Цели:
- расширить знания учащихся о Пушкине;
- совершенствовать навыки выразительного чтения,
развивать устную речь;
- воспитывать в детях умение видеть и чувствовать
прекрасное;
Оборудование: д/ф, магнитофонные
записи, карточки, рисунки к сказкам, "потерянные
вещи”.
ХОД УРОКА
На доске: И там я был… (выставка
детских рисунков к сказкам А. С. Пушкина)
План:
- Любит – не любит.
- Мы художники.
- Поэтическая шкатулка.
- Угадай-ка.
- Поиграем в детектива.
- Ищем слово.
- Ромашка.
- Что за прелесть эти сказки (викторина).
- Юные сказочники.
Слово учителя: Посмотрите, ребята, что
написано на доске. Догадались? Куда мы с вами
сегодня отправимся? Конечно, в сказки А. С.
Пушкина! Пушкин к своим героям относился
по-разному: одних – любил, других – ненавидел,
наказывал за жадность, злость, зависть. Сейчас мы
проверим, все ли готовы к далекому путешествию. Я
буду называть героев, а вы выберете: любил или
ненавидел названных героев Пушкин (называются:
мачеха, королевич Елисей, царевна, царь Гвидон,
золотая рыбка и т. д. . Можно проверить детей и на
внимание – назвать героя не из сказок А. С.
Пушкина, н-р, Золушка).
Молодцы, все готовы! А в сказки надо еще
добираться. На чем? Давайте выберем (предлагают
лошадь, трактор, спорят, догадываются, что в
сказки надо выбирать "сказочные” средства
передвижения). Итак, решено! Летим на
ковре-самолете. А как вы думаете, ребята, кого
первого надо посадить! Посмотрите на рисунки
наших художников.
Ученики: Первым надо посадить на
ковер-самолет …(имя).
Учитель: Мог ли так нарисовать
человек, который не любит читать? Не имеет
терпения? Не вкладывает душу? (имя) рисование
доставляло радость, и вот сегодня его радость
передается и нам. Пусть почаще каждый из вас
дарит людям радость! А теперь на ковер! (имя) – в
середину, девочек подальше от края, на краю
вместе со мной самые сильные, надежные. Уселись? А
почему не летим?
Ученики: Волшебные слова надо сказать!
Учитель: Верно! Давайте тихо скажем
волшебные слова (и ученики сразу, не
сговариваясь, начинают: "У Лукоморья дуб
зеленый…” - читаем вместе начало). Чувствуете:
поднимаемся! (в классе полумрак, включаем
фильмоскоп, просматриваем начальные кадры д/ф
"Сказки Пушкина”, угадывают ребята, к каким
пушкинским героям мы попали в гости) Видите,
ребята, какое огромное сказочное царство создал
Александр Сергеевич! Давайте пешком немного
пройдемся. Всем надеть сапоги-скороходы! А на
привале – около зеленого дуба почитаем Пушкина.
(Конкурс чтецов.)
Приятно слушать ребят, которые так
замечательно читают! А. С. Пушкин и сам мечтал о
том времени, когда его стихи, сказки будут читать
не только русские, но и другие народы нашей
страны.
ВНИМАНИЕ: Дальше идти нельзя: 33 богатыря не
пропускают. Просят угадать, откуда взяты отрывки
(включается магнитофон, звучат отрывки из разных
сказок Пушкина).
Ученики: отгадывают
Учитель: А это что за горница? Сколько
здесь разных вещей! (С магнитофона звучат слова:
"Здравствуйте, это я, золотая рыбка. Я собрала
потерянные кем-то вещи, помогите вернуть их
владельцам, говорят, что вы все знаете. ”).
Надо помочь, ребята! (яблоко, клюка, корона,
половник, лапоть, кусок черного хлеба, черный
платок, веревка)
Ученики: отгадывают героев.
Учитель: А теперь нам пора
возвращаться, но богатыри приготовили еще одно
испытание: смотрите, что они мне дали: сказочные
билетики (на карточках – строчки из пушкинских
стихов, с пропущенными словами). Надо догадаться,
какие слова пропущены, и вслух прочитать
выразительно (карточки раздаются каждому).
Ученики: зачитывают.
- Разминка "Ромашка” (проверим вашу эрудицию)
- Викторина "Что за прелесть эти сказки”
Учитель: И вот мы прощаемся на сегодня
с героями А. С. Пушкина. Читайте Пушкина, ребята!
Он сделает каждого из вас умнее, добрее, научит
правильно и красиво говорить по-русски, научит
дружить, поможет в трудную минуту.
Хорошо сказки читать. А давайте попробуем сами
сочинить сказку. Вы знаете – стоит только прийти
сказке – и оживут все вещи, заговорят, о чем-то
нам расскажут (зачитать образец).
Я вам даю начало сказки, а вы продолжите:
Жил-был мальчик, родителей его утащил Кощей
Бессмертный. Мальчик подрос и решил идти искать
их. Шел он, шел, навстречу ему попался еж.
Рассказал мальчик о своей беде. Ежик решил ему
помочь…
Домашнее задание: попробовать сочинить сказку.
Итог урока: Все сегодня были мне очень
хорошими помощниками. Спасибо вам! (объявляются
оценки) |