Триединая задача урока:
- Сформулировать представление о бесправии
крепостной крестьянки в семье и обществе, о
проблеме женского счастья.
- Работать над развитием логической речи
учащихся, анализом художественного текста.
- Воспитывать гуманизм, чувство собственного
достоинства.
Оборудование урока: репродукции
картин А.В.Венецианова «На пашне. Весна», «На
жатве. Лето», «Крестьянская девушка с теленком»,
«Крестьянка с васильками»; аудиозаписи «Я ли в
поле да не травушкой была», «Что ты жадно глядишь
на дорогу».
Запись на доске: Тема
пресс-конференции;
План темы:
1. Жизнь в семье родителей.
2. Замужество. В семье мужа.
3. Радости и трудности жизни крестьянки.
Оформление класса: стол для ведущих
пресс-конференцию и отвечающих на вопросы: зал
для журналистов.
ХОД УРОКА
I. Начинается с прослушивания песни «Я
ли в поле да не травушкой была».
- Слово учителя.
- Цель нашего урока – узнать о положении
крепостной крестьянки в семье и обществе, о
проблеме счастья, в частности, женского счастья.
II. Ход пресс-конференции
1 ведущий. Сегодня мы встретились,
чтобы, как говорится, из первых уст узнать о жизни
русской крестьянки, о её чаяниях и трудностях
жизни. Наглядное представление о жизни
крестьянки нам помогут получить картины
художника Алексея Гавриловича Венецианова,
который прожил с 1780 по 1847 год и стал одним из
основоположников бытового жанра в русской
живописи. Как художник он учился у
Боровиковского, а с 1819 года поселился в Тверской
губернии, где стал писать сцены сельского быта и
портреты-типы крестьян. Представленные сегодня
вашему вниманию картины отражают реальную
действительность, но одновременно несколько
идеализируют, приукрашивают образы крестьян и
крестьянской жизни, воспевают красоту труда и
природы. Крестьян, изображенных А.Г.Венециановым,
отличают человеческое достоинство,
благородство, простота, а порой – черты
идеальной красоты внешнего облика. В конце своей
жизни художник занимается педагогической
деятельностью, им создана как направление в
живописи Венециановская школа.
2 ведущий. Сегодня на ваши вопросы о
положении крестьянки в России будет отвечать
Матрена Тимофеевна Корчагина из деревни Клин,
прозванная «губернаторшей». Перед нами
Осанистая женщина…
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Прошу, господа, задавать ваши вопросы.
Далее «ведущие» регулируют очередность
вопросов, а «журналисты» задают вопросы,
предварительно называя издание, которое они
представляют. Были придуманы следующие названия
журналов и газет учениками-«журналистами»: «Путь
России», «Крестьянский союз», «Либеральный
голос», «Вопросы эмансипации в России», «Голос
эпохи», «Русский вопрос», «Новое время»,
«Петербургская жизнь», «Московские ведомости»,
«Губернские новости», «Отечество»,
«Современник», «Русская жизнь».
Примерные вопросы «журналистов»:
– В какой семье вы росли и чему вас учили? Что вы
помните о своем детстве, учились ли вы грамоте? К
чему вас готовили родители? Чему учили?
Счастливым ли было ваше детство; а в чем же
счастье, если вы начали работать с 5 лет?
– Расскажите историю вашего сватовства.
– Как вас засватали и как вы к этому отнеслись?
Каковы были ваши обязанности и положение в семье
мужа? Как вам жилось в семье Корчагиных и почему?
Почему вы терпели свое бесправие в доме мужа? Как
вы считаете, насколько муж помогал вам жить в
семье его родителей? Как относились к вам его
родственники? В чем вы провинились, когда муж
ударил вас? Любили ли вы своего мужа только из
чувства долга или на самом деле? Почему из всех
родственников мужа вы выделили Савелия-богатыря?
– Извините, что заставляю вас вспоминать о
трудном, но расскажите об обстоятельствах гибели
вашего первенца. Обвиняете ли вы себя в смерти
первенца, кого вы вините больше всего? Как вы
пережили несчастье с Демушкой? Что вам помогло
пережить смерть первенца? Если вы любите своих
детей, то почему отдали ослабленного Федота в
подпаски? Что заставило вас, женщину, лечь под
плети, пережить позор?
– Что произошло с вами в тот год, который вы
называете для себя трудным? Почему вы послали
детей по миру? Как отнеслась родители мужа к его
рекрутчине? Почему вы решили отстоять мужа, что
вами двигало, был ли у вас план действий? Как вы
решились пойти к губернатору, легко ли было
попасть к нему, что вы предприняли для этого?
Всякая ли крестьянка поступила бы также? Почему
жена губернатора помогла вам? Почему вы не
оставили Лиодора в семье губернатора: из-за любви
или по расчету? Как вы считаете, вам повезло в том,
что вы отстояли мужа, или кроме везения есть
что-то ещё? Почему, Матрена Тимофеевна,
странникам, которые ищут счастливого,
посоветовали найти вас? Видимо, среди крестьян вы
слывете счастливицей? В чем же ваше счастье? Как
бы вы ответили на вопрос: есть ли счастье женское?
Какими словами вы могли бы выразить свое женское
и человеческое самоощущение, своё «я»?
Исполнительница роли Матрены Тимофеевны при
ответе на вопросы должна придерживаться
следующих критериев: отвечать близко к тексту,
используя лексику, интонации, присущие поэме;
использовать цитаты, выражающие особенно
значимые моменты жизни крестьянки, её характера.
Ведущий. Позвольте, господа,
констатировать, что время нашей
пресс-конференции истекло, а также поблагодарить
Матрену Тимофеевну за искренний рассказ о себе.
Прослушивание песни «Что ты жадно глядишь на
дорогу».
III. Подведение итогов
урока-пресс-конференции, экспресс-опрос
учащихся:
- Как бы вы оценили положение крестьянки в семье и
обществе?
- Как бесправное
- Какие цитаты выражают личность Корчагиной и её
представление о счастье?
«Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!.»
«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!»
- Насколько, по-вашему, соотносятся иллюстрации
А.Г.Венецианова и прослушивание песни с
рассказом Н.А.Некрасова о судьбе крестьянки?
- Логичен ли выбор такой формы, как
пресс-конференция с крестьянкой?
- Да, потому что Матрена Тимофеевна
рассудительная, разумная, держится достойно, в
общем «продвинутая» крестьянка, её не смущает
внимание и вопросы крестьян-странников, а значит,
и «журналистов».
IV. Заключительное слово учителя
– Судьба русской крестьянки тяжела: в семье она
«раба последняя», в обществе бесправна: «до бога
высоко, до царя далеко». Но некрасовская
крестьянка видит счастье не только в том, чтобы
«домом править, растить детей», но и в том, чтобы
быть независимой. Она не смиряется со своим
положением, у неё «гневное сердце», что явилось
выражением революционно-демократических
взглядов Некрасова.
V. Анализ и оценка учителем и учениками
вопросов «журналистов» и ответов «крестьянки».
VI. Домашнее задание по группам:
- Составить викторину или кроссворд по материалу
3-ей части поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянка».
- Составить план сочинения по теме урока.
|