1.
Сообщение учителя об истории создания пьесы.
После
пьесы «Три сестры», в какой-то мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7
марта 1901 года в письме к О. Л. Книппер он признается: «Следующая пьеса,
которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по
замыслу».
«Ему
чудилось, — вспоминает Станиславский, — раскрытое окно, с веткой белых цветущих
вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом
ни
с того, ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это
хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к
своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно
большие деньги».
В
письме Станиславскому от 5 февраля 1903 года читаем: «В голове она уже у меня
готова. Называется „Вишневый сад", четыре акта, в первом акте в окно видны
цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом,
Вишневский хохотать будет много, — и, конечно, неизвестно от какой причины».
14
октября готовую пьесу отправили в Москву.
Говоря
об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:
Это
последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о
судьбе родины.
Чехов
настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина —
комические.
Сад
для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о
прошлом. В письме 1889 года он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет,
блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь,
груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса
бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».
Авторская
позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть,
ожидание солнца — это тяга к будущему.
2.
Беседа с классом о жанре пьесы.
Вопрос на выявление восприятия: как определить жанр пьесы:
комедия, драма, трагикомедия?
а)
Чехов назвал «Вишневый сад» комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия,
местами даже фарс» (из письма М. П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая,
легкомысленная» (из письма О. Л. Книппер).
б)
Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни: «Это не комедия, это
трагедия. Я плакал, как женщина.» (К. С. Станиславский).
в)
Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать
„Вишневый сад" драмой — это значит признать переживания владельцев
вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать
глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в
будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет. Пьеса „Вишневый сад" не
может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает ни трагикомических
героев, ни трагикомических положений».
Это
лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А
комедийность — недраматичностью положительных героев, недраматичностью
Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных
персонажей.
Работу
с классом по выявлению особенностей жанра можно провести по вопроса:
1. Кого можно считать
положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани?
2. Драматичен ли Лопахин?
3. В чем комичность образов
Раневской и Гаева? А в чем их драматичность?
4. Кто виноват в драматичности
их жизни?
5. Докажите, что второстепенные
герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов).
3.
Конфликт и проблематика пьесы.
Вопросы и задания для обсуждения
«Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь
такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безусловная и
честная», — писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть
Чехов в конце XIX века? (Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки
капиталистов.) Как эта тема показана в «Вишневом саде»?
Что олицетворяет Фирс? А Яша?
Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются
от предложения Лопахина?
Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев?
Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену?
За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев
посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное
ли это в пьесе?
А что же главное? (Отношения людей, различных общественных классов, но вне
враждебности и непримиримой борьбы.)
4.
Система образов-персонажей.
Нужно
организовать в классе наблюдение за героями, которые объединяются в несколько
общественных групп.
1-я
группа. Поместное дворянство (Гаев, Раневская, Симеонов-Пищик), старые хозяева
вишневого сада.
Вопросы и задания для наблюдений
1. Найдите положительное и
отрицательное в образах поместного дворянства.
2. Как Раневскую характеризует
отношение к Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, к Трофимову?
3. Как ее характеризует отказ от
предложения Лопахина?
4. Как можно оценить доброту
Раневской?
5. Как понять слова Чехова:
«Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо
придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»?
Работа
над образом Раневской должна вестись по тексту в двух планах. Внешнем
(событийном), хотя в нем тоже не один план (например, любит Аню, плачет о
погибшем сыне, но оставляет 12-летнюю Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает
Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть и т. д.). И
внутреннем (авторском), который возникает при сопоставлении реплик, в контрасте
между речью и поступками.
4.Почему они все успокоились
после продажи вишневого сада?
5.Чем близок хозяевам вишневого
сада Симеонов-Пищик?
Выводы.
Это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось.
Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм — в контрасте речи и
поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой
счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», — скажет о них Горький.
2-я
группа. «Параллели» к хозяевам. Яша и Фирс.
Фирс
— крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не
согласился на волю, остался при господах. И помню, все рады, а чему рады, и
сами не знают». Последний монолог Фирса, где две линии — «жизнь прошла» и
«недотепа», — это и о хозяевах.
Яша
— слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к родине).
3-я группа. Лопахин — буржуазия, приходящая на смену дворянству. Чехов писал
Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах,
держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов».
Вопросы и задания для обсуждения
1. Что автор говорит о прошлом
Лопахина? Как характеризует его отношение к Раневской и Гаеву?
2. Какие черты Лопахина
привлекательны? Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как
это понять? Какое качество в нем победит?
3. Почему Лопахин не делает
предложения Варе?
4. О каком будущем России он
говорит?
5. В чем его противоречия?
Почему он не раз называет жизнь «дурацкой», «нескладной»?
6. В чем своеобразие речи
Лопахина?
Выводы.
Смысл образа Лопахина — показ новых «хозяев жизни». Сложность и
противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем
буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть
суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о родине, о
нескладной, несчастливой жизни — это голос самого автора.
4-я группа. «Молодое поколение». Петя и Аня.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Какова роль этих персонажей?
2. Одинаково ли их рисует автор?
3. Почему Петя показан иронично?
Почему соединением разноплановых реплик его образ снижается?
4. Сравните Лопахина и Петю.
Почему один работает, а другой говорит?
5. В чем образ Пети сходен с
образом Гаева?
6. Какое место занимает в пьесе
Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»?
7. Почему реплики Ани есть в
конце каждого акта?
Выводы.
Будущее, которое видят Петя и Аня, — это романтическое будущее.
Противоречивость изображения Пети, ирония автора. Аня — это воплощение веры
писателя в будущее России. Чистота, непосредственность, цельность ее характера.
|