- Учить работать с текстом, находить
выразительные детали, средства
художественной выразительности в
литературе и живописи, проверить степень
освоения текста данного произведения в
единстве формы и содержания.
- Познакомить учащихся с понятием «книжная
иллюстрация», с иллюстрациями русских
художников к повести; помочь провести
параллель между текстом и произведениями
живописцев; расширять словарный запас
учащихся.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент: организация учащихся в
начале урока.
2. Мотивация учащихся: Звучит пьеса П.И.
Чайковского «Декабрь. Святки». На фоне
музыки учитель литературы читает
отрывок, используя презентацию, отрывок из
повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
«Последний день перед Рождеством прошёл.
Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули
звёзды. Месяц величаво поднялся на небо
посвятить добрым людям и всему миру…месяц
один только заглядывал в них (в окна)
украдкою…»
- Из какого произведения эти строчки?
- Кто автор произведения?
(Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
С этим произведением и его экранизацией
мы уже знакомились обзорно в 5 классе на
уроке внеклассного чтения. Сегодня мы
познакомимся поближе с ярким и образным
словом Н.В.Гоголя.
- Как вы думаете, какой из видов искусства,
наряду с литературой, способен передать
яркую образность героев, переживания
автора?
(Живопись)
- Так о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
(о связи живописи с художественным
произведением)
- Действительно, картины, которые рисовали
художники к гоголевским произведениям,
позволяют лучше раскрыть характеры и
образы героев, лучше понять
выразительность и своеобразие
гоголевского языка, увидеть, в чём
заключается самобытность повести Н.В.Гоголя
«Ночь перед Рождеством». На сегодняшнем
интегрированном уроке вы имеете
возможность узнать много нового и
интересного, а также продемонстрировать
ранее приобретённые знания.
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня
учиться?
(-будем учиться работать с текстом;
-проявлять свою читательскую
наблюдательность;
-развивать умение видеть и чувствовать
картину, написанную к произведению
литературы; понимать образы и характеры, не
только читая текст, но и сопоставляя его с
иллюстрациями русских художников)
3. Изучение нового материала.
Учитель литературы рассказывает,
используя презентацию, учащиеся записывают
в тетрадь.
«Ночь перед Рождеством» - 1 из ярких
повестей книги Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе
близ Диканьки». Все повести, входящие в эту
книгу, - повести из украинской жизни –
проникнуты мягким, добрым юмором.
Литературное сообщество того времени и
широкая читательская публика восторженно
встретили эту книгу, вышедшую в 1831 году. Их
автор обитал тогда в Павловске, неподалёку
от Пушкина, проводившего лето в Царском
Селе.
Было молодому и враз ставшему известным
Гоголю 22 года. Многие критики и
литературоведы по-своему высказывались об
этом произведении.
Запись в тетрадь:
Критик – это тот, кто
подвергает разбору и оценке чьё – либо
действие.
Одним из самых крупных критиков 19-го века
является В.Г.Белинский (1811-1848), который жил и
работал практически в те же годы, что и Н.В.Гоголь.
Учитель ИЗО:
Великий русский критик В.Г.Белинский
отмечал, что «Ночь перед Рождеством есть
целая полная картина домашней жизни
народа, его маленьких радостей, словом тут
вся поэзия его жизни » (слайд из
презентации).
4. Лексическая работа по тексту повести:
Учитель литературы: Невозможно
представить себе картину жизни народа, не
познакомившись с языком народа, который
является одним из самых живых явлений
культуры.
Действительно, во время чтения повести
вам встретилось немало непривычных слов,
толкование которых автор дал в сносках. Эти
сноски являются как бы продолжением
повести, замечанием автора, разговором с
читателем, незнакомым с традициями и
обычаями родной Гоголю Украины.
Задание № 1
На парту (2 человека) или каждому раздаются
распечатанные заранее материалы для
словарной работы. Учащиеся должны
сопоставить слова-украинизмы и их
лексическое значение.
