Вторник, 16.04.2024, 19:39


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок литературы "Лирическая героиня Марины Цветаевой в стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...»"

1. А.Ахматова и М.Цветаева.

Общее впечатление. Энергетика стиха.

Ученик.

у Ахматовой у Цветаевой
плавность;
сдержанность;
приглушённость;
затаённость;
как будто нехотя;
внутренний шёпот;
разговор с самой собой
напор;
порыв;
взрыв;
накал;
вызов;
борьба;
поединок;
удар

Обе — "охвачены огнём страсти”.

Для обеих любовь — "только не эти оковы”, "любовная пытка”. Какой вам видится лирическая героиня этих поэтов?

Что для неё любовь? Какова она в любви?

— Для обеих любовь — "поединок роковой”, но лирическая героиня:

у Ахматовой у Цветаевой
"смиренница”

— растерянность;

— беспомощность;

— недоумение;

— полубред;

— покорность;

— приглушённое отчаяние;

ведомая "воительница”

— бунтарка;

— открытое противостояние;

— одна против всех и вся, вплоть до Бога;

— мятежница;

— бросает вызов;

— "пугачёвка” (любимый пушкинский герой Пугачёв)

вожатый

Заметили: разные голоса, разные переживания, темперамент, энергия, разная реакция на "любовный недуг”. И это естественно.

Цветаева тоже по-своему "научила женщин говорить...”, выразила другую ипостась женской души.

2. Личность поэта.

В качестве домашнего задания ученики готовили портрет Цветаевой, составленный из воспоминаний современников. На уроке читаются наиболее яркие, представляющие облик поэта из воспоминаний А.Эфрон: "Цельность её характера, цельность её человеческой личности была замешана на противоречиях; ей была присуща двоякость восприятия и самовыражения”.

— Полностью читается главка «Как она писала?» Особо выделяем: "Глохла и слепла ко всему, что не рукопись, в которую буквально впивалась. Остриём мысли и пера” "...добивалась точного единства смысла и звучания”; "...пробовала слова на звук”.

— Чтение стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»: «Имя твоё — птица в руке».

— Звучат отрывки из статьи И.Эренбурга «Поэзия М.Цветаевой». Особо выделяем: "Одиночество, вернее сказать, отторжение всю жизнь висело над ней, как проклятие, но это проклятие она старалась выдать не только другим — самой себе за высшее благо”.

3. Данный материал позволяет нам сопоставить судьбу поэта с судьбой её лирической героини. Хотелось бы отметить, что не всегда они совпадают. Возможны варианты:

— лирический герой — ролевая маска (многие герои Вл. Высоцкого);

— лирический герой — двойник (нет абсолютного тождества, сходства — поэзия А.Ахматовой);

— лирический герой — абсолют "Я” поэта.

Как вы думаете, Цветаева и её героиня каковы? Вспомните слова А.Эфрон. Ответ учащихся однозначен: поэзия Цветаевой — "абсолютное самовыражение”.

4. "Погружение” в стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...».

"Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...”

Первая строка — уже раскалена до предела, жжёт, обжигает. Поражает своей предельной дерзостью, размахом, вызовом:

"Я” объявляет войну против ("иду на Вы...”).

Сравните: у Ахматовой — такого начала нет, да и не может быть. У неё камерность, интимность.

А у Цветаевой?

Соперники — все (называем слова-доминанты: "земель”, "небес” — это уже не комната — это Вселенная).

Первая строка — заявка сделана; вызов брошен.

Каков же смысловой центр?

А теперь давайте попробуем проникнуть в цветаевское "все” (по первым строкам). Вместе с учениками в конечном итоге мы приходим к следующему:

I стр. Земли — Небеса — Пространство

II стр. "Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей…”

III стр. "Я тебя отвоюю у всех других…”

Что же получается? Лирическая героиня Цветаевой выходит на "поединок роковой”. Одна против Всех (и Бог ей не судья).

Можно ли себе такое представить у Ахматовой? "Такого счёта” предъявить за любовь лирическая героиня Ахматовой, конечно, не могла, да ей бы в голову такое не пришло — у "смиренницы”, у "монашенки”. А здесь — да.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Олівець (03.10.2016)
Просмотров: 1697 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0