- Рассмотреть проблему наполеонизма в судьбе отдельной личности и общества
в целом в общеисторическом и общечеловеческом плане.
- В ходе исследовательской работы в группах найти пути решения данной
проблемы, развивать умение логично, последовательно излагать мысли.
- Воспитывать чувство гражданственности, восприимчивость к произведениям
искусства.
Методы и приёмы:
- Эвристическая беседа.
- Поисковая работа в группах.
- Индивидуальная работа.
Оборудование урока:
- Музыка Бетховена "Героическая симфония”.
- Иллюстрации Николаева к роману-эпопеии Л.Н.Толстого "Война и мир”.
- Художественный текст романа Л.Н.Толстого "Война и мир”
- Письма В.Засулич и С.Нечаева.
- Работа С.Нечаева "Катехизис революционера”
- Толковый словарь.
"Нет величия там, где нет простоты, добра и правды…" Л.Н. Толстой.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя литературы:
Культ выдающейся исторической личности опирался на учение немецкого философа
Гегеля.
По Гегелю, ближайшими проводниками Мирового разума, который определяет судьбы
народов и государств, являются великие люди, которые первыми угадывают то, что
дано понять только им и не дано понять людской массе. Великие люди у Гегеля
всегда опережают своё время, а потому оказываются гениальными одиночками,
вынужденными деспотически подчинять себе большинство.
Вслед за Ф.М. Достоевским Л.Н. Толстой считает безобразным "признание
величия, неизмеримого мерой "хорошего и дурного”.Такое "величие” есть только
признание своей ничтожности и неизмеримой малости.
С высоты нравственного чувства и Л.Толстой, и Ф.Достоевский на страницах
своих произведений раскрывают проблему "маленьких наполеонов”. В истории эта
проблема также имеет место.
На уроке перед нами стоит задача найти пути разрешения проблемы наполеонизма
в литературном и историческом аспектах. Необходимо убедиться в правильности слов
Л.Толстого, действительно ли "нет величия там, где нет простоты, добра и
правды”. Проблему наполеонизма в истории и в литературе нам помогут разрешить 3
исследовательские группы, группа архивариусов из справочного отдела, которая
познакомит с биографическими справками об исторических личностях: Наполеоне,
Кутузове, В.Засулич, С.Нечаеве; значениями слов-терминов: равелин,
катехизис.
Группа экспертов подведёт итоги нашей работы. Ваша задача в группах
попытаться решить проблему наполеонизма в судьбе отдельного человека и общества
в целом.
Задания для исследователей 1-й группы:
- Каким изображён Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир”?
- Приведите примеры из художественного текста (при переправе через Неман,
в Бородинской битве, на Поклонной горе, в конце кампании 1812 года).
- Дайте собственную оценку.
Задания для исследователей 2-й группы:
Докажите, что Л.Толстой воплотил идеал "простоты, добра и правды” в образе
Кутузова:
- Кутузов в Бородинском сражении;
- Военный совет в Филях;
- В чём проявляется полководческий гений Кутузова?
Задания для исследователей 3-й группы:
- Что даёт право Раскольникову в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и
наказание” допустить " кровь по совести”?
- Каково отношение Раскольникова к "великим личностям”?
- Почему Раскольников мечтает о роли властелина (Наполеон) и спасителя
человечества (Христа) одновременно?
- В чём бессмысленность индивидуалистического бунта Раскольникова?
Задания для исследователей-историков 4-й группы:
Изучив документы и исторические справки, определите:
- В чём сходство Болконского, Раскольникова и С.Нечаева?
- Нечаев – "маленький Наполеон”?
- Каковы последствия действий Нечаева, Засулич и им подобным для развития
общества?
Учитель истории: Какова же роль отдельной личности в жизни общества?
Писатель-антифашист Б.Брехт устами Галилея, героя одноимённой драмы
провозгласил: "Несчастна та страна, которая нуждается в героях!”
Учитель литературы: Кто же те герои, в которых нуждается общество,
страна?
Историческая справка о Наполеоне (группа архивариусов)
- Выступление 1-й исследовательской группы по роману "Война и мир” (о
Наполеоне)
Историческая справка о Кутузове.
- Выступление 2-й исследовательской группы о Кутузове.
- Выступление 3-й исследовательской группы о взглядах на Наполеона героев
произведения Достоевского.
Историческая справка Нечаеве и Засулич (отдельные факты биографии, группа
архивариусов)
- Выступление 4-й исследовательской группы о взглядах на проблему в
историческом аспекте.
Учитель истории: Давайте обратимся к произведениям искусства. Какое
решение этой проблемы нашёл Бетховен в "Героической симфонии”? Проявились ли
черты наполеонизма у героев, изображённых на иллюстрациях Николаева к роману
"Война и мир”?
- Заключительное слово экспертной группы:
Тема наполеонизма является актуальной для 60-х г.г. 19 века, находит отклики
и в современном обществе. В каждом человеке проявляется "маленький наполеон”,
если он не живёт по законам простоты, добра и правды. |