Вторник, 06.12.2016, 17:11

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок литературы "Аналитический разбор драмы А.Н. Островского "Гроза""

Ход урока

Слово учителя.

Молния – это искровой разряд статического электричества, аккумулированного в грозовых облаках, в отличие от зарядов, образующихся на производстве и в быту, электрические заряды, накапливаемые в облаках, несоизмеримо больше, поэтому энергия искрового разряда – молнии и возникающие при этом токи очень велики и представляют большую опасность для человека, животных, строений. Молния сопровождается звуковым импульсом – громом, сочетание молнии и грома называют грозой.

Гроза – это исключительно красивое природное явление, как правило, после грозы улучшается погода, воздух становится прозрачен, свеж и чист, насыщен ионами, образующимися при разрядах молнии. Несмотря на это нужно помнить, что гроза в определенных условиях может представлять большую опасность для человека.

В представлении наших предков природные явления, связанные с огненной стихией, производящие разрушительные действия – божье наказание человеку за грехи. Образно говоря, гроза – это акт наказания за грехи и очищения от грехов.

Аналитическая работа с текстом пьесы.

Прежде чем приступать к работе с текстом произведения, необходимо перечислить те изобразительно-выразительные средства, которыми пользуется драматург. Их не так много: драматургическое произведение создается, в первую очередь, для сценической постановки, поэтому в тексте не должно быть красочных пейзажных зарисовок, портретов персонажей, описания внутреннего убранства домов или дворцов.

Что же помогает драматургу ярче воплотить замысел и сделать содержание произведения более понятным именно читателю?

Список действующих лиц, ремарки, реплики персонажей.

Для начала рассмотрим список действующих лиц. Давайте посмотрим теперь на примере выбранной нами пьесы, как же список действующих лиц помогает читателю разобраться или, скорее, угадать, что будет происходить дальше.

Первыми в списке значатся главные герои?

Нет. В классической пьесе список действующих лиц открывает обычно глава семейства, дома. Здесь, читаем, Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе; далее следует Борис, его племянник, молодой человек, порядочно образованный; затем уже только Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова; Тихон Иваныч Кабанов, ее сын; Катерина, жена его.

Обращает на себя и фамилия -Дикой. Часто, следуя еще традициям классицизма, автор присваивает героям "говорящие” фамилии.

О чем "говорит” эта фамилия? Наверное, о свирепом нраве ее обладателя, жестокости! Подчеркнем, человек этот – значительное лицо в городе! Несомненно, мы видим первое указание на то, какие нравы царят здесь.

Заметим также, что фамилия племянника не указана. Может быть, он другой? Отличается от жуткого дядюшки? Есть тут еще одна интересная фамилия – Кабанова (Кабаниха). Носительница ее – богатая купчиха.

Кабан, как мы знаем, – животное дикое и свирепое!

Вот, значит, каковы тут влиятельные люди! Что же это за город такой?

О Тихоне Ивановиче сказано только, что он сын этой, уже начинающей внушать страх особы. Сын, других примечательных особенностей у этого персонажа нет! Судя по всему, он находится в полной власти у своей матери.

Катерина, жена его, Варвара, сестра его…Отчества и фамилии не указаны. Может быть, оттого, что младшие женщины в этом доме или, если смотреть шире, в этом обществе, своего статуса не имеют?

А может быть, ни Катерина, ни Варвара по разным причинам не чувствуют своей причастности к тому, что происходит здесь? Об этом как раз речь пойдет дальше!

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Раз уж герой занимается научными изысканиями, пусть даже предмет поисков фантастический – вечный двигатель, значит, некоторое образование он имеет.

Именно этому персонажу Островский "вложит в уста” самые ответственные реплики. Кулигину "поручено” пролить некоторый свет на то, что, собственно происходит в городе. Кулигин – герой-резонер в пьесе.

И, конечно же, прочитаем примечание автора: Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски. Значит, Борис, раз уж он одет в европейский костюм, должен и внутренне отличаться от всех остальных персонажей!

Посмотрим далее, насколько это утверждение верно.

Слово учителя. Вымышленный город Калинов обрисован подробно, конкретно, многосторонне. В нарушение, казалось бы, самой природы драмы в "Грозе” немаловажную роль играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним видна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Высокий волжский обрывистый берег и заречные дали вводят мотив простора и полета, неразрывно связанные с образом Катерины. Тем более удручающей кажется на фоне этой красоты обстановка в городе, нравы, царящие в нем.

