Суббота, 14.12.2024, 10:57


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок развития речи "Что значит быть красивым?"

Цель: Создание условий для воспитания у учащихся чувства уважения друг к другу, к старшим.

Оформление:

  1. Сатирическая газета "Колючки” /О кличках, о грубых словах/.
  2. Портрет А.П.Чехова. Его слова "В человеке все должно быть прекрасно…”
  3. Сочинение на тему "Какого человека можно считать красивым?”.

Гости: родители, учителя, ветераны ВОВ, мать погибшего воина-афганца.

Оборудование: записи детских песен.

Ход дискуссии

1. Вступительное слово:

Учитель. Ребята, еще в прошлом году мы с вами разговорили о культуре поведения, учебе, на политические темы, но вы не знали, что мы дискутируем по этим вопросам. Так что же такое дискуссия?

На доске: дискуссия /лат/ – обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, частной беседе, спор.

Учитель. Тема нашей дискуссии: "Что значит быть красивым”.

Ребята, вот смотрю я на вас и вижу, как же вы подросли за лето. Почти совсем взрослые. Наверно, чаще, чем обычно, заглядываетесь в зеркало, поправляете челку, локон, воротничок на платье или рубашке. А понимаете ли вы что такое красота?

I ученик: Я думаю, что красивый человек – это тот, на которого приятно посмотреть, т.е. и на лицо красивый и одет по-современному. Я летом в оздоровительном лагере с девочкой познакомился. Знаете, какая она красивая? Глаза голубые, голубые, как небо. Ресницы длинные и пушистые. Волосы светлые, волнами растекаются по плечам. Ну и одевается она модно: джинсы итальянские, кроссовки "Адидас", кофта с заклепками. Вот это девочка!

2 ученик: А я знаю мальчика обыкновенного: уши у него даже немного оттопыренные, лицо все в веснушках. А знаете, как с ним приятно поговорить! Он все знает! И такой вежливый! Никого не обидит, а девочку от хулигана всегда защитит!

Другие высказывания.

Учитель. Ребята, а помните недавно, когда мы изучали сказку "Царевна-Лягушка", я задала вам вопрос: "В чем истинная красота Василисы Премудрой?” Так в чем же?

Ученик: Мы видим сначала Царевну-Лягушку безобразную в лягушачьей коже, но судя по ее делам, речам выясняется, что она добрая, внимательная, заботливая и скромная. И называют ее премудрой тогда, когда видят, как она трудится.

Учитель. Ребята, а вот грубость и красота могут сочетаться вместе?

Дети отвечают.

Инсценировка современной басни "Волк и Красная шапочка”.

Как-то утром в роще частой,
Где берез струился шелк
С Красной шапочкой прекрасной
Повстречался серый волк.
Был он молод, был он весел
Не из старой сказки был.
Низкий ей поклон отвесил
Нежно с ней заговорил:
"Вы – живой портрет Венеры!
Да на вас хоть век молись”.
А она ему: "Эй, серый, отколись и отвались!”
Волк ушам своим не верит,
А девица напролом обзывает его
Зверем, сопляком и пошляком,
А к тому ж еще и хамом, Дон Жуаном и т.п.
И не выдержавши срама,
Волк поплелся по тропе.
Ах, как грустно волку стало!
Подкатился к горлу ком,
В жизни не был он нахалом,
В жизни не был пошляком.
- "А еще меня боятся!” -
Бедный волк шептал с тоской.
- "Да ведь я ж ягненок, братцы,
Перед – Шапочкой такой!”

Учитель. Ребята, красиво ли поступает Красная Шапочка, разговаривая с волком подобным образом?

1 ученик. Да, красиво. Ведь это Волк. С ним иначе нельзя, а то съест.

2 ученик. Да Волк-то добрый, а Красная Шапочка – грубиянка.

Учитель.Мораль басни:

И если среди нас такие есть,
Мы бы Шапочек подобных разрешили волку съесть.

А сколько грубостей я слышу от вас, в адрес своих товарищей на перемене?

Вот наши "Колючки”. Они говорят сами за себя. Даете друг другу обидные клички, называете именами самых неприятных животных. Так, кто ж у нас эти ребята? Можем ли мы назвать красивыми эти поступки? Разве мало хороших слов?

Дети читают стихотворение В. Шефнера "Есть слова – словно раны”.

Есть слова – словно раны, слова – словно труд.
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, верность, свобода и честь.
Пусть разменной монетой не служат они,
Золотым эталоном их в сердце храни!
Когда радость – как буря, иль горе, как ночь.
Только эти слова тебе помогут помочь!