КАВУН- АРБУЗ
КУХОЛЬ - ГЛИНЯНАЯ КРУЖКА
ЦИБУЛЯ – ЛУК
ПАРУБОК – ПАРЕНЬ
ЛЮЛЬКА – ТРУБКА ДЛЯ КУРЕНИЯ
КУТЬЯ – КАША ИЗ ПШЕНИЦЫ С МЁДОМ
ГАРУС – ХЛОПЧАТО-БУМАЖНАЯ ТКАНЬ,
ПОХОЖАЯ НА ШЕРСТЯНУЮ
КАПОТ – ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА ШИРОКОГО ПОКРОЯ
КАПЕЛЮХИ – ШАПКА С УШАМИ
ТАРАТАЙКА - ПОВОЗКА
ЛАДУНКА – СУМКА КАВАЛЕРИСТА
ПАЛЯНИЦА – НЕБОЛЬШОЙ ПЛОСКИЙ ХЛЕБ
ГАЛУШКИ – КУСОЧКИ ТЕСТА, СВАРЕННЫЕ В
ВОДЕ ИЛИ В МОЛОКЕ
ГОЛОВА – ВЫБОРНАЯ ДОЛЖНОСТЬ НА УКРАИНЕ
18-20 ВЕКА
ЧЕРЕВИКИ – БАШМАКИ
ЩЕДРОВКИ – ПЕСНИ, КОТОРЫЕ РАСПЕВАЛА
МОЛОДЁЖЬ НАКАНУНЕ НОВОГО ГОДА
ШМАК – ЛАКОМЫЙ КУСОК
КОВЗАТЬСЯ – КАТАТЬСЯ, СКОЛЬЗИТЬ ПО ЛЬДУ
ЯРЬ – БЛЕСТЯЩАЯ БЕЛАЯ КРАСКА
БАКАН – БАГРЯНАЯ КРАСКА
Учитель литературы: Сделаем вывод.
- По каким признакам мы узнаём, что
действие происходит на Украине?
(употребление украинизмов, а также
описание украинских обычаев, традиций,
одежды и т.д.)
- Какие традиции и обычаи украинцев
описывает Гоголь в своей повести?
(колядование, переодевание в праздничные
наряды, массовые гуляния, национальные
блюда, рождественские угощения)
- С какой целью Гоголь использует в
произведении большое количество
украинской лексики?
(Задача писателя – как можно точнее
передать обстановку, в которой происходит
действие повести. Декорации, поступки и
характеры героев писатель создаёт с
помощью художественного слова)
5. Работа с иллюстрациями
Учитель ИЗО:
В.Г.Белинский скажет позже: «Гоголь не
пишет, а рисует, его изображения
дышат живыми красками действительности.
Видишь и слышишь их».
Учащиеся записывают высказывание в
тетрадь.
Сегодня на уроке мы постараемся доказать
эту мысль русского критика. Ведь
Поэзия народной жизни, воплощённая в
гоголевской повести, привлекала многие
поколения читателей и нашла отклик в
многочисленных иллюстрациях, которые
создавались не одним поколением художников,
начиная с 70-х годов 19 века вплоть до конца 20-го
столетия.
Нужно сказать, ребята, что книга – это
синтез искусств. В ее создании участвуют:
писатель или поэт, художник-иллюстратор,
полиграфист.
Более подробно на уроке вы познакомитесь
с работой художника-иллюстратора. Это
художники, которые создают рисунки в ваших
книгах. Рассмотрим, чем отличаются эти
рисунки от простых картинок и почему они
называются - книжная иллюстрация.
Во-первых, рисунки в книгах
непосредственно связаны с текстом книги. Во-вторых,
все рисунки для книг выполняются
графическими материалами, например такими,
как цветные карандаши, пастельные мелки,
гуашевые краски. Потом эти рисунки надо
напечатать в книге с помощью типографской
краски. А это очень сложно.
