Цели
урока: охарактеризовать
культурную, духовную жизнь российского общества начала XX века, наиболее
значительные достижения культуры этого периода, ведущие направления литературы;
учащиеся развивают творческие способности воссоздания многомерного «образа
эпохи».
Оформление: на доске таблица с
понятиями «футуризм», «акмеизм», «символизм», выставка книг по «серебряному
веку», портреты писателей и поэтов «серебряного века», репродукции картин
художников начала века.
Тип
урока:
урок-салон.
Для
проведения урока класс делится на три группы. Темы, над которыми будут работать
группы, обозначены заранее, чтобы учащиеся смогла подготовить сообщения и
принести дополнительную литературу. Темы для групповой работы: «Литература»,
«Философия», «Наука».
Ход урока
Звучит
музыка Скрябина.
Слово
учителя истории.
Время
ускоряет свой бег, и людям все труднее осознавать, осмысливать происходящее.
Наверное, наши мысли и чувства сродни духовным исканиям людей, живших на рубеже
веков столетия назад. Мучительный переход к индустриальному обществу, смена
темпа жизни и жизненных ориентиров, настоятельная необходимость жить по-новому
в меняющемся мире порождали во многих не столько желания во всем идти в ногу со
временем, сколько отторжение, чуждых им, перемен и страх перед их
неизбежностью. Лучше других ощущение изменяющегося мира передали поэты.
Ученик
читает отрывок из поэмы «Возмездие» А. Блока.
Слово
учителя истории.
Осмыслением
и отражением мира «по-новому», поиском новых, необычных форм в искусстве,
литературе проникнута вся культурная жизнь ХХ века. Этот всплеск
художественного творчества будет назван исследователями «серебряным веком».
Слово
учителя литературы.
Вначале о
терминах. Выражение «золотой век» и «серебряный век» восходят к античной
литературе. В современной же историко-литературной традиции принято именовать
пушкинскую эпоху «золотым веком», а время, о котором речь идет на уроке –
«серебряным веком». Этот рубеж лишен четких хронологических границ, так обычно
называют рубеж XIX
– XX века.
Эти
образные определения нельзя понимать буквально, поскольку сразу возникает чисто
спортивная аналогия, что классики XIX века – это гении номер
один, а великие художники XX века – вторые призеры. Тут следует усвоить одну
простую истину. В литературе, как и вообще в искусстве, нет и не должно быть
никакого соперничества. Каждый писатель занимает в ней свое место, у каждого
свои заслуги, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.
Литература
«века серебряного» была, конечно же, связана с традициями и исканиями
литературы «золотого века», но и, несомненно, была во многом качественно иной,
бросившей своего рода вызов русской классике.
К числу
первых, кто был продолжателем традиций, относится замечательная плеяда мастеров
слова, чьи имена ставят рядом с именами Толстого и Чехова. Это А.М. Горький,
А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л. Андреев. В своем творчестве они касались тех же
вечных проблем, тех же вечных вопросов, что и русские классики. Но с другой
стороны, каждый из упомянутых писателей, сделал свое открытие, отыскал в
русской действительности уголки, не освещенные или недостаточно полно
освещенные их великими предшественниками. Так Горький буквально потряс
читателей, когда открыл мир «босяков». Куприн смело и беспощадно-сатирически
показал лицо русской армии (повесть «Поединок»). Андреев глубже, чем
Достоевский попытался проникнуть в тайники человеческой души, осветить ее самые
темные стороны.
Теперь о
тех, кто встал на стезю новаторства. Прежде всего это были поэты декаденты.
«Декаданс»
в переводе упадок, и поэзия была упадническая, свидетельствует о том, какое к
ней было крайне негативное отношение. Но время все расставило по местам.
Декадентскую поэзию сейчас называют поэзией модернизма («модерн» -
современный), тем самым ее как бы реабилитировали, признали достоинства и
заслуги.
Декадентская
поэзия делилась на несколько школ и направлений. Главные из них: символизм,
акмеизм, футуризм.
Учитель
литературы предоставляет слово представителям «русской литературы».
Сообщение
учащегося о символизме.
Чтение
стихотворения К.Б. Бальмонта «Фантазия».
Слово
учителя литературы.
Кризис
символизма в 1910-1911 гг. породил новую поэтическую школу – акмеизм.
Сообщение
учащегося об акмеизме.
Чтение
стихотворения Н.С Гумелева «Жираф», А.А. Ахматовой «Сжала руки под темной
вуалью».
