенность, поэтичность этого
чувства. И Бунин, и Огарёв говорят о том, что
любовь меняет человека, заставляет смотреть на
мир иными глазами. Но любовь — это чувство
проходящее, не вечное. Любовь — "лёгкое
дыхание”, посетившее мир и готовое в любой миг
исчезнуть. Бунин отказывает ей в способности
длиться в семье, в браке, в буднях.
И.Тургенев. «Ася» (ход сообщения)
Сопоставляя произведения Тургенева и Бунина,
отмечаем схожесть сюжетов. Но о дальнейшей
судьбе тургеневских героев мы не знаем, можем
лишь предполагать. Бунин оригинален в том, что
случайная встреча героев состоялась через
тридцать лет. Мы видим, что первое чувство не
забыто, волнует сердце и по прошествии лет.
Благодаря такому сюжетному ходу мы узнаём о том,
как сложилась судьба бунинских героев.
Сближает эти произведения мотив несчастной
любви. Отказавшись от любви, герои не находят
личного счастья. Причиной отказа послужила
разница в социальном положении. Ася — незаконная
дочь барина-аристократа и крепостной крестьянки.
Влюбившись в девушку, господин N терзается от
того, что не может решиться на ответственный шаг:
"Жениться на семнадцатилетней девочке, с её
нравом, как это можно!”
В финале бунинской новеллы мы видим подобную
мысль: "Что, если бы я не бросил её? Какой вздор!
Эта самая Надежда не содержательница постоялой
горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского
дома, мать моих детей?” — рассуждает Николай
Алексеевич.
И в повести И.С. Тургенева, и в новелле
И.А. Бунина отмечаем необычность героинь. Ася
— образ-тип "тургеневской девушки”. У неё яркая
внешность, сильный характер, она не зависит от
предрассудков. Полюбив, "тургеневская девушка”
способна первой сказать о своих чувствах. Любовь
такой героини — это глубокое чувство, которое
героиня способна пронести через всю жизнь.
Подобна тургеневской Асе и Надежда, героиня
«Тёмных аллей». Полюбив Николая Алексеевича в
юности, она пронесла это чувство через всю жизнь.
Но как тяжкую ношу несёт она эту неразделённую
любовь. Хотя мы не можем сказать, что Надежда не
нашла себя в жизни. Да, не сложилось личное
счастье, зато многого смогла достигнуть эта
женщина в жизни — стала хозяйкой постоялой
горницы, неплохо обеспечивает себя, пользуется
уважением. На это способен только человек с
сильным характером.
Общий мотив произведений — возвышенность и
поэтичность первой любви. Но каждый из авторов
воплощает этот мотив по-своему. У Тургенева
любовь дарит человеку крылья, поднимает его над
миром. Но, как правило, самое сильное чувство
бывает в юности, когда человек не умеет ещё
любить, слишком беспечно относится к этому дару.
По Бунину, человек живёт в привычном круге
обыденности. Лишь изредка улыбнётся ему счастье.
Однажды Бунин заметил: "Счастья в жизни нет, есть
только зарница его, — цените их, живите ими”. И
любовь в понимании писателя — это зарница:
вспыхнула и погасла.
Необходимо отметить, что произведения Бунина и
Тургенева сближает психологизм в изображении
характеров. Чтобы передать душевное состояние
героев, оба автора используют приём пейзажа.
Счастлив господин N — прекрасная природа,
романтическая и таинственная, окружает его.
Через всю реку тянется лунный столб —
поэтический образ. Но этот мотив традиционен для
русской литературы. Луна, лунный свет предвещают
разлуку, это знак несчастной любви. По-особому
звучит мотив у Бунина. "Низкое солнце жёлто
светило на пустые поля”. Эпитет "жёлто” как бы
подчёркивает одиночество и пустоту в душе героя
новеллы.
Ф.М. Достоевский. «Белые ночи» (ход
сообщения)
В повести Достоевского, как и новелле Бунина,
звучит мотив первой любви. Для героев
Достоевского любовь — возвышенное чувство,
делающее человека счастливым. Для мечтателя, как
и для Николая Алексеевича, это счастье стало лишь
кратким мигом в чреде серых будней.
Мечтатель из повести «Белые ночи» тоже сам
отказывается от любви — мотив несчастной любви.
Но у Бунина причиной явились предрассудки —
неравенство социального положения. Для героя
Достоевского причина иная. Любовь мечтателя не
является взаимной. Настенька любит другого,
мечтает о взаимности со своим прежним жильцом. А
значит, для петербургского мечтателя счастливый
финал невозможен. Он не способен разрушить
счастье любимой ради собственной выгоды. В любви
мечтатель честен и благороден. "...Лучшие минуты.
И не лучшие, а истинно волшебные минуты”
подарила Николаю Алексеевичу Надежда. И герой
Достоевского с благодарностью вспоминает
встречи с Настенькой, которые стали для него
кратким мигом счастья, вспышкой.
Женщина в любви сильнее, она умеет гибко
приспособиться к жизни, найти себя в любых
обстоятельствах. Этот мотив сближает «Белые
ночи» и «Тёмные аллеи». Юная Настенька не просто
мечтает о любви. Главное для неё — стать
счастливой в жизни: создать семью с любимым
человеком. Нет надежды дождаться жильца, и
Настенька готова остаться с мечтателем, понимая,
что с человеком, который её глубоко и искренне
любит, ей будет гораздо легче и проще в жизни. А
героиня Бунина, не получив взаимности в любви,
находит иное применение своим внутренним силам.
Мы видим, что Надежда не сломалась. Жизнь её
нельзя назвать пустой и бессмысленной в отличие
от Николая Алексеевича.
У Достоевского особый тип героя. Перед нами
романтик, мечтатель поневоле. Таким его сделала
тяжёлая действительность, спасения от которой он
ищет в своих чистых и возвышенных мечтах.
Поэтому и любовь у него романтическая,
оторванная от реальности. Отсюда неумение до
конца реализовать себя во взаимоотношениях с
Настенькой. Близка Надежда к герою Достоевского.
Она верит в бесконечность любовного чувства,
поэтому при своей красоте и силе характера не
вышла она замуж ("Молодость у всякого проходит, а
любовь — другое дело”).
Бунин скорее на стороне своего героя —
"реалистический” взгляд на чувства (чтение
финала). Ошибся ли Николай Алексеевич,
отказавшись от любви и преданности Надежды?
Писатель отрицательно отвечает на этот вопрос.
Поведение итогов семинара
Выступление экспертов, которые дают оценку
работе творческих групп.
Слово учителя, который предлагает прочитать
одну новеллу из сборника «Тёмные аллеи» и дать её
письменную интерпретацию в любом жанре. |