А теперь рассмотрим первые три явления первого действия.

Обратим внимание на то, что в первом явлении на сцене появляются второстепенные персонажи. Их роль – познакомить зрителей (читателей) с обстановкой, в которой будет происходить действие, и с главными героями, представить их, дать некоторую характеристику. Драматург не просто знакомит нас с героями и местом действия: он создает образ мира, в котором живут герои и где развернутся события. Именно поэтому в "Грозе”, как и в других пьесах Островского, немало лиц, которые не станут непосредственными участниками интриги, но необходимы для уяснения самого уклада жизни.

Кулигин, Кудряш, Борис – их появление в самом начале первого действия создает атмосферу неприятия сложившихся, традиционных форм быта, нравов. И одновременно, отражает некоторые новые формы сознания.

Кулигин обличает нравы, царящие в городе, клеймит жестокость, несправедливое отношение богатых к малоимущим, необразованность, темноту местного обывателя.

А Кудряш не желает "рабствовать” перед Диким, жалеет, что не может отомстить ему как отцу дочерей: "Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет” "Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!”

Вполне понятен циничный намек на характер мести! А в патриархальном мире подобное намерение – опозорить девушку – просто немыслимо! Вот и получается, что один из молодых героев пьесы мыслит как-то иначе. Действительно, традиционное, вековое сдвинулось со своего места, раз кто-то считает возможным отомстить своему обидчику косвенно, через дочерей.

Во втором явлении перед нами уже Дикой собственной персоной. Его первая реплика является блестящей самохарактеристикой: "Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!”, – кричит Дикой племяннику. И впрямь, нрав этого персонажа соответствует фамилии!

В третьем явлении мы знакомимся с племянником Борисом и узнаем его историю.

Отец Бориса Григорьевича женился на "благородной”. Из-за этого бабушка невзлюбила его. "По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве, – рассказывает Борис Кулигину, Кудряшу и нам с вами, конечно. – Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру – в пансион”.

Через некоторое время Борис Григорьевич и его сестра осиротели, а потом и суровая бабушка умерла, она оставила необычное завещание: "Чтобы дядя выплатил часть, какую следует”, если племянники будут к нему почтительны!

Можно ли ублажить такого дядюшку? Как вы думаете, велики ли шансы получить наследство?

Итак, Борис Григорьевич должен иметь ряд преимуществ перед местными жителями хотя бы уже потому, что он получил хорошее образование и воспитывался в Москве. Племянник Дикого – человек "нового” времени. Но, как мы позже увидим, Борис Григорьевич в погоне за призрачным наследством очень легко дал себя "закабалить” грубому и невежественному дядюшке. Материальные интересы полностью подчиняют себе этого, казалось бы, вполне симпатичного героя, и он, по сути, уже мало чем отличается от здешних своекорыстных людей.

В трагической судьбе главной героини Борис Григорьевич сыграет немаловажную роль, поэтому сейчас мы так подробно говорим о нем.

В пятом явлении на сцене появляется семейство Кабановых.

Каков характер взаимоотношений между членами семьи?

Мог ли существовать патриархальный миропорядок несколько веков, если бы отношения во всех русских семьях были таковы?

Нет! Значит, пред нами ситуация нетипичная. Что-то разладилось в обществе, и грядет скорый его распад.

Рассмотрим теперь явление седьмое. Диалог Катерины и Варвары.

Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. В поэтичном монологе Катерины нарисован идеальный вариант патриархальных отношений. Главный мотив этого рассказа – все пронизывающая любовь и воля: "Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле… что хочу, бывало, то и делаю”. Но, обратим внимание, это была "воля”, совершенно не вступавшая в противоречие с веками сложившимся укладом замкнутой жизни женщины, весь круг представлений которой ограничен домашней работой и религиозными мечтаниями!

Слово учителя. Это – мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставит себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности, а потому и нет здесь насилия, принуждения. Но Катерина живет в эпоху, когда самый дух этой морали: гармония между отдельным человеком и представителями среды – исчез, и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении.

Чуткая душа Катерины уловила это!

Просыпающееся чувство личности принимает форму индивидуальной, личной любви. В Катерине рождается и растет страсть. Но это страсть одухотворенная.

Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственно долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего первоначального значения и смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры: посмотрите, что предлагает Варвара в этой ситуации!

