Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад
дворянской усадьбы) и обобщенное (символ родины, ее природной поэтической
красоты). В основе комедии — судьба вишневого сада, с ним связано все.
Вопросы и задания для наблюдений
Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы?
Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы?
Выводы.
Сад — это символ родины, ее прошлого и будущего. Прошлое — это детство и
счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением,
«дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее —
это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут
новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад,
роскошнее этого». Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов
оставляет открытым. Одновременно с пьесой «Вишневый сад» был написан рассказ
«Невеста», близкий ей по основному содержанию. Там тоже изображен майский сад.
Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на
читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов — необычный
писатель. Бунин так говорил о нем: «Кроме художественного таланта, изумляет во
всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу».
А Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами,
возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни».
Часть урока может быть проведена в форме практикума по выявлению
характерных особенностей чеховского стиля. В указанных учителем рассказах (или
в одном рассказе) необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.
Особенности стиля
В основе рассказа — определенная бытовая ситуация
(сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях
рассказов, которые часто определяют конкретное место
Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату
Герой находится в мире вещей, велика роль предметного
окружения
Характер и особенности повествования, которое может
вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица
автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж — от лица героя.
Объективность повествования
Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых
стилей
Представление трагедии как будничного явления.
Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль
Индивидуализация речи героев. Речь — отражение характера
Большая роль детали
«Скрытость» автора, проявление его позиции в
недоговоренности
Зрелый Чехов — отсутствие напряженного действия
Говорящие фамилии
Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее
повествование, двуплановость,
трагикомичность. Внешне — смешно, внутренне — грустно
Малая форма и глубокое содержание
Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и
интерьера
Существенная роль диалога или монолога. Человек
раскрывается сам, через монолог или диалог
Мастерство сюжета и композиции. Часто действие
развивается путем повторения, достигая абсурда
Триединство: место, время, действие
Зримость рассказов-сценок
Урок может быть проведен и по одному рассказу, например,
«Не в духе», «Кухарка женится», «Ну, публика!». Анализируя его, нужно найти,
какие из особенностей чеховского стиля в нем есть.
|