Внимательно рассмотрите иллюстрацию М.С.Родионова
«Оксана и кузнец Вакула», написанную на
один из эпизодов повести «Ночь перед
Рождеством». Обратите внимание на
изображение художником портретной
характеристики 2-ух главных героев.
После подобной установки внимания
учащихся показывается слайд презентации с
изображением иллюстрации
М.С.Родионов «Оксана и кузнец Вакула». 1952 г.
Учитель ИЗО продолжает: Михаил
Семёнович Родионов (1885-1956)всегда проявлял
большой интерес к русской классической
литературе и иллюстрировал произведения А.Н.Радищева,
А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого
и А.П.Чехова.
Учитель литературы: - Какие слова из
повести созвучны рисунку художника?
Найдите и прочитайте по тексту. Текст
раздаётся заранее.
(«По выходе отца своего она долго ещё
принаряживалась и жеманилась перед
небольшим в оловянных рамках зеркалом и не
могла налюбоваться собою…..»)
- Как нарисована внешность героини
автором повести и кузнецом Вакулой?
(Гоголь: «…свежее, живое, в детской юности
лицо с блестящими чёрными очами и
невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей
душу…»)
(Вакула: «Чудная девка! И хвастовства у неё
мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не
наглядится, и ещё хвалит себя вслух…»)
- Как характеризует свою наружность
сама Оксана?
(«Разве чёрные брови и очи мои, -
продолжала красавица, не выпуская зеркала, -
так хороши, что уже равных им нет на свете?
Что туту хорошего в этом вздёрнутом кверху
носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои
чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером:
они, как длинные змеи, перевились и обвились
вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я
совсем не хороша! – И, отодвигая несколько
подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет,
хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость
принесу я тому, кого буду женою! Как будет
любоваться мною мой муж!.... »)
- Почему «во всём почти свете и по ту
сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки,
только и речей было, что про неё»?
(она была красива, но капризна и
неприступна, «парубки гонялись за неё
толпами», избалованна)
- Какую героиню пушкинской сказки
напоминает Оксана? (Царицу из «Сказки о
мёртвой царевне…»)
Учитель ИЗО: - Какие черты портрета
Оксаны художник сумел передать на
иллюстрации? Выберите правильный ответ (3-4качества)
из предложенных вариантов, сложите
карточки со словами-ответами и запишите их
в тетрадь. Учитель раздаёт отпечатанные
заранее слова-характеристики.
(красота, гордость, скромность, доброта,
самолюбование, глупость, грубость,
кокетство, капризность, избалованнось,
высокомерие)
- Каким предстаёт на рисунке Вакула? (робкий,
влюблённый, сильный, упрямый, смелый,
красивый, усталый, самонадеянный)- выбрать
верный вариант, записать получившуюся
характеристику в тетрадь.
- Учитель литературы: - Какой образ
Вакулы рисует в повести Гоголь?
- Соответствует ли он образу Вакулы –кузнеца
на иллюстрации?
Учитель ИЗО делает Вывод: Нет
сомнения,что создавая рисунок,
запечатлевший Вакулу и Оксану, художник
собрал воедино рассредоточенные по всей
повести черты внешности и характера героев.
Иллюстрация помогает глубже понять
сущность героев и их характер.
И достигается это благодаря мастерскому
использованию средств художественной
выразительности в живописи.
- Вспомните и назовите известные вам
средства художественной выразительности в
живописи.
(цвет, рисунок и композиция)
С.М.Харламов «Село Диканька в ночь перед
Рождеством». 1990 г.
Учитель литературы: Важную роль в
повести Гоголя играют картины природы.