В верности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому из окружающих нет дела до подлинной сути этой морали! Главная героиня постоянно находится в поле психологических влияний новых веяний!

Слово учителя. Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и девушка принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в дом Кабановых, готовая любить и почитать свекровь, заранее ожидая, что муж ее будет над ней властелином, но также опорой и защитой. Однако Тихон, как мы уже успели понять, ни в какой мере не отвечает этой роли. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Тихон любит Катерину, но совсем не так, как по нормам патриархально морали должен любить свою жену настоящий муж, ее естественный руководитель и защитник.

Рассмотрим явление четвертое второго действия. Сцена отъезда Тихона – одна из важнейших в пьесе и в смысле раскрытия в ней психологии героев, и по ее функции в развитии интриги. Прочитайте диалог Тихона и Катерины.

По поручению матери Тихон должен уехать на две недели. Казалось бы, его отъезд устраняет непреодолимые внешние препятствия для встреч с Борисом. На самом же деле рушатся все надежды Катерины найти опору в любви мужа. "Тиша не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу тебя!”, – как утопающий за соломинку, хватается Катерина, пытаясь остановить Тихона, она сама надеется удержаться на краю пропасти. Это – крик о помощи, последний.

Какова реакция Тихона?

"Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!” – "Ну, бери меня с собой, бери!” – "Да нельзя” – "Отчего же, Тиша, нельзя?” – "Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной!”

К сожалению, Тихон "не слышит” свою жену, не понимает, что она, быть может, в нескольких шагах от гибели. В данный момент он сосредоточен на своих проблемах: " С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь”

Здесь же первый раз произнесено слово "гроза”! Гроза сгущается подспудно, конфликт зреет неотвратимо!

"Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах, так до жены ли мне?”

Так и не уговорив мужа, Катерина просит тогда взять с нее клятву страшную, но и в этом отказывает ей супруг. Казалось бы, он ведет себя гуманно, человечно, но не это нужно Катерине!

Слово учителя. Как это ни парадоксально, именно мягкость Тихона (сочетающаяся, правда, с общей слабостью характера) в глазах Катерины не столько достоинство, сколько недостаток. Тихон не отвечает ее представлениям о том, каким должен быть муж. И действительно, он не может помочь ей ни тогда, когда она борется с "грешной” страстью, ни после ее публичного покаяния…

Дело в том, что молодежь Калинова уже не хочет в быту придерживаться патриархальных порядков. Однако и Варваре, и Тихону, и Кудряшу чужд нравственный максимализм Катерины, для которой и крушение традиционных нравственных норм в окружающем мире, и ее собственное нарушение этих заветов – страшная трагедия. В отличие от Катерины, истинно трагической героини, все они стоят на позиции житейских компромиссов и никакой драмы в этом не видят. Вот и получается, что, как это ни странно, у Катерины больше общего с Кабанихой, чем с ровесниками!

Обратимся к монологу Кабанихи в явлении шестом второго действия.

"Молодость-то что значит! > Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься толком не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. > Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”.

Безусловно, в словах Кабанихи чувствуется горечь. Получается, что она не просто сварливая старуха, а человек со своими убеждениями, который переживает глядя на то, как рушится все, что было так естественно и правильно на протяжении многих лет. Сама же она чувствует себя чуть ли не последней блюстительницей "правильного” миропорядка, и ожидание, что с ее смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре.

Итак, после отъезда мужа Катерина пытается успокоить себя, восстановить гармонию и мир в душе, не думать о Борисе…

"А вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня бога помолят. Вот и засядем шить с Варварой, и не увидим, как время пройдет; а тут Тиша приедет”.

Прочитаем явления девятое.

Намерениям Катерины не суждено исполниться: Варвара дает ей ключ от потайной калитки: "На что! На что! Не надо! Не надо!” – кричит Катерина, с испугом, отталкивая ключ. "Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя”, – хладнокровно и рассудительно отвечает Варвара. "Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!” Мы видим: Катерина в смятении.

Явление десятое. Монолог Катерины.

Катерина, одна, держа ключ в руках…

Все говорит о крайней степени волнения, о сомнениях, терзающих душу героини: преобладание вопросительных и восклицательных предложений, вообще в монологе присутствуют только простые синтаксические конструкции, короткие предложения, речь из-за этого получается неровной, словно рубленой; Катерина то достает ключ, задумчиво смотрит на него, то снова прячет ключ в карман, молчит, задумывается, прислушивается…

Катерина собирается переступить черту, отделявшую прежнюю жизнь от новой, принять грех на душу.

