I. Слово учителя.
Футуризм, как и
символизм, — интернациональное литературное
явление. Основателем футуризма был итальянец
Маринетти. Футуризм провозгласил полный разрыв с
традиционной культурой, утверждал эстетику
города с её динамикой и безличностью, стремился
передать сознание "человека толпы” и
мгновенную смену чувств и переживаний. При всей
связи с итальянским футуризмом русский футуризм
возник как самобытное художественное движение.
Он выразил ощущение кризиса перед мировой войной
и революцией.
Познакомимся с одним из самых известных
манифестов футуристов под хлёстким названием
«Пощёчина общественному вкусу». (Читает
заранее подготовленный учащийся)
II. Беседа по манифесту
1. Кого и почему отвергали футуристы?
(Выступали против существующего социального
устройства, против общепринятых культурных
традиций и современного искусства. Отвергали
Пушкина, Толстого, Достоевского и всю
современную литературу, начиная от символистов и
кончая Максимом Горьким.)
2. В чём проявилась ненависть к языку,
существовавшему до футуристов?
(Отрицание грамматики, синтаксиса,
правописания родного языка. Подлинные же
стремления футуристов раскрыл В.В. Маяковский:
"Стать делателем собственной жизни и
законодателем для жизни других”.)
3. Как вы понимаете смысл "самовитого
слова”?
(В поэзии есть только форма, форма и является
содержанием. "Содержание — это только удобный
предлог для того, чтобы создать форму, форма же
есть самоцель”. А поскольку слово — основной
строительный материал формы, оно также
становится самоцельным или, как сказано в
«Пощёчине общественному вкусу», "самоценным
(самовитым)”.)
III. Слово учителя. (Запись в тетради.)
Русские футуристы имели четыре основные
группы:
- кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский,
Маяковский);
- эгофутуристы (Игорь-Северянин);
- «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев);
- «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).
— Что же являлось общей основой движения?
Что объединяло их?
1. Стихийное ощущение "неизбежности
крушения старья”.
2. Создание через искусство грядущего
переворота и рождение нового человечества.
3. Творчество — не подражание, а продолжение
природы, "язык — часть природы”.
4. "Словотворчество и словоновшество”.
5. Смешение стилей и жанров.
IV. Теперь познакомимся с манифестом
Хлебникова и Кручёных «Слово как таковое». (Читает
подготовленный учащийся)
Беседа по манифесту
1. Вы прочитали манифест. Всё ли понятно?
2. Попробуйте сформулировать свою реакцию на
манифест.
3. Найдите в манифесте слова, которые могут
возмутить человека, любящего литературу.
4. Какие идеи манифеста воплотились в
стихотворении Велимира Хлебникова «Заклятие
смехом»?
V. Слово учителя. Среди кубофутуристов
выделяется Василий Каменский. Его поэзия —
возвращение к фольклорно-мифологическим
первоначалам, когда язык был частью природы. Про
Каменского так писал один из футуристов — Вадим
Шершеневич: "Каменский так любит и понимает
природу, как разучились понимать её мы, горожане,
клопы небоскрёбов… Глаза Каменского — с золотым
обрезом. Стихи его тоже с золотой каймой. А голос
— это Стенькин посвист в Жигулях”.
Сообщение учащегося о В.Каменском.
А сейчас послушаем отрывок из поэмы Каменского
«Степан Разин». (Читает учащийся)
Беседа
1. Футуристические ли это строки? Почему?
2. Близки ли эти стихи к языку природы?
Приведите примеры.
3. Какую музыку можно подобрать к этому
отрывку из поэмы?
Как мы видим, футуристы совершенно отрицали
весь предшествующий опыт, проповедовали принцип
"самовитого слова”, призывали к любованию вне
зависимости от смысла. Примером тому служит
стихотворение Каменского «Жонглёр». (Читает
учащийся)
Можете ли вы объяснить его название?
VI. Слово учителя. Чаще всего русский
футуризм связывают с именем Владимира
Маяковского. Новизна ритмов Маяковского
говорила о том, что в поэзию пришёл художник с
принципиально новым отношением ко всем сторонам
поэтического творчества, поэт, который не мог
говорить так, как говорили до его появления.
Чтение стихотворения Маяковского «Ночь».
Вопросы к стихотворению «Ночь»
1. Докажите, что Маяковский был футуристом,
приведите примеры новых слов и образов.
2. Какие строчки из стихотворения
Маяковского можно спроецировать на картину
Пабло Пикассо «Герника»?
3. Какую картину нарисовали бы вы к
стихотворению? Что бы вы взяли бы у Пикассо, а что
добавили бы?
4. Как вы думаете, чем это стихотворение
возмущало публику?
VII. Обобщение учителя. Русский футуризм
был многолик, мы убедились в этом. Он по-разному
проявлялся в литературе и искусстве. Такие яркие
индивидуальности — Хлебников, Маяковский,
Каменский — нашли свой способ самовыражения с
помощью системы футуристических приемов. Но их
творчество шире манифестов и деклараций,
открытия футуризма остались навсегда в поэзии.
Футуристы жили будущим, своими новациями они
обогатили век ХХ, поэзию нашего времени.
При всех своих внутренних противоречиях
футуризм сыграл важную роль в становлении
принципов творчества таких крупнейших поэтов,
как Владимир Маяковский, Велимир Хлебников,
Борис Пастернак, Николай Асеев.
VIII. Самостоятельная работа
- Найдите среди данных стихотворений
футуристическое, докажите правильность выбора
(дать несколько текстов).
- Напишите статью «Футуризм» для словаря юного
литературоведа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Пощечина общественному вкусу
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени.
Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин — непонятнее
гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.,
и проч. с Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает
последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к
парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение
мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные
латы с чёрного фрака Брюсова?
Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной
слизи книг, написанных этими бесчисленными
Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам,
Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Чёрным,
Кузминым, Буниным и проч., и проч. — нужна лишь
дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.
С высоты небоскрёбов мы взираем на их
ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
На увеличение словаря в его объёме
произвольными и производными словами
(Словоновшество).
На непреодолимую ненависть к существовавшему
до них языку.
С ужасом отстранять от гордого чела своего из
банных веников сделанный вами Венок грошовой
славы.
Стоять на глыбе слова "мы” среди моря свиста и
негодования.
И если пока в наших строках остались
грязные клейма ваших "здравого смысла” и
"хорошего вкуса”, то всё же на них уже трепещут
впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты
Самоценного (самовитого) Слова. Д.Бурлюк,
А.Кручёных, В.Маяковский, В.Хлебников. Москва,
1912, декабрь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Слово как таковое (фрагменты)
1. Чтоб писалось и смотрелось во мгновение
ока! (пение, плеск, пляска, размётывание неуклюжих
построек, забвение, разучивание. В.Хлебников,
А.Кручёных, Е.Гуро; в живописи Д.Бурлюк и
О.Розанова).
2. Чтоб писалось туго и читалось туго,
неудобнее смазных сапог или грузовика в гостиной
(множество узлов, связок и петель и заплат,
занозистая поверхность, сильно шероховатая. В
поэзии Д.Бурлюк, В.Маяковский, Н.Бурлюк и Б.Лившиц,
в живописи Д.Бурлюк, К.Малевич).
У писателей до нас инструментовка была совсем
иная, например:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел...
Здесь окраску даёт бескровное пе... пе... Как
картины, писанные киселём и молоком, нас не
удовлетворяют и стихи, построенные на
па-па-па
пи-пи-пи
ти-ти-ти
и т. п.
Здоровый человек такой пищей лишь расстроит
желудок. Мы дали образец иного звуко и
словосочетания:
дыр, бул, щыл,
убещур
скум
вы со бу
р л эз
(Кстати, в этом пятистишии больше русского
национального, чем во всей поэзии Пушкина)…
До нас предъявлялись следующие требования
языку: ясный, чистый, честный, звучный, приятный
(нежный) для слуха, выразительный (выпуклый,
колоритный, сочный).
Впадая в вечно игривый тон наших критиков,
можно их мнения о языке продолжить, и мы заметим,
что все их требования (о ужас!) больше приложимы к
женщине как таковой, чем к языку как таковому…
Мы же думаем, что язык должен быть прежде всего
языком, и если уж напоминать что-нибудь, то скорее
всего пилу или отравленную стрелу дикаря.
Из вышеизложенного видно, что до нас речетворцы
слишком много разбирались в человеческой
"душе” (загадке духа, страстей и чувств), но
плохо знали, что душу создают баячи, а так как мы,
баячи будетляне, больше думали о слове, чем об
затасканной предшественниками «Психее», то она
умерла в одиночестве, и теперь в нашей власти
создать любую новую... Захотим ли?
Нет!..
Пусть уж лучше поживут словом как таковым, а не
собой. Так разрешаются (без цинизма) многие
роковые вопросы отцов, коим и посвящаю следующее
стихотворение:
поскорее покончить
недостойный водевиль —
о, конечно
этим никого не удивишь.
жизнь глупая шутка и сказка
старые люди твердили...
нам не нужно указки
и мы не разбираемся в этой гнили...
Живописцы будетляне любят пользоваться
частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы
разрубленными словами, полусловами и их
причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык).
Этим достигается наибольшая выразительность, и
этим именно отличается язык стремительной
современности, уничтоживший прежний застывший
язык…
Любят трудиться бездарности и ученики.
(Трудолюбивый медведь Брюсов, пять раз
переписывавший и полировавший свои романы
Толстой, Гоголь, Тургенев), это же относится и к
читателю.
Речетворцы должны бы писать на своих книгах: прочитав,
разорви!
А.Кручёных и В.Хлебников
1913
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Василий КАМЕНСКИЙ
Степан Разин (отрывок из поэмы)
На струг вышел Степан —
Сердцем яростным пьян.
Волга — синь — океан.
Заорал Атаман:
"Сарынь на кичку!”
Ядрёный лапоть
Пошёл шататься
По берегам.
Сарынь на кичку!
В Казань!
В Саратов!
В дружину дружную
На перекличку,
На лихо лишное
Врагам!
Сарынь на кичку!
Бочонок с брагой
Мы разопьём
У трёх костров.
И на привольи
Волжском вагой
Зарядим пир
У островов.
Сарынь
На
Кичку!
Ядрёный лапоть,
Чеши затылок
У подлеца.
Зачнём
С низовья
Хватать,
Царапать
И шкуру драть —
Парчу с купца.
Сарынь на кичку!
Кистень за пояс;
В башке зудит
Разгул до дна.
Свисти!
Глуши!
Зевай!
Раздайся!
Слепая стерва,
Не попадайся! Вва!
Сарынь на кичку!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 В.КАМЕНСКИЙ
Жонглёр
Згара-амба
Згара-амба
Згара-амба
Амб.
Амб-знара-амба
Амб-знара-амба
Амб-знара-амба
Амб.
Шар-шор-шур-шир.
Чин-драх-там-дззз.
Шар-диск
Лам-диск
Брось-диск
Иск-иск-иск-иск.
Пень. Лень. День. Тень.
Перевень. Перемень.
Пок. Лок. Док. Ток.
Перемок. Перескок.
Рча-рча.
Амс. |