I. Глава «Кукла» — кульминация повести.
Главы «Кукла» и «Заключение» обязательно
читаем вслух на уроке. Прежде чем начать чтение,
выясним:
— Какую роль в развитии сюжета играет старый
Януш?
— О чём говорил Януш отцу Васи при встрече в
саду? Почему отец прогнал Януша?
— Когда Вася нёс куклу Марусе, его увидел
старый Януш. Какие последствия повлекла за собой
эта встреча?
Читает главу учитель или заранее
подготовленный ученик.
Беседа
— Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде
с куклой?
В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как
человек, полный доброты и сострадания. Он
пожертвовал своим спокойствием и благополучием,
навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его
маленькая подруга могла радоваться игрушке —
первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций
увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом
судьи в тот момент, когда Васе было особенно
плохо. Он не мог предать своих товарищей, и
Тыбурций, как человек проницательный,
почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем
ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим
скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец
Васи — судья: "У него есть глаза и сердце только
до тех пор, пока закон спит себе на полках...”
— Как вы понимаете слова Тыбурция,
обращённые к Васе: "Может быть, это и хорошо, что
твоя дорога пролегла через нашу”?
Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства
узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность
и горе, то он научится сострадать этим людям и
жалеть их.
— Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу
Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?
Ученики выскажут предположения о разговоре
Тыбурция с судьёй. Сопоставим фразы:
"Он быстро подошёл ко мне и положил мне на
плечо тяжёлую руку”;
"— Отпустите мальчика, — повторил Тыбурций,
и его широкая ладонь любовно погладила мою
опущенную голову”;
"Я опять почувствовал на своей голове чью-то
руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно
гладившая мои волосы”.
С помощью самоотверженного поступка Тыбурция
судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он
привык, а истинную душу своего ребёнка:
"Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь
передо мной стоял другой человек, но в этом
именно человеке я нашёл что-то родное, чего
тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня
обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в
этом взгляде виднелся оттенок удивления и как
будто вопрос. Казалось, буря, которая только что
пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый
туман, нависший над душой отца. И отец только
теперь стал узнавать во мне знакомые черты
своего родного сына”.
— Почему Вася и Соня приходили на могилку
Маруси?
Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому
что для них образ Маруси стал символом любви и
человеческого страдания. Может быть, они дали
обет всегда помнить о маленькой Марусе, о
человеческом горе и помогать этому горю везде,
где бы оно ни встретилось, своими делами изменять
мир к лучшему.
II. Простота и выразительность языка повести.
— Было ли вам сложно читать эту повесть?
Ученики говорят, что повесть написана простым
языком, в основном так, как будто мальчик
действительно сам рассказывает о том, что он
видел. Но за этим повествованием от лица Васи мы
слышим голос доброго и мудрого взрослого
человека. Язык повести простой и в то же время
выразительный.
Проверяя выполнение домашнего задания (12-е
задание, с. 42), обратим внимание, пользовались
ли ученики словарями при подготовке к уроку.
Выражение "дикое деревцо в поле” говорит о
том, что мальчик рос без присмотра.
Короленко, описывая городок, говорит о "серых
заборах, пустырях с кучами всякого хлама”.
Заборы серые, потому что они деревянные и
некрашеные. Одновременно это слово выступает и в
переносном значении, создаёт особое настроение.
Убежище — это место, где можно укрыться,
найти спасение от чего-нибудь.
Слово ютиться означает помещаться на
небольшом пространстве, иметь пристанище в
тесном помещении.
Кров — слово высокого стиля, обозначает
жилище, приют.
Потомок — человек по отношению к своим
предкам. Короленко пишет о "потомках слуг
графского рода”, то есть о детях и внуках тех, кто
когда-то служил графу.
Выражение "дурная слава” употребляют,
когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то
говорят много плохого. Короленко пишет: "Гора,
изрытая могилами, пользовалась дурной славой”.
Суровое лицо — угрюмое, сердитое лицо.
Раздоры — разногласия, ссоры, вражда.
Угрюмый человек — мрачный, неприветливый
человек.