Учитель. Ведь вежливость, скромность украшают человека.

Инсценировка 2 ситуаций.

1. Ученица грубо прерывает разговор 2-х учителей.

Учитель. Красиво поступила девочка? А как надо было поступить?

2. Ученица вежливо прерывает разговор двух учителей.

Стихотворение "Обижаем нередко мы мать"

Обижаем нередко мы мать...
Не всегда ей во всем помогаем,
А порою случается так,
Голос свой на нее повышаем.
Маму мы не всегда бережем.
Маму часто свою огорчаем...
Часто к матери с горем идем
Горе матери даже не знаем.

Учитель. Ребята, ведь папа или мама – это ваши самые первые и лучшие друзья. С ними можно поделиться самым сокровенным и они вас поймут. Нет! – Я слышу, ну не огорчайтесь. Бывают строгие, сердитые, но в душе любят вас. А вы, наоборот, будьте ласковы и нежны /Мамочка, милая.../ и тогда вы подружитесь.

А с каким человеком вы бы стала дружить?

Ответы детей.

Учитель. Вот с такой отличницей стали бы?

Сценка "Отличница”

Я – отличница. И постоянно, каждый день у меня требуют, именно требуют: Дай списать! Если откажешь, начинают ругаться: мол, я липовая отличница, учителя мне поблажки делают. Но ведь это не так. С меня даже строже спрашивают. Мне вот физика не дается, но до 12-ти ночи, бывает над ней сижу и все равно четверки получаю. Сначала мне было только обидно. А теперь совсем скверно себя чувствую. Это после такого случая. Одной девочке я не дала списать алгебру. Так она положила передо мной шоколадку. Я растерялась совершенно.

Учитель. Как вы оцениваете поступок девочки, положившей шоколадку?

Как вы среагировали бы на этот поступок на месте девочки – отличницы?

Сценка

В классе четверо: два мальчика и две девочки – первоклассницы. Мальчика что-то ищут, девочки вытирают парты.

- Чем вы тут занимаетесь? – спрашиваю.

- Мы парты моем, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Костылев пять ошибок сделал. Ему двойку поставили. А мне пятерку.

- Пятерка – хорошо. Только зачем хвастать?

- Вот идите, посмотрите,- потянула меня за полу пиджака хвастунья Она бесцеремонно взяла у Костылева тетрадь и стала показывать:

- Смотрите: раз, два, три ... пять ошибок! Видите двойка стоит? А у меня – пятерка!

Девочка очень рада своей пятерке, но, пожалуй, не меньше и тому, что у Костылева – двойка.

Вопросы:

  1. Какие качества характера проявились в поступках  девочки?
  2. Как вы их оцениваете?
  3. Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?

Дети отвечают.

Учитель. Но зато знаете, какие у нас в классе есть ребята? Бездушные, равнодушные, которые не могут сопереживать в радости и горе человеку?

Стихотворение В. Сухомлинского "Как на свете жить?”

У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется Катя ночью и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый. Встретила девочка во дворе двух одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью: – Наш папа выздоровел!

Мальчики посмотрела на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали ронять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в "классы".

- Наш папа выздоровел,- сказала она. Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

- Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

Учитель. Почему заплакала Катя?

Чего сейчас больше всего не хватает молодежи? /Доброты, чуткости, нежности/

Будет ли человек красивым без этих качеств? А почему?/ Много знают, читают/.

Ответы детей.

Учитель. Ребята, я прочитала ваше сочинения на тему "Какого человека можно считать красивым? ", в которых вы рассказываете об истинной красоте человека, о трудовых и воинских подвигах близких вам людей:

  1. О маме или папе
  2. О бабушке, дедушке.
  3. О соседе.
  4. О С. Дружинине – воине-афганце.
  5. О подругах.
  6. Об учителе.

Дети зачитывают отрывки из сочинений.

Может ли трусливый человек совершить подвиг?

Ответы детей.

Дети читают стихотворение К. Симонова "Живет такой парень”.

Учитель. Ребята, вы сейчас ученики 5 класса. Хочется закрыть глаза и представить вас на пороге нашей школы: повзрослевшими, истинно красивыми людьми. Какими вы будете, зависит от вас, от ваших мыслей, поступков, дел.

Чехов сказал: "В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и мысли …”

Итак, что же значит быть красивым?

Ребята высказываются, делают сами выводы.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (22.06.2012)
Просмотров: 1928 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, презентация powerpoint | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0