Урок изучения лирики
И.А. Бунина в 5-м классе начнём с работы над
отрывком из «Жизни Арсеньева»: "Я родился
полвека тому назад, в средней России, в деревне, в
отцовской усадьбе... Пустынные поля, одинокая
усадьба среди них... Зимой снежное безграничное
море, летом — море хлебов, трав и цветов. И вечная
тишина этих полей, их загадочное молчание...
...А поздним вечером, когда сад уже чернел за
окнами всей своей таинственной ночной чернотой,
а я лежал в тёмной спальне в своей детской
кроватке, всё глядела на меня в окно, с высоты,
какая-то тихая звезда...”
Образ звезды присутствует и в стихотворении
«Летняя ночь», которое поможет нам начать диалог
с писателем.
ЛЕТНЯЯ НОЧЬ
"Дай мне звезду, — твердит
ребёнок сонный, —
ай, мамочка...” Она, обняв его,
Сидит с ним на балконе, на ступеньках,
Ведущих в сад. А сад, степной, глухой,
Идёт, темнея, в сумрак летней ночи,
По скату к балке. В небе, на востоке,
Краснеет одинокая звезда.
"Дай, мамочка...” Она с улыбкой
нежной
Глядит в худое личико: "Что, милый?”
"Вон ту звезду...” — "А для чего?” — "Играть...”
Лепечут листья сада. Тонким свистом
Сурки в степи скликаются. Ребёнок
Спит на колене матери. И мать,
Обняв его, вздохнув счастливым вздохом,
Глядит большими грустными глазами
На тихую далёкую звезду...
Прекрасна ты, душа людская!
Небу,
Бездонному, спокойному, ночному,
Мерцанью звёзд подобна ты порой!
Прежде всего спросим, что произвело на ребят
особенное впечатление, каким они увидели автора
и его маленького героя (даже если это он сам в
детстве). Что его радует и удивляет в окружающем
мире?
Предложим ученикам нарисовать словесную
картину стихотворения. Летняя тихая ночь. Белая
усадьба с колоннами, и степной глухой сад вокруг
неё как бы "идёт, темнея, в сумрак летней ночи, по
скату к балке”. Звёздное небо. Тихо мерцают
звёзды, а на востоке "краснеет одинокая звезда”.
Ребёнок на коленях матери.
Нарисуйте образ матери.
Это образ, полный любви, нежности, понимания,
мудрости и спокойствия ("она с улыбкой нежной
глядит...”, "она, обняв его, сидит с ним на
балконе...”, "что, милый?..”).
Образ матери прекрасен, как прекрасно
бездонное, спокойное небо. Так прекрасна душа
людская любовью, нежностью, мудростью.
Что мы слышим?
"Лепечут листья сада”, ребёнок лепечет, мать с
сыном нежно говорит, тонко свистят сурки в степи,
мать счастливо вздыхает...
Как вы думаете, о чём она вздыхает, о чём думает?
Наверное, о будущем сына, когда он узнает о
невозможности своей просьбы — достать звезду с
неба...
Да и мы ощущаем, что счастливый вздох матери
таит в себе и тревогу.
Главная тема — тема детства — сопровождается у
писателя тревожным мотивом ожидания будущего.
Какие эпитеты говорят о тревоге?
Звезда "далёкая”, сад "глухой” темнеет, мать
глядит грустными глазами...
Итак, стихотворение «Летняя ночь» — это и
красота пейзажной зарисовки, и воспоминание о
детстве, и дума о будущем...
О чём нам поведает стихотворение «Помню —
долгий зимний вечер...»?
Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна.
"Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!”
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грёз —
Шёпот зреющих колосьев
И невнятный шум берёз...
Это стихотворение о
детстве. В нём тоже — образ прекрасной нежной
матери и образ ребёнка. Только ребёнок уже
повзрослел, его что-то тревожит, он не может
уснуть, наверное, его пугает вой вьюги.
И нарисована в этом стихотворении уже не одна
картина, а две — картина зимнего вечера и картина
"летнего полдневного зноя”. Найдите ещё образы,
противопоставленные в этом стихотворении.
Вечер — утро; плач — веселье; вьюга враждебно
воет — мать с любовью уговаривает, советует;
полумрак — золото ржи; тускнеет свет лампады —
солнечный свет...
Все краски, звуки природы чувствует автор. Ему
удаётся рассказать о лирическом герое с такой
удивительной яркостью, что мы начинаем ощущать
единение с природой: и шум берёз, и шёпот
колосьев, и тёплый нежный ветер, колышущий
золотые волны ржи, — всё сливается с тихим сном
лирического героя.