Интересно посмотреть, как ведут себя Борис и Катерина при встрече. Явление третье, сцена вторая, третье действие.

"Зачем ты пришел, Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски…” "Вы сами велели мне прийти”, – говорит Борис Григорьевич Катерине! Катерина очень волнуется, переживает, говорит о своей "погибели”: "Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе” – "Ваша воля на то была”, – отвечает Борис Григорьевич!

Вспомним, что между третьим и четвертым действиями проходит 10 дней.

Несколько гуляющих обоего пола проходят за арками.

"Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?” – "Гляди, соберется”. Кулигин советует Савелу Прокофьевичу Дикому поставить на бульваре громоотвод. "У нас грозы частые”, – говорит он.

В этих словах звучит скрытый подтекст: над Калиновым собирается гроза в прямом и переносном смысле! Вот, вот покарает господь здешних грешников за их злые дела!

Катерина же воспринимает грозное явление природы как персональное наказание.

Слово учителя. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем, и с огромной силой овладевает Катериной, как только кончилось это недолгое счастье. Оно тем мучительнее, что вера Катерины как-то исключает понятие прощения и милосердия. Она не видит исхода своей муке. Заметим, что для Кабанихи публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединяется опять-таки открытый, на людях бунт ее сына. В финале "Грозы” не только гибель Катерины, но и крушение Кабанихи!

В пятом действии кульминация и драматическая развязка действия.

Декорация первого действия. Сумерки.

Явление второе – монолог Катерины. Катерина ищет Бориса. Винит себя в том, что не только себя погубила, но и его тоже. "Ночи, ночи мне тяжелы! Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне как в могилу. Так страшно в потемках”. Героиня находится в смятении мыслей и чувств, ей очень плохо, тяжело и страшно. "Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали? Прежде, говорят, убивали. Взяли бы, да и бросили в Волгу; я бы рада была. "Казнить-то тебя говорят, так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом”. Да уж измучилась я!”. Катерина готова принять смерть, но даже в этом отказывают ей "благочестивые”, "человеколюбивые” ближние!

Единственная слабенькая надежда связана только с Борисом: "Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую и видела…Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила”.

Оправдалась ли надежда главной героини? Поддержал ее любимый человек?

Нет. Надежда не оправдалась. Можно сказать, что Борис предал свою "возлюбленную”! По поручению дяди Борис Григорьевич собирается ехать в Сибирь. Катерина просит, как раньше умоляла мужа, взять и ее в дальние края. Во второй раз, не находя выхода, она обращается за помощью к "близкому” человеку, мужчине, который должен быть воплощением силы, заступником. Что же отвечает Борис? "Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду”.

Что же Борис раб какой-нибудь что ли?

Нет. Может быть, только Борис Григорьевич стал рабом денег? Для того чтобы получить наследство, как мы помним, племянник должен быть с дядюшкой "почтительным”. По этой причине всякие противоречащие дядиной воле действия исключаются. Выходит, наш образованный и благородный герой променял любимого человека на деньги!

Катерина все прощает Борису и отпускает его с миром. Борис же, рыдая, произносит следующие роковые, страшные в своем цинизме слова: "Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучится долго!”

Фактически Борис Григорьевич "подписывает” возлюбленной смертный приговор!

Последний монолог героини – свидетельство того, что она не видит исхода своей муке, приняла страшное решение и воспринимает смерть как избавление от мучений.

В последнем явлении Тихон в отчаянии кричит матери: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…” И в ответ на ее грозный окрик повторяет: "Вы ее погубили! Вы! Вы!

По сюжету в ее смерти виновны все, кто ее окружает, прежде всего – мужчины. Если же взять философскую сторону пьесы, Катерина – жертва истории. Мир патриархальных отношений и связей умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная окостеневшей, утратившей смысл формой житейских связей. Именно поэтому в центре "Грозы” рядом с Катериной стоит не кто-либо из участников любовного треугольника, а Кабаниха. Но это, конечно, контрастное противостояние.

Гроза, разрушительная и очищающая сила, прогремела над Калиновым. Все здесь будет теперь как-то иначе.

Под пером Островского задуманная социально-бытовая драма из жизни купеческого сословия переросла в трагедию. Здесь через любовно-бытовой конфликт был показан эпохальный перелом, происходящий в простонародном сознании.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (11.10.2013)
Просмотров: 2414 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0