Слово учителя.
– Много замечательных произведений,
посвященных военной теме, появилось в
русской и башкирской литературе после Великой
Отечественной войны.
Тяжело было на войне солдатам, о чем писали К.
Симонов, Ю.Бондарев, З. Биишева, М. Карим и другие.
Но каково же было детям на войне, которые
зачастую оставались один на один с самим собой. В
русской литературе об этом писали В. Катаев – "
Сын полка”, В. Богомолов – "Ваня”, А. Приставкин
– "Ночевала тучка золотая”, в башкирской
литературе – А. Бикчентаев – "Сколько лет тебе,
комиссар?”, "Прощайте, серебристые дожди” и
другие. Все произведения носят трагический
характер. "У войны не женское лицо”, – пишет С.
Алексеевич, и тем более не детское.
Писатели описывают разные отношения взрослых к
детям на войне. Если у В. Катаева и А. Бикчентаева
отношение взрослых к детям теплое, отеческое, то
в повести А. Лиханова "Последние холода”
говорится не просто о военном детстве, о том, как
дети переносят лишения военных лет, а о том, как
эти лишения переносят в сложном возрасте – в
одиннадцать – тринадцать лет, когда ребятам
нелегко вести себя самоотверженно и достойно. В
сложный внутренний мир подростка вводит
читателя А. Лиханов.
А. Лиханов родился в городе Кирове 13 сентября 1935
года. Отец его был слесарем. С первых дней войны
он ушел на фронт и воевал до последних дней войны.
Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь
проработала в больнице. "Я с малых лет знал, что
где-то рядом с лабораторией – боль и страдание”,
– вспоминал А. Лиханов.
Большую роль в судьбе будущего писателя
сыграла бабушка Мария Васильевна: "Да, именно
бабушка указала мне путь к книгам”. У нее была
великолепная память, и она рассказывала внуку
много историй. Детство А. Лиханова проходило в
тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в
очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в
школьном конкурсе для раненых.
Книги А. Лиханова решают важную задачу : как
человеку остаться человеком, как сохранить в
душе свет детства и веру во все доброе и
прекрасное. Писатель удостоен Государственной
премии РСФСР, премии Ленинского комсомола,
награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Много горя принесла война. А сколько детской
печали. Но война не разъединила людей, а
объединила детей и взрослых. Горе учило людей
думать не только о себе, чувствовать не только
свою боль, но и боль тех, кто рядом. Обо всем этом
повесть "После холода”.
Беседа по вопросам:
– От чьего имени ведется рассказ?
– Что мы знаем о Коле, сколько ему лет, где
живет и с кем, ощущал ли он на себе тяготы войны?
– Какое слово говорит о том, что мама с
бабушкой делали сверхчеловеческие усилия, чтобы
Коля не чувствовал голода? (надсаживались).
– Какие отношения сложились у Коли с мамой и
бабушкой, к чему привык Коля, живя в своем доме?
– Выслушав ребят, обращаю внимание на слова – боялись
за него, думали о нем.
И вот Коля начинает познавать сложную жизнь,
ощущать по – настоящему беду.
– Когда это происходит? (Когда получил талоны
на дополнительное питание в столовую. Вот когда
он начинает ощущать, что такое война.)
Ляйсан Галиуллина нарисовала столовую и ее
обитателей. Очень подробно , глубоко она отвечает
на этот вопрос.
– Коля увидел воочию, какие страдания принесла
война: голод, смерть, горе. Шум, крики, длинные
очереди за похлебкой. Коля видит здесь разных
ребят:детей с обидной кличкой
"шакалы”,хулиганов, которые отбирают еду,
устраивают драки. Желтые лица детей, глаза,
горящие безумным светом, девочку, тонкую,
бледную, как бумага, невозможно забыть.
Война заставляла людей воровать,
попрошайничать, могла превратить человека в
зверя. И какой силой воли надо было обладать,
чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность,
человечность.
Из всей массы детей, приходивших в столовую,
писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть
важную роль в судьбе Коли.
– Что мы узнаем о Вадике и Маше? (Вадик и Маша –
эвакуированные, живут в тыловом городе, отец
погиб на фронте, мама лежит в больнице).
– Живут вдвоем. А тут ко всем бедам и еще одна:
Маша потеряла карточки, и они голодают.
-Никто не знает об их беде, они никому не
говорят, так как считают, что сами виноваты.
Ученикам нужно найти слова, чтобы определить,
какие качества характера спасли детей,
находившихся в безвыходном положении. Что
помогло им выстоять, выжить? Собираем ответы на
эти вопросы.
– Светящаяся доброта, любовь, забота о маме (
ученики читают письма, которые пишут Вадик и Маша
маме)
– Забота друг о друге.
Конечно, во многом детям помогли люди, которые
их окружали. Какое счастье, что рядом с Вадиком и
Машей оказался Коля. Что он сделал для них?
Ребята вспоминают все важные эпизоды, где
проявляется доброта Коли, его умение сострадать,
желание помочь Маше и Вадику(кусок хлеба
завернул для них, домой к себе повел. Куртку решил
отдать, идет с Вадиком на "промысел” и т. д.)
Ученики рады, что Коля не побоялся пойти в
тифозный барак, что он сумел преодолеть страх.
Этот эпизод читаю сама: "У тифозных бараков я
опять растерялся. На меня напал страх. Мама и
бабушка всегда говорили, что именно к этой
больнице даже приближаться опасно”.
Коля начинает понимать, что доброта должна быть
действенной.
– Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?
Дети находят в тексте рассуждения Коли.
– Он задумывается о щедрости и жадности. О
доброте и злобности. О бескорыстии, о готовности
помочь.
Рассуждения Коли о взрослости ученики читают
по тетради( заранее было задано выписать в
тетрадь понравившиеся рассуждения о взрослости).
"Взрослость приходит к нам не однажды, не в
какой-то установленный всеми миг. Взрослость
приходит, когда маленький человек видит важное
для него и понимает это важное…”.
Многое Коля стал видеть и понимать по-другому.
Теперь перед ним были не просто голодные ребята,
а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество,
смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды,
сколько в них чистоты, мужества и достоинства!
– Почему Вадик и Маша не стали друзьями Коле? (
Горе сделало Вадика и Марусю очень взрослыми.
Коля не мог подняться до полного осознания их
беды и горя).
– А как Коля считает, почему они не подружились?
Ребята находят ответ в повести: "Не вышла дружба
у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли
я был слишком послушным тогда, то ли слишком
слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой
сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул
духом. Впрочем, может, была другая причина, что мы
не стали друзьями,– время”.
– Почему повесть называется "Последние
холода”? ( У природы – конец зимы, в книге – конец войны).
Заключительное слово учителя. Заканчивается
война, приближался особенный день. Первый день
Мира… Но рядом безутешное детское горе–
последствия войны.
Читаю слова писателя, написанные на доске. В
этих словах призыв– никогда не забывать войну и
сохранять мир , самое дорогое и святое. Как важно
нам помнить это сегодня, в наше напряженное
время. Мы должны делать все, чтобы никогда не
повторились ужасы войны, чтобы детство было
счастливым.
Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни
обыкновенных детей в страшную военную пору.
Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой
завоевано сегодняшнее счастье, надо стараться,
чтобы ни одно имя не осталось забытым.