Слышите ли вы вместе с лирическим героем шум
берёз, шёпот колосьев? Как это достигается в
стихотворении?
Да, повторением согласных звуков (аллитерация)
— ш, ж, з, с, щ, ч.
А ласковость и нежность голоса матери переданы
через аллитерацию л, м, н и ассонанс
(повторение гласных звуков) — и, а.
Найдите строки, которые одинаково начинаются.
Это анафора. Для чего её использует автор?
Анафора помогает ощутить плавность речи,
напоминает колыбельные песни, успокаивает
малыша...
Позабудь... |
Вспомни... |
Позабудь... |
Вспомни... |
Это антонимы; они помогают ярче нарисовать
образ, усиливают впечатление, с ними легче
запоминается стихотворение.
Много художественных средств использовал
Бунин при создании этого стихотворения, чтобы
передать нам ощущения детства — радости и
тревоги, любовь и нежность, красоту и
очарование...
Обратимся к стихотворению «Детство».
ДЕТСТВО
Чем жарче день, тем сладостней
в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шёлк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Какую картину из детских лет вспоминает поэт?
Картину жаркого летнего дня в "сладостном”
бору, где веет "сухим смолистым ароматом”, где
"песок — как шёлк”, где весело, где "повсюду
блеск, повсюду яркий свет”.
Ощущения детства — это ощущения света, тепла,
веселья, счастья. Даже грубая кора "так тепла,
так солнцем вся прогрета...”
От стихотворения веет теплом, добротой,
сказкой. В детстве мы все любим сказки, может
быть, потому что в них доброта и чудеса.
А что чудесного, сказочного в этом
стихотворении?
Солнечные палаты, шёлковый песок, гармония
радости и счастья, тепла и света, красоты и любви.
Сравним это стихотворение со стихотворением
«Сказка».
СКАЗКА
...И снилось мне, что мы, как в
сказке,
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору среди песков.
Был летний светозарный
полдень,
Был жаркий день, и озарён
Весь лес был солнцем, и от солнца
Весёлым блеском напоён.
Узорами ложились тени
На тёплый розовый песок,
И синий небосклон над бором
Был чист и радостно-высок.
Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен, и текла
Вдоль по коре, сухой и жёсткой,
Смола, прозрачнее стекла...
Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края...
Мне снилась даль, мне снилась сказка —
Мне снилась молодость моя.
Чем близки эти произведения?
И в том, и в другом стихотворении лирический
герой в жаркий летний день гуляет в бору, где всё
озарено солнцем, где бор весёлым блеском напоён,
где смола на соснах янтарная и "прозрачнее
стекла”.
А чем они различны?
В стихотворении «Сказка» герой взрослее, он не
один, появляется "она”, с которой лирический
герой идёт "вдоль пустынных берегов над диким
синим лукоморьем”. И ещё появляется, кроме
образа бора, образ северного моря.
Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен...
Почему Бунин назвал стихотворение «Сказка»?
Сказочна красота нарисованной картины; чудесен
светозарный полдень, удивителен тёплый розовый
песок, узоры на нём; синий небосклон
радостно-высок; завораживает зеркальная гладь
моря, его простор, даль.
Лирический герой не одинок, он молод, влюблён и
счастлив.
Для нас, читателей, открываются в этом
стихотворении необъятные художественные
пространства, глубина вселенной и человеческой
души.
Выясняем роль фантастики и роль памяти в стихах
о детстве.
Бунин помнит ощущения детства — свет, доброту,
теплоту, заботу, нежность, любовь, которые его
окружали.
Фантастичны солнечные палаты, розовый песок,
как шёлк, весёлый блеск, узоры, дикое лукоморье.
Творчество замечательного поэта И.А. Бунина
— это целый мир, каждое стихотворение — часть
этого мира. Все стихотворения, прочитанные нами,
о детстве, лирический герой которых — ребёнок —
взрослел, его образ становился богаче и
разнообразнее, он был зорок и чуток к окружающему
миру, он познавал этот мир, и познание мира для
ребёнка — и радость, и тревога, и тайна.
Бунин словно говорит нам: какое чудо жить,
взрослеть, какое счастье быть наедине с природой,
видеть красоту моря и леса, поля и луга, бора и
степи...
В поэтическом мире Бунина живёт душа ребёнка,
не устающего познавать тайны мироздания,
радоваться жизни, любить красоту природы. |