1. А.Ахматова и М.Цветаева.
Общее впечатление. Энергетика стиха.
Ученик.
у Ахматовой |
у Цветаевой |
плавность;
сдержанность;
приглушённость;
затаённость;
как будто нехотя;
внутренний шёпот;
разговор с самой собой |
напор;
порыв;
взрыв;
накал;
вызов;
борьба;
поединок;
удар |
Обе — "охвачены огнём страсти”.
Для обеих любовь — "только не эти оковы”,
"любовная пытка”. Какой вам видится лирическая
героиня этих поэтов?
Что для неё любовь? Какова она в любви?
— Для обеих любовь — "поединок роковой”, но
лирическая героиня:
у Ахматовой |
у Цветаевой |
"смиренница” |
— открытое противостояние; |
— одна против всех и вся, вплоть до Бога; |
— "пугачёвка” (любимый пушкинский герой
Пугачёв) |
Заметили: разные голоса, разные
переживания, темперамент, энергия, разная
реакция на "любовный недуг”. И это естественно.
Цветаева тоже по-своему "научила женщин
говорить...”, выразила другую ипостась женской
души.
2. Личность поэта.
В качестве домашнего задания ученики готовили
портрет Цветаевой, составленный из воспоминаний
современников. На уроке читаются наиболее яркие,
представляющие облик поэта из воспоминаний
А.Эфрон: "Цельность её характера, цельность её
человеческой личности была замешана на
противоречиях; ей была присуща двоякость
восприятия и самовыражения”.
— Полностью читается главка «Как она
писала?» Особо выделяем: "Глохла и слепла ко
всему, что не рукопись, в которую буквально
впивалась. Остриём мысли и пера” "...добивалась
точного единства смысла и звучания”;
"...пробовала слова на звук”.
— Чтение стихотворения из цикла «Стихи к
Блоку»: «Имя твоё — птица в руке».
— Звучат отрывки из статьи И.Эренбурга
«Поэзия М.Цветаевой». Особо выделяем:
"Одиночество, вернее сказать, отторжение всю
жизнь висело над ней, как проклятие, но это
проклятие она старалась выдать не только другим
— самой себе за высшее благо”.
3. Данный материал позволяет нам
сопоставить судьбу поэта с судьбой её лирической
героини. Хотелось бы отметить, что не всегда они
совпадают. Возможны варианты:
— лирический герой — ролевая маска (многие
герои Вл. Высоцкого);
— лирический герой — двойник (нет
абсолютного тождества, сходства — поэзия
А.Ахматовой);
— лирический герой — абсолют "Я” поэта.
Как вы думаете, Цветаева и её героиня каковы?
Вспомните слова А.Эфрон. Ответ учащихся
однозначен: поэзия Цветаевой — "абсолютное
самовыражение”.
4. "Погружение” в стихотворение «Я тебя
отвоюю у всех земель, у всех небес...».
"Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...”
Первая строка — уже раскалена до предела,
жжёт, обжигает. Поражает своей предельной
дерзостью, размахом, вызовом:
"Я” объявляет войну против ("иду на Вы...”).
Сравните: у Ахматовой — такого начала нет, да и
не может быть. У неё камерность, интимность.
А у Цветаевой?
Соперники — все (называем слова-доминанты:
"земель”, "небес” — это уже не комната —
это Вселенная).
Первая строка — заявка сделана; вызов
брошен.
Каков же смысловой центр?
А теперь давайте попробуем проникнуть в
цветаевское "все” (по первым строкам). Вместе с
учениками в конечном итоге мы приходим к
следующему:
I стр. Земли — Небеса — Пространство
II стр. "Я тебя отвоюю у всех времён, у всех
ночей…”
III стр. "Я тебя отвоюю у всех других…”
Что же получается? Лирическая героиня
Цветаевой выходит на "поединок роковой”. Одна
против Всех (и Бог ей не судья).
Можно ли себе такое представить у Ахматовой?
"Такого счёта” предъявить за любовь лирическая
героиня Ахматовой, конечно, не могла, да ей бы в
голову такое не пришло — у "смиренницы”, у
"монашенки”. А здесь — да. |