Урок - ролевая игра очень интересен детям. Но
задачи он решает весьма серьезные:
- развивает аналитические способности детей;
- совершенствует их речевые навыки;
- предоставляет возможность попробовать себя в
роли следователей, психологов, журналистов,
судьи, адвоката, героев произведения.
Слово учителя.
Мы закончили непростой разговор о героях пьесы
"Гроза”... Но по-прежнему звучит в наших душах
голос мудрого Кулигина:
"Вот вам ваша Катерина... Тело ее здесь, а душа
теперь не ваша, она теперь перед судьей
милосерднее вас!”...
Ее безжалостно уничтожило "темное царство”,
не простив отчаянного порыва к свободе, счастью,
любви. И нам безумно хочется найти конкретных
виновников гибели нашей любимой героини и
бросить им в лицо выстраданные в долгие часы
раздумий слова: "Страшитесь, господа! Суд идет!”.
И мы свято верим, что не уйти этим злодеям от
суда людского и божьего, и гневно повторяем вслед
за А.С.Пушкиным:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда...
("Борис Годунов”)
Первая часть урока – инсценировка.
Наше внимание привлекают группы людей,
прогуливающихся вдоль волжских берегов (на доске
– проекция картины Бориса Кустодиева "Гуляние
на Волге”). Они активно обсуждают причины гибели
Катерины, пытаются понять, почему так рано
оборвалась жизнь этой скромной милой девушки,
которую все знали, читают и бурно обсуждают
статьи об этом событии в местной прессе.
Наверное, впервые эти люди задумались о себе,
своем отношении к людям... И это прекрасно! Пусть и
дорогой ценой, ценой собственной смерти, но
Катерина растормошила это сонное, полумертвое
царство.
Журналист подходит к отдельным жителям городка
и расспрашивает их о Катерине, ее жизни в доме
мужа. Его внимание привлекает грустная Варвара.
Она вспоминает нежную и трогательную Катерину,
рассказывает о том, как легко ей жилось в доме
родителей и как страшна была жизнь этой
свободолюбивой женщины в доме Кабанихи( в этот
момент на экране появляется фоторепортаж о
Катерине, подготовленный учениками, и звучит
монолог героини из действия 1, явления седьмого:
"Такая ли я была! Я жила, ни об чем ни тужила,
точно птичка на воле. Маменька во мне души не
чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не
принуждала, что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь,
как я жила в девушках? Вот я тебе расскажу...” и
т.д.
С горечью вспоминает Варвара слова подруги: "
Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда
толкает, а удержаться мне не за что”.
Именно мысль, что спасением для Катерины могла
стать она, Варвара, не дает ей возможности
успокоиться...Такое запоздалое, и потому
ненужное, раскаяние...
Вторая часть урока - заседание суда
Слово учителя:
"Сегодня мы судим тех, кто стал виновником,
пусть косвенным, гибели нашей любимой героини.
Вспомним, как все произошло...”
Группа журналистов знакомит зрителей, суд с
тем, как освещалась гибель Катерины в различных
изданиях (используем различные жанры: заметку
"Хроника убийства”, публицистическую статью
"Ее убило общество” и т.д.).
Детей заранее готовлю к этой непростой роли.
Судья предоставляет слово психологам (3
чел.), которые подготовили материал о личности
погибшей, о характерах Бориса и Тихона, не
сумевших (или не захотевших?), спасти Катерину.
Далее выступают следователи, собравшие
материалы о деспотизме Кабанихи, Дикого, о
"жестоких нравах” Калинова.
Суду предоставляются наиболее подходящие
версии того, кто виноват в самоубийстве Катерины:
- произвол и хамство Кабанихи;
- бесхарактерность Тихона;
- предательство Бориса;
- общество, не защищающее права женщин;
- неправильное воспитание в "золотой клетке”,
далекой от реальной жизни.
Слово берет адвокат, потом защитник, а
затем судья, посоветовавшись с присяжными
заседателями, выносит приговор.
Гневное слово служителя Фемиды заставляет о
многом задуматься присутствующих в зале суда.
Приговор прочитан, в зале воцаряется тишина...И
именно в этот момент звучат раскаты грома... Гроза
вновь берет слово, напоминая всем, что суд не
закончен, пока живут в мире Произвол, Злоба, Дикие
Нравы...
Третья часть урока – дискуссия
Проводим дискуссию "Победитель Катерина
или побежденная?”.
И, конечно, не обходим стороной вопрос "Удалось
ли героине осветить это "темное царство” (пусть
даже ценой собственной смерти)?
Вспоминаем финал пьесы, где с разных сторон
городка собирается народ с факелами, и Тьма, одна
их главных героинь пьесы, словно испугавшись
обилия света, отступает... Это ли не символично?
- Победила она или проиграла? Будет ли другим
Катеринам легче и свободнее дышать?
- Понимаете ли вы героиню?
- Актуальна ли "Гроза”, "пьеса жизни”,
сегодня?
Именно эти вопросы вызывают живой интерес у
учеников. Урок заканчивается, а дети продолжают
размышлять о непростой судьбе Катерины.
Д.З. Эссе "Размышляя о гибели
Катерины...”. |