Суббота, 10.12.2016, 06:02

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок по рассказу В. П. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”

Цель урока: интерпретация рассказа В. П. Астафьева "Зачем я убил коростеля?”

Задачи:

  1. Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость; формировать устойчивый интерес к художественной литературе.
  3. Совершенствовать устную и письменную речь школьников.
  4. Включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.
  5. В быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).

Используемая технология – РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Используемые приёмы работы: "Древо предсказаний”, "Толстый и тонкий вопросы”, "Письмо по кругу”,"Написание эссе”, "Чтение с остановками”.

Оборудование: мультимедиапроектор, тексты рассказа, компьютерная презентация.

Основные теоретико-литературные понятия: рассказ, сюжет, повествователь, авторская позиция, тема, основная мысль, диалог, эпическое произведение, риторический вопрос.

Ход урока

1 стадия - "Вызов”.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Как всегда, я рада встрече с вами… На предыдущих уроках мы знакомились с рассказом Виктора Петровича Астафьева "Васюткино озеро”. Я поняла, что он произвёл на вас большое впечатление, которое вы активно выразили в групповых синквейнах. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением замечательного писателя. 

Фронтальная беседа:

  • Ребята, кто такие хищники и где они встречаются?
  • Можно ли, на ваш взгляд, назвать хищником человека? Почему?
  • Чем отличается человек от зверей-хищников во время охоты?
  • Задумываются ли люди над тем, что они делают?
  • Можно ли оправдать жестокость?
  • К какому выводу мы все вместе пришли?

Вывод: Человек – самый страшный, самый беспощадный, самый умный хищник на Земле.

Прочитайте на слайде название рассказа, с которым мы сегодня будем работать. Что содержится в этом названии?

В. П.Астафьев "Зачем я убил коростеля?”

  • Можно ли этот вопрос назвать риторическим? Почему?
  • О чём говорит местоимение Я в заглавии?
  • Что содержит вопрос? (Сожаление, боль, стыд, муки совести)
  • Давайте составим "древо предсказаний”, на каждой веточке которого запишем свои версии: что произошло в рассказе? (Версии ребят)

Слово учителя: Молодцы, у вас богатая фантазия, ваши версии интересны, сюжет получился занимательный.

А теперь сравним ваши версии с оригиналом. Слушайте внимательно, я буду читать с остановками (у ребят на столах текст сложен не весь целиком, а фрагментами).

2 стадия – "Осмысление”.

Чтение учителем первой части рассказа:

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь на бок…

(ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

- Что почувствовала птица? Как повела себя? Докажите цитатами. ("Присела”, "притаилась”, "пугалась”, "бросилась бежать”).

- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

Чтение учителем второй части рассказа:

… От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем…

(ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

- Как вы поняли фразу "дикий азарт”?

- Какую информацию несёт о герое глагол "захлестал”?

- Как будет развиваться сюжет дальше? Послушаем ваши варианты. (Молодцы, вы следите за развитием сюжета. Будьте внимательны и дальше).

Чтение учителем третьей части рассказа:

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем.  Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу - это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. ..

(ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

- Какое чувство вы испытали во время чтения?

- Какие фразы особенно встревожили вас и почему? ("До того мне сделалось жалко её”).

- Почему убил? ("Сдуру”, "без надобности”).

- Посмотрите, как повернулся сюжет. Что же произойдёт дальше? Ваши прогнозы?

Чтение учителем четвёртой части рассказа:

… С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке. 

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,"где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза...". Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.

Как идёт коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…

(ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

- Коростель. Может, вы что-то знаете об этой птице? Проживает ли она в нашем поселении? Какую информацию об особенностях и условиях проживания птицы даёт нам В. П. Астафьев? (Выборочный рассказ по тексту). Чем трудна жизнь коростеля, других (перелетных)птиц?

- Почему, на ваш взгляд, повествователь "с нетерпением и виной…каждое лето” ждёт домой коростелей?

Чтение учителем пятой части рассказа:

… Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем? 

Вопросы учащимся:

– Вот мы подошли к финалу рассказа. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя?

- Почему герой не может забыть давний случай? (Забыть ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой).

- Почему автор дал такое название рассказу? ("Застарелое мучение”. Вопрос, на который не может дать ответ сам).

- О чём же этот рассказ? (Бессмысленное убийство птицы).

Задания учащимся (можно по группам):

1 группа: Постройте основную цепочку событий (сюжет) повествования. ( Убийство птицы - История трудной жизни коростеля - Муки писателя при крике дергача). 

2 группа: Сформулируйте основные темы текста. (1. Воспоминания далекого детства. 2. Ощущение ответственности человека не только за себя, но и за все живое на земле. 3. Жить по совести с собой).

3 группа: Что можете рассказать о словах, выделенных в тексте? Понятны ли они вам? (Это диалектные слова. Они нам понятны, потому что в нашей местности их тоже употребляют). Для чего же их употребил автор? (Передать особенность местности, показать реальность сельской жизни).

3 стадия – "Рефлексия”.

Рассказ небольшой по объёму, но очень ёмкий по содержанию. В форме чего он написан? (Доверительный диалог с читателем). 

Почему именно эту форму, на ваш взгляд, избрал В. П.Астафьев? (40 лет мучает совесть. Автору необходимо высказаться, публично раскаяться).

Как вы думаете, слова "стыд” и "совесть” близкие по своему значению? (Сначала мнения учащихся, а затем – обращение к толковому словарю: Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят:

  • От человека утаишь, от совести не утаишь.
  • Совесть без зубов, а загрызет.
  • У кого совесть чиста, у того подушка в головах не вертится?

В чём, по-вашему, заключается основная мысль данного эпического произведения?

Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого человека можно говорить?

Задание учащимся (групповая работа):

Прием "Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на тему "После чтения рассказа В.П.Астафьева я возьму с собой в жизнь…”, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения. 

(По желанию учащихся работы могут быть прочитаны в классе).

4 стадия – "Домашнее задание”:

Выбрать и выполнить одно из понравившихся заданий:

"Берегите всех зверей природы – убивайте лишь зверей внутри себя!” Написать небольшое рассуждение по данному высказыванию.

Написать эссе "Слово в защиту всего живого на земле”.

Письменно ответить на вопрос: "Как взаимосвязаны жизнь человека и природы?”
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (06.09.2013)
Просмотров: 5569 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, план-конспект урока русской литерат | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0