Цели урока:
- образовательные: осмыслить образ главного
героя с социальной и общечеловеческой,
нравственной точки зрения; показать атрибутику
"лишних людей”, раскрыть истоки зарождения
"обломовщины”; организовать разговор об
особенностях русского национального характера;
- воспитательные: воспитывать навыки
культуры умственного труда; формировать
познавательную потребность, хороший
эстетический вкус;
- развивающие: совершенствовать навыки
анализа текста, монологической речи учащихся,
умения сравнивать и обобщать; развивать навыки
характеристики литературных героев, навыки
работы со словом, навыки анализа текста.
Оборудование: роман И.А.Гончарова
"Обломов”, презентация учителя, презентации
учащихся.
Создание учителем настроя учащихся на
творческую работу с текстом романа "Обломов”
И.А.Гончарова.
2. Сообщение темы и цели урока.
Мы снова возвращаемся к творчеству Ивана
Александровича Гончарова. Темой сегодняшнего
урока служат слова самого писателя.
Запишите в тетради тему урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами:
- обобщим знания об образе главного героя с
социальной и общечеловеческой, нравственной
точки зрения;
- раскроем истоки зарождения "обломовщины”;
- определим атрибутику "лишних людей”;
- поговорим об особенностях русского
национального характера
3. Проверка домашнего задания
Учитель. Проверим домашнее задание.
- Симпатичны ли вам герои романа — Обломов,
Штольц, Ольга? Чем?
- - Что вам не нравится в каждом из героев и почему?
- - Какие эпизоды кажутся вам самыми важными в
романе? Почему?
- С какой целью так много внимания автор уделяет
в начале романа образу слуги?
- Почему Гончарову важно показать рядом с
Обломовым Захара?
Илья Ильич Обломов
- Каким же был и каким стал Илья Ильич?
- Как бы вы охарактеризовали происшедшие
изменения?
- К каким деталям интерьера привлекает внимание
писатель?
- Что они символизируют?
4. Работа с текстом романа И.А.Гончарова
"Обломов”.
Учитель. Просмотрите главы II–V из первой
части и подумайте:
"Какие качества Обломова раскрывает автор в
этих эпизодах?” (Ответы учеников)
Учитель. Характер Обломова Гончаров
раскрывает через образ Штольца.
5. Беседа по вопросам.
Андрей Штольц
- Какое впечатление производит Штольц?
- Чем же занят Андрей Иванович?
- Для кого и для чего он трудится?
- Какую жизнь предлагает Обломову Штольц?
- Как меняется образ жизни Ильи Ильича?
- Зачем Штольц возит с собой Обломова?
Учитель. Итак, с какой целью автор вводит
Штольца в своё произведение?
Вывод: Штольц подчёркнуто противопоставлен
Обломову. Андрей Иванович вызывает симпатию: его
опрятный, красивый костюм, энергичность, образ
жизни противоположны образу жизни Обломова.
В Штольце привлекают деловитость, искреннее
желание помочь своему ленивому другу измениться,
ввести его в большой мир.
Учитель. Штольц не просто предлагает
Обломову измениться, но и активно заставляет его
это сделать.
- Почему же Обломов подчиняется другу?
- Почему не борется за свою мечту?
Вывод. Причина - доброе сердце Ильи Ильича,
его мечтательность, мягкость, безволие и то
влияние, которое всегда оказывал на него Штольц,
Сила Штольца — в его убеждённости в
собственной правоте, поэтому он так легко
отменяет обломовские традиции и его невозможно
ослушаться.
Учитель.
В романе сталкиваются две жизненные позиции: с
одной стороны — западная, буржуазная (хорошо
быть богатым, и для этого надо честно трудиться),
и русская, стихийная (хорошо, когда совесть чиста
и душа спокойна).
Обломов признаёт необходимость труда, но
только как средства достижения своего идеала, а
потому считает справедливыми упреки Штольца в
безделье. Причины собственной пассивности он
видит в отсутствии силы воли и внешней движущей
силы. Этой силой всегда был для него Штольц. Нет
рядом Андрея — нет и мотора, дающего энергию
жизни.
Учитель. В романе характер Обломова
раскрывается посредством двух сюжетных линий?
Назовите их?
(Обломов и Штольц, Обломов и Ольга)
6. Беседа по вопросам.
Ольга Ильинская
- Чем вызвано чувство Ольги к Обломову?
- Что движет ею, к чему она стремится, с чем
борется?
- Любит ли Ольга Илью Ильича?
- Можно ли понять, почему Обломов полюбил Ольгу?
- Что же такого особенного в Ольге Ильинской, что
она сумела (пусть ненадолго) покорить Обломова,
поднять его с дивана?
- Что вызвало у него желание перемен?
- Почему Ольга и Обломов не смогли быть вместе?
Учитель.
Сон Обломова.
- Что можно сказать о ребёнке, его отношении к
миру, людям и об отношении к нему в этом мире?
- Что можно сказать о взрослом герое? К чему он
стремится? Зачем живёт?
- Какое место и какое значение занимает "Сон
Обломова” в романе?
"Наше имя легион!” - восклицает Илья Ильич.
- О каком явлении идёт речь? (Об обломовщине)
Учитель. Проект по литературе на заданную
тему приготовили (2 ученика у доски)
Проект по литературе на тему "Обломовщина
как тип жизни”.
Учитель.
РОДОМ ИЗ ОБЛОМОВКИ
- Как видим, в "Сне Обломова” дан ключ к
русской душе. В нём открываются коренные,
исконные черты русского характера. Значит,
Обломов — не сатирический тип, это образ,
символизирующий глубочайшие противоречия
русского человека — его величие и его слабость.
- И всё-таки Обломов оказывается в заботливых
руках Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
Обломов на Выборгской стороне
- Счастлив ли с Пшеницыной Обломов?
- Что даёт ему любовь Агафьи Матвеевны?
- Как вы оцениваете историю их отношений?
Обломов и его идеальный мир.
Учитель. В доме этой женщины Обломову
покойно. С удовольствием пьёт он кофе,
приготовленный Агафьей Матвеевной, смотрит, как
она шьёт.
Её любовь — самопожертвование. И эта любовь
дарит Обломову то, о чём он всегда мечтал.
Плавное, мирное, неторопливое течение жизни,
созерцание, возвращение спокойной, светлой
безмятежности детства.
Смерть Обломова
Учитель.
- Почему же Гончаров отказывает в жизни своему
герою?
- Почему сына Обломова должен воспитывать Андрей
Штольц?
- Можно ли назвать Обломова "лишним” человеком?
Почему?
Учитель. Проект по литературе на заданную
тему приготовила…(1 ученица у доски)
Проект по литературе на тему "Обломов –
лишний человек”.
7. Итог урока.
Коренной народный тип
Учитель.
- Находит ли Обломов ответ на вопрос:
"За что бороться, к чему стремиться, зачем?”
- "Изжила ли себя обломовщина в наши дни?
- Какая особенность русского национального
характера так ярко "прославляется” в Обломове?
8. Домашнее задание.
- Напишите письмо Обломову (Штольцу, Агафье
Матвеевне, Захару) от своего имени, поговорив с
адресатом по интересующим вас вопросам.
9. Выставление оценок.
Учитель комментирует поставленные оценки.
- Урок окончен, спасибо за внимание. |