Цели:
- расширить знания учащихся о писателе;
- проследить мысли и чувства героев рассказа «О любви», выявить
философский смысл того, какую роль могут сыграть сомнения в
человеческой жизни;
- воспитывать понимание значимости любви и счастья в жизни человека.
Оборудование: проектор, презентация урока.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Стихотворения каких поэтов приготовлены для чтения наизусть? Прослушивание нескольких обучающихся.
3. Мотивирование к учебной деятельности.
«Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям
просторно», - написал о нем А.М.Горький. В этом, я думаю, вы уже
убедились, прочитав его многочисленные рассказы. Какие из прочитанных
произведений вам особенно запомнились?
- А что объединяет эти рассказы, о чем они? Рассказы о простых
людях, об обыкновенных явлениях. Но писатель преподносит их читателю
так, что мы видим пороки нашего общества, он заставляет нас задуматься о
смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям.
4. Сообщение темы урока.
-Я прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока.
«А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье».
Сегодня мы расширим знания о писателе;
проследим за мыслями и чувствами героев рассказа «О любви», выявим
философский смысл того, какую роль могут сыграть сомнения в
человеческой жизни.
-Каранов Влад приготовил вам презентацию об А. П. Чехове. Давайте послушаем его.
-Рассказ учителя. Несколько слов об истории его создания. Этот
рассказ был напечатан в 1898 году в 8-м номере журнала «Русская мысль».
И он имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая
писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с ее слов,
какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети.
Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски
по любви. Авилова связала это с теми чувствами, которые существовали
между Чеховым и ею.
5. Анализ текста произведения.
Работа в группах.
I ряд- 1 группа
-Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям –
кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским
хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с
долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он
работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился»,
«спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…
Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.
-О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно
это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в
альбоме, который лежал на комоде у моей матери.
- Как развивались отношения между героями?
Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять
возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что
думала о нём, предчувствовала их встречу.
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного » для героя рассказа.
II ряд- 2 группа
-Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?
Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его
точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?»,
«Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось
наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня. Алехин,
полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного
человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне
Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство».
Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем
поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправдывая свою
нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу
женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то,
что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.
-Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна?( Да, по крайней мере догадывались)
III ряд- 3 группа
- Почему герои скрывали свои чувства?
На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели
благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было
внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные
сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному
результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим.
Убедившись, что Анна Алексеевна его любит, он спрашивает себя: «Куда бы
я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось
бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго
продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни,
смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» По мнению Алехина,
эти размышления помешали решить вопрос положительно, в
действительности же оказалось, что решаемый вопрос очень труден.
Сомнения Алехина – не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и
добрые мысли. Но нет в его жизни главного – ясной и высокой жизненной
цели. И это губит его. Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому
человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью
ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже
недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь».
Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию
«неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и
Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было
всё то, что…мешало любить».
-Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична
жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и
красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего
к ней по её душевным и внешним качествам».
-Какое значение имеют картины природы в рассказе?
«Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло
солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел,
как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии,
свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.
6. Самостоятельная работа.
По данным опорным словам охарактеризуйте главных героев рассказа.
Дифференцированная работа. Мальчики создают портрет Алёхина, девочки
Анны Алексеевны.
7. Итог урока.
Что такое счастье?
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение
счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего
удовлетворения».
Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?
Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны
Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном
счастье и призвании. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не
так, как должно. Любовь главных героев возникает от неудовлетворенности
и одиночества каждого в своем мире.
Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?
Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен
делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль
другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали,
либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.
Мое мнение «Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…
Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
А ВАШЕ?..
Спасибо вам всем, ребята, за работу. Оцените себя по лесенке самооценки на полях тетради.
Домашнее задание:...
Любовь способна доставить радость и счастье. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.
Прослушивание песни В. Брежнева « Любовь спасет мир». |