Писатель то и дело прерывает повествование
о героях и событиях
Предрождественской ночи и даёт
прекрасные пейзажные зарисовки. Ночная
Диканька накануне Рождества так хороша, что
у героев повести, и у самого рассказчика она
вызывает чувство восторга: «…ночь – чудо!»,
«Чудно блещет месяц!», «И ночь, как нарочно,
так роскошно теплилась! »
Учитель ИЗО: Эта особенность
гоголевского произведения вызвала отклик в
иллюстрациях Сергея Михайловича Харламова
(родился в 1942 г.), на которых запечатлены
картины ночной Диканьки.
- Как вы думаете, какой вид
изобразительного искусства использовался
при создании этой картины? (графика).
Воссоздавая пейзажный колорит повести,
художник прибегает к графическому рисунку
в технике гравюры.
Учитель литературы: Найдите
описание рождественской ночи в тексте
повести, которое больше всего подходит к
иллюстрации Харламова.
(«Всё осветилось. Метели как не бывало.
Снег загорелся широким серебряным полем и
весь обсыпался хрустальными звёздами.
Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и
девушек показались с мешками. Песни
зазвенели, и под редкою хатою не толпились
колядующие. Чудно блещет месяц! Трудно
рассказать, как хорошо потолкаться в такую
ночь между кучею хохочущих и поющих девушек
и между парубками, готовыми на все шутки и
выдумки, какие может только внушить весело
смеющаяся ночь »)
- Вспомните известные вам средства
художественной выразительности в
литературе.
(метафора, эпитет, олицетворение)
- Какие средства художественной
выразительности особенно удачно
использует Гоголь, описывая рождественский
пейзаж?
(метафора: «снег загорелся широким
серебряным полем»
Эпитет: «хрустальными звёздами»
Олицетворение: «смеющаяся ночь», «снег
загорелся», «может внушить ночь», «месяц
вылетел» и др.)
- Какова роль средств художественной
выразительности в данной словесной картине?
(они помогают образно представить картину
рождественской ночи во всём её великолепии)
Учитель ИЗО: - Что является
средствами художественной выразительности
в графике? (линия, пятно, точка, штрих)
Вывод делает учитель литературы:
Заметьте, что картины природы в повести
Гоголя даны в движении (мороз крепчал -
мороз теплел, нет ни души – толпы народа и т.д.).
Зимняя картина ночи дополняется
фантастическими событиями.
- Приведите примеры таких необыкновенных
событий и происшествий.
(Когда, например, чёрт украл месяц и «вдруг
по всему миру сделалось…темно…». Через
некоторое время чёрт, увидев Чуба с кумом, «начал
разрывать со всех сторон кучи замёрзшего
снега», и «поднялась метель»).
Учитель ИЗО: Рассматривая пейзаж
художника, мы невольно дополняем его
литературными подробностями, таким образом,
создаётся довольно целостная картина
художественно-литературного произведения.
6. Заключение.
Учитель ИЗО:
- Какая из рассмотренных иллюстраций
произвела на вас большее впечатление и
почему?
- Что нового вы узнали сегодня из живописи?
(что такое иллюстрация, графика,
вспомнили средства художественной
выразительности в живописи)
Учитель литературы:- Что нового вы
узнали на уроке по литературе?
(Узнали о том, что иллюстрации прекрасно
дополняют характеристику героев
произведения, помогают лучше понять их
мысли и чувства, отметили мастерство Гоголя
при употреблении различных средств
художественной выразительности)
- Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о
повести по своей тетради.
Согласны ли вы с мнением критика? (возвращаемся
к слайду с высказыванием критика)
7. Итоги, дом. задание, оценки:
- Нарисовать свою иллюстрацию к любому
эпизоду повести «Ночь перед Рождеством» (эту
часть домашнего задания оценивает
учитель по ИЗО)
- Оформить творчески мини- сочинение (на
отдельном листе бумаги) по плану, который
записан на предыдущем уроке в тетрадь.
План
- Название изображённого эпизода.
- Краткая характеристика героев,
изображённых на иллюстрации.
- Что лучше всего мне удалось изобразить.
|