Суббота, 10.12.2016, 00:10

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок литературы "Футуризм и футуристы"

I. Слово учителя.

Футуризм, как и символизм, — интернациональное литературное явление. Основателем футуризма был итальянец Маринетти. Футуризм провозгласил полный разрыв с традиционной культурой, утверждал эстетику города с её динамикой и безличностью, стремился передать сознание "человека толпы” и мгновенную смену чувств и переживаний. При всей связи с итальянским