Цель урока: интерпретация рассказа В. П. Астафьева "Зачем я убил
коростеля?”
Задачи:
- Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки
постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них
нравственных уроков.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость; формировать
устойчивый интерес к художественной литературе.
- Совершенствовать устную и письменную речь школьников.
- Включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и
эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.
- В быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих
учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала (восприятие,
понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).
Используемая технология – РКМЧП (Развитие критического мышления через
чтение и письмо).
Используемые приёмы работы: "Древо предсказаний”, "Толстый и тонкий
вопросы”, "Письмо по кругу”,"Написание эссе”, "Чтение с остановками”.
Оборудование: мультимедиапроектор, тексты рассказа, компьютерная
презентация.
Основные теоретико-литературные понятия: рассказ, сюжет, повествователь,
авторская позиция, тема, основная мысль, диалог, эпическое произведение,
риторический вопрос.
Ход урока
1 стадия - "Вызов”.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Как всегда, я рада встрече с
вами… На предыдущих уроках мы знакомились с рассказом Виктора Петровича
Астафьева "Васюткино озеро”. Я поняла, что он произвёл на вас большое
впечатление, которое вы активно выразили в групповых синквейнах. Сегодня мы
познакомимся ещё с одним произведением замечательного писателя.
Фронтальная беседа:
- Ребята, кто такие хищники и где они встречаются?
- Можно ли, на ваш взгляд, назвать хищником человека? Почему?
- Чем отличается человек от зверей-хищников во время охоты?
- Задумываются ли люди над тем, что они делают?
- Можно ли оправдать жестокость?
- К какому выводу мы все вместе пришли?
Вывод: Человек – самый страшный, самый беспощадный, самый умный хищник на
Земле.
Прочитайте на слайде название рассказа, с которым мы сегодня будем работать.
Что содержится в этом названии?
В. П.Астафьев "Зачем я убил коростеля?”
- Можно ли этот вопрос назвать риторическим? Почему?
- О чём говорит местоимение Я в заглавии?
- Что содержит вопрос? (Сожаление, боль, стыд, муки совести)
- Давайте составим "древо предсказаний”, на каждой веточке которого
запишем свои версии: что произошло в рассказе? (Версии ребят)
Слово учителя: Молодцы, у вас богатая фантазия, ваши версии
интересны, сюжет получился занимательный.
А теперь сравним ваши версии с оригиналом. Слушайте внимательно, я буду
читать с остановками (у ребят на столах текст сложен не весь целиком, а
фрагментами).
2 стадия – "Осмысление”.
Чтение учителем первой части рассказа:
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с
рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины,
поросшей тальником, увидел птицу.
Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой
чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь на бок…
(ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
- Что почувствовала птица? Как повела себя? Докажите цитатами. ("Присела”,
"притаилась”, "пугалась”, "бросилась бежать”).
- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?
Чтение учителем второй части рассказа:
… От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится
он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал
её сырым удилищем…
(ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
- Как вы поняли фразу "дикий азарт”?
- Какую информацию несёт о герое глагол "захлестал”?
- Как будет развиваться сюжет дальше? Послушаем ваши варианты. (Молодцы, вы
следите за развитием сюжета. Будьте внимательны и дальше).
Чтение учителем третьей части рассказа:
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем.
Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный
морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а
спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу - это был
коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши
места, отправились в тёплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было
одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и
бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то,
что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками
выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не
стрелял без надобности. ..
(ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
- Какое чувство вы испытали во время чтения?
- Какие фразы особенно встревожили вас и почему? ("До того мне сделалось
жалко её”).
- Почему убил? ("Сдуру”, "без надобности”).
- Посмотрите, как повернулся сюжет. Что же произойдёт дальше? Ваши прогнозы?
Чтение учителем четвёртой части рассказа:
… С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские
края, коростелей.
Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила,
трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на
последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то
недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой
травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки!
Дёргает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит,
всё в порядке.
И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот
давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая
того несмышлёного, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам,
чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,"где
зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут
зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза...". Идёт,
чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от
гибельной зимы.
Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза
в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и
особенно при перелёте через море.
Как идёт коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город
попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. На гербе
города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь
никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой
птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…
(ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
- Коростель. Может, вы что-то знаете об этой птице? Проживает ли она в нашем
поселении? Какую информацию об особенностях и условиях проживания птицы даёт нам
В. П. Астафьев? (Выборочный рассказ по тексту). Чем трудна жизнь коростеля,
других (перелетных)птиц?
- Почему, на ваш взгляд, повествователь "с нетерпением и виной…каждое лето”
ждёт домой коростелей?
Чтение учителем пятой части рассказа:
… Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если
бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на
войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё
сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил
коростеля? Зачем?
Вопросы учащимся:
– Вот мы подошли к финалу рассказа. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в
жизни героя?
- Почему герой не может забыть давний случай? (Забыть ему не позволяет
совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой).
- Почему автор дал такое название рассказу? ("Застарелое мучение”. Вопрос, на
который не может дать ответ сам).
- О чём же этот рассказ? (Бессмысленное убийство птицы).
Задания учащимся (можно по группам):
1 группа: Постройте основную цепочку событий (сюжет) повествования. (
Убийство птицы - История трудной жизни коростеля - Муки писателя при крике
дергача).
2 группа: Сформулируйте основные темы текста. (1. Воспоминания далекого
детства. 2. Ощущение ответственности человека не только за себя, но и за все
живое на земле. 3. Жить по совести с собой).
3 группа: Что можете рассказать о словах, выделенных в тексте? Понятны ли они
вам? (Это диалектные слова. Они нам понятны, потому что в нашей местности их
тоже употребляют). Для чего же их употребил автор? (Передать особенность
местности, показать реальность сельской жизни).
3 стадия – "Рефлексия”.
Рассказ небольшой по объёму, но очень ёмкий по содержанию. В форме чего он
написан? (Доверительный диалог с читателем).
Почему именно эту форму, на ваш взгляд, избрал В. П.Астафьев? (40 лет мучает
совесть. Автору необходимо высказаться, публично раскаяться).
Как вы думаете, слова "стыд” и "совесть” близкие по своему значению? (Сначала
мнения учащихся, а затем – обращение к толковому словарю: Стыд – тяжёлое
переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед
самим собой, даже если люди тебя не осудили).
Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят:
- От человека утаишь, от совести не утаишь.
- Совесть без зубов, а загрызет.
- У кого совесть чиста, у того подушка в головах не вертится?
В чём, по-вашему, заключается основная мысль данного эпического произведения?
Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их
оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого
человека можно говорить?
Задание учащимся (групповая работа):
Прием "Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого
ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на тему
"После чтения рассказа В.П.Астафьева я возьму с собой в жизнь…”, но и
согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает
несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу.
Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор,
пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые
предложения.
(По желанию учащихся работы могут быть прочитаны в классе).
4 стадия – "Домашнее задание”:
Выбрать и выполнить одно из понравившихся заданий:
"Берегите всех зверей природы – убивайте лишь зверей внутри себя!” Написать
небольшое рассуждение по данному высказыванию.
Написать эссе "Слово в защиту всего живого на земле”.
Письменно ответить на вопрос: "Как взаимосвязаны жизнь человека и природы?” |