Притерпеться к упрёкам означает привыкнуть
к тому, что тебе высказывают своё неодобрение или
обвинения. Вася притерпелся к упрёкам, то есть
привык и перестал обращать внимание на обвинения
в том, что он бродяга.
"Серый камень” — это известняк. Короленко
употребляет это выражение, когда хочет сказать,
что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.
"Призраки старого замка” — это бывшие
графские служащие и их потомки, потерявшие смысл
существования и живущие как призраки.
"Дурное общество” — общество людей,
совершающих предосудительные, безнравственные с
точки зрения господствующей морали поступки.
III. Подготовка к сочинению.
Тема сочинения: «Путь Васи к правде и добру».
Подобную тему сочинения — «Васина дорога к
правде и добру» — предлагает авторский
коллектив: О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева,
И.В. Золотарёва (Беломестных О.Б., Корнеева
М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по
литературе. 5-й класс. М.: ВАКО, 2002. С. 321–322).
Они пишут:
"При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.
Васина — значит, нас будет интересовать
судьба именно этого героя. Чем интересен этот
герой? Именно он показан в движении — внутреннем
движении.
Дорога — необходимо проследить этапы этого
движения, его направление.
К правде и добру — изменения, произошедшие
с Васей, повернули его к людям, из бродяги
превратили в доброго и сострадательного
человека”.
Эта цитата хорошо показывает важность работы с
формулировкой темы сочинения, но даже ради более
чёткого обозначения темы нельзя говорить, что
Вася из бродяги превратился в доброго человека,
тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не
был ни добрым, ни сострадательным. Будет
правильно, если мы скажем, что во время дружбы с
обездоленными детьми Вася смог осознать то
неясное "что-то”, к которому он стремился, и
проявить лучшие человеческие качества. Уже в
самом начале повести мы видим в Васе желание
понять отца, любовь к младшей сестрёнке,
сострадание к людям, которых выгоняют из замка,
внимание и любовь к природе ("мне нравилось
встречать пробуждение природы”), смелость
(первый полез в часовню), благородство (не стал
драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность
своему слову.
Авторы цитируемого пособия так выделяют идею
сочинения: "...дружба с обездоленными детьми
помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям,
доброте, вернула добрые отношения с отцом”.
Говорить "вернула добрые отношения с отцом” —
значит утверждать, что раньше эти отношения были,
потом по вине Васи они изменились, и только
дружба с детьми подземелья вернула ему добрые
отношения с отцом. Читаем текст повести: "Он
слишком любил её, когда она была жива, не замечая
меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало
от него тяжёлое горе”. Правильно будет сказать,
что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к
собственному сыну.
Обозначим идею сочинения так: дружба Васи с
Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим
Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе
жизненной позиции.
План сочинения
В зависимости от уровня класса ученики
самостоятельно или коллективно составят и
обсудят план сочинения. Учитель может предложить
вопросы, направляющие составление плана:
— Что мы узнаём о Васе в начале повести? Кто
он, как выглядит, где живёт?
— Какие поступки он совершает, какие
качества проявляет в момент знакомства с Валеком
и Марусей; во время дружбы с детьми; во время
критического разговора с отцом?
— Какую роль сыграла дружба Васи с
обездоленными детьми в его судьбе?
Составим список человеческих качеств, которые
проявляет Вася: любовь к родным, желание понять
людей, внимание и любовь к природе, смелость,
благородство, верность своему слову, честность,
сострадание, доброта, милосердие.
Учитель в зависимости от ресурсов времени и
уровня класса определит, будет ли сочинение
классным или домашним. Если сочинение будет
задано на дом, то урок развития речи посвятим
подробной работе над ошибками и обучению детей
редактированию собственных текстов, уделяя
особое внимание различным категориям ошибок:
фактическим, лексическим, стилистическим,
речевым. Как правило, большинство ошибок в
постановке знаков препинания возникает там, где
имеются речевые ошибки. Работа над умением
выражать грамотно свою мысль — хорошая
профилактика пунктуационных ошибок. |