Слово
учителя литературы.
А сейчас
обратимся к еще одному, самому, пожалуй, дерзкому, феномену модернисткой поэзии
– футуризму.
Сообщение
учащегося о футуризме.
Чтение
стихотворения В. Хлебникова «Заклятье смехом», И. Северянин «Промельк».
Вывод: такими были русские
стихотворцы «серебряного века», и мы пристальнее всматриваемся в их черты: вот
нобелевский лауреат Бунин, Ахматова – почетный доктор, увы! не отечественного
университета, Блок – «певец «Прекрасной дамы»», Маяковский – «глашатай
революции», Есенин – «последний поэт деревни», - люди высочайшей культуры, тот
светоч мысли, который необходим нам сейчас.
Учитель
истории предоставляет слово представителям «русской журналистике», которые
рассказывают о достижениях научной мысли начала века. По ходу рассказа учащиеся
составляют таблицу.
ФИО
|
Область
науки
|
Достижения
|
Сообщения
учащихся о И.П. Павлове, К.А. Тимирязеве, Н.Е. Жуковском, К.Э. Циолковском.
Учитель
истории обращает внимание на факты, известные учащимся из курса географии,
свидетельствующие об огромном вкладе российских ученых в исследование
малоизвестных регионов земного шара.
Наших
исследователей манила Арктика. Почти все острова, прилегающие к
арктическому
побережью России, уже были занесены на карту. Но загадкой оставалась
неведомая
земля, о которой еще в 1811 г. упомянул Яков Санников. В 1900 г.
Академия наук организовала полярную экспедицию, которая должна была
исследовать Новосибирские
острова, к северу которых лежала таинственная земля Санникова, и пройти
Северным морским путем в Тихий океан. Возглавил ее Э. Толль. Судно
«Земля»
преодолело множество испытаний, и в 1902 г. Толль с тремя спутниками
оставил скованную льдом «Зарю», чтобы пешком, по льду продвигаться к
самому северному
из Новосибирских островов, а от него отправиться на поиски земля
Санникова.
«Заря» не смогла двигаться во льдах, и членам экспедиции пришлось
покинуть
судно и на другом корабле добираться по Лене до Якутска. На поиски
Толля
отправились две экспедиции. Руководителю одной из них, лейтенанту А.
Колчаку, в
1903 г. удалось обнаружить следы путешественников, которым так и не
довелось
найти заветную землю. За свою мечту они поплатились жизнью.
В 1901 г. впервые для продвижения в северных морях был использован ледокол. Сторонник использования
ледокола в арктических водах адмирал С.О. Макаров предлагал отправить
экспедицию на ледоколе «Ермак» к Северному полюсу, но сбыться этим планам было
не суждено. К Северному полюсу в 1912 г. на судне «Св. Фока» отправился Г.
Седов. Экспедиция Седова потерпела неудачу, сам Седов погиб.
В
завершение делается вывод о значительных успехах российской науки в начале ХХ
века.
Учитель
истории предоставляет слово представителям русской «философии и публицистики» -
Н.А. Бердяеву, П.Б. Струве, С.Франк и др.:
П.
Струве: «Русская
интеллигенция выполняет функцию вечного несогласия, бунта, революционности.
Идейной ее формой является отщепенство. В безрелигиозном отщепенстве от
государства русской интеллигенции – ключ к пониманию пережитой и переживаемой
революции».
Н.
Бердяев:
«Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, - бояться
его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна
своими штыками и тюрьмами еще ограждает от ярости народной».
Учитель
литературы сообщает учащимся, что художниками-новаторами начала века стали: в живописи
– Коровин, Грабарь, Малевич; в скульптуре
– Трубецкой, Голубкина; в архитектуре, стиль «модерн» - Валькотт, Шехтель;
музыке – Глазунов, Римский-Корсаков, Рахманинов.
Звучит
фрагмент оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Подводя
итоги урока, учитель задает обобщающий вопрос: «Какие новые явления проявились
в науке, литературе, искусстве «серебряного века»?» - и помогает учащимся ответить
на него:
на этом этапе империализм перестает быть основным направление в литературе и
искусстве; одновременно сосуществуют, сталкиваются, влияют друг на друга
разнообразные направления и стили; переплетаются традиции и новаторство; в
новых направлениях в искусстве форма выходит на первый план; стремление автора
выразить себя доминирует над социальным содержанием.
Домашнее
задание: написать эссе, и попытаться ответить на «вечные русские вопросы» - что
есть Россия, что ждет Россию? |