Среда, 07.12.2016, 13:32

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок-пресс-конференция "Судьба русской крестьянки в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»"

Триединая задача урока:

  • Сформулировать представление о бесправии крепостной крестьянки в семье и обществе, о проблеме женского счастья.
  • Работать над развитием логической речи учащихся, анализом художественного текста.
  • Воспитывать гуманизм, чувство собственного достоинства.

Оборудование урока: репродукции картин А.В.Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Крестьянская девушка с теленком», «Крестьянка с васильками»; аудиозаписи «Я ли в поле да не травушкой была», «Что ты жадно глядишь на дорогу».

Запись на доске: Тема пресс-конференции;

План темы:

1. Жизнь в семье родителей.
2. Замужество. В семье мужа.
3. Радости и трудности жизни крестьянки.

Оформление класса: стол для ведущих пресс-конференцию и отвечающих на вопросы: зал для журналистов.

ХОД УРОКА

I. Начинается с прослушивания песни «Я ли в поле да не травушкой была».

  • Слово учителя.
  • Цель нашего урока – узнать о положении крепостной крестьянки в семье и обществе, о проблеме счастья, в частности, женского счастья.

II. Ход пресс-конференции

1 ведущий. Сегодня мы встретились, чтобы, как говорится, из первых уст узнать о жизни русской крестьянки, о её чаяниях и трудностях жизни. Наглядное представление о жизни крестьянки нам помогут получить картины художника Алексея Гавриловича Венецианова, который прожил с 1780 по 1847 год и стал одним из основоположников бытового жанра в русской живописи. Как художник он учился у Боровиковского, а с 1819 года поселился в Тверской губернии, где стал писать сцены сельского быта и портреты-типы крестьян. Представленные сегодня вашему вниманию картины отражают реальную действительность, но одновременно несколько идеализируют, приукрашивают образы крестьян и крестьянской жизни, воспевают красоту труда и природы. Крестьян, изображенных А.Г.Венециановым, отличают человеческое достоинство, благородство, простота, а порой – черты идеальной красоты внешнего облика. В конце своей жизни художник занимается педагогической деятельностью, им создана как направление в живописи Венециановская школа.

2 ведущий. Сегодня на ваши вопросы о положении крестьянки в России будет отвечать Матрена Тимофеевна Корчагина из деревни Клин, прозванная «губернаторшей». Перед нами

Осанистая женщина…
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Прошу, господа, задавать ваши вопросы.
Далее «ведущие» регулируют очередность вопросов, а «журналисты» задают вопросы, предварительно называя издание, которое они представляют. Были придуманы следующие названия журналов и газет учениками-«журналистами»: «Путь России», «Крестьянский союз», «Либеральный голос», «Вопросы эмансипации в России», «Голос эпохи», «Русский вопрос», «Новое время», «Петербургская жизнь», «Московские ведомости», «Губернские новости», «Отечество», «Современник», «Русская жизнь».
Примерные вопросы «журналистов»:

– В какой семье вы росли и чему вас учили? Что вы помните о своем детстве, учились ли вы грамоте? К чему вас готовили родители? Чему учили? Счастливым ли было ваше детство; а в чем же счастье, если вы начали работать с 5 лет?

– Расскажите историю вашего сватовства.

– Как вас засватали и как вы к этому отнеслись? Каковы были ваши обязанности и положение в семье мужа? Как вам жилось в семье Корчагиных и почему? Почему вы терпели свое бесправие в доме мужа? Как вы считаете, насколько муж помогал вам жить в семье его родителей? Как относились к вам его родственники? В чем вы провинились, когда муж ударил вас? Любили ли вы своего мужа только из чувства долга или на самом деле? Почему из всех родственников мужа вы выделили Савелия-богатыря?

– Извините, что заставляю вас вспоминать о трудном, но расскажите об обстоятельствах гибели вашего первенца. Обвиняете ли вы себя в смерти первенца, кого вы вините больше всего? Как вы пережили несчастье с Демушкой? Что вам помогло пережить смерть первенца? Если вы любите своих детей, то почему отдали ослабленного Федота в подпаски? Что заставило вас, женщину, лечь под плети, пережить позор?

– Что произошло с вами в тот год, который вы называете для себя трудным? Почему вы послали детей по миру? Как отнеслась родители мужа к его рекрутчине? Почему вы решили отстоять мужа, что вами двигало, был ли у вас план действий? Как вы решились пойти к губернатору, легко ли было попасть к нему, что вы предприняли для этого? Всякая ли крестьянка поступила бы также? Почему жена губернатора помогла вам? Почему вы не оставили Лиодора в семье губернатора: из-за любви или по расчету? Как вы считаете, вам повезло в том, что вы отстояли мужа, или кроме везения есть что-то ещё? Почему, Матрена Тимофеевна, странникам, которые ищут счастливого, посоветовали найти вас? Видимо, среди крестьян вы слывете счастливицей? В чем же ваше счастье? Как бы вы ответили на вопрос: есть ли счастье женское? Какими словами вы могли бы выразить свое женское и человеческое самоощущение, своё «я»?

Исполнительница роли Матрены Тимофеевны при ответе на вопросы должна придерживаться следующих критериев: отвечать близко к тексту, используя лексику, интонации, присущие поэме; использовать цитаты, выражающие особенно значимые моменты жизни крестьянки, её характера.

Ведущий. Позвольте, господа, констатировать, что время нашей пресс-конференции истекло, а также поблагодарить Матрену Тимофеевну за искренний рассказ о себе.
Прослушивание песни «Что ты жадно глядишь на дорогу».

III. Подведение итогов урока-пресс-конференции, экспресс-опрос учащихся:

  • Как бы вы оценили положение крестьянки в семье и обществе?
  • Как бесправное
  • Какие цитаты выражают личность Корчагиной и её представление о счастье?

«Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!.»

«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!»

  • Насколько, по-вашему, соотносятся иллюстрации А.Г.Венецианова и прослушивание песни с рассказом Н.А.Некрасова о судьбе крестьянки?
  • Логичен ли выбор такой формы, как пресс-конференция с крестьянкой?
  • Да, потому что Матрена Тимофеевна рассудительная, разумная, держится достойно, в общем «продвинутая» крестьянка, её не смущает внимание и вопросы крестьян-странников, а значит, и «журналистов».

IV. Заключительное слово учителя

– Судьба русской крестьянки тяжела: в семье она «раба последняя», в обществе бесправна: «до бога высоко, до царя далеко». Но некрасовская крестьянка видит счастье не только в том, чтобы «домом править, растить детей», но и в том, чтобы быть независимой. Она не смиряется со своим положением, у неё «гневное сердце», что явилось выражением революционно-демократических взглядов Некрасова.

V. Анализ и оценка учителем и учениками вопросов «журналистов» и ответов «крестьянки».

VI. Домашнее задание по группам:

  • Составить викторину или кроссворд по материалу 3-ей части поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянка».
  • Составить план сочинения по теме урока.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (26.05.2013)
Просмотров: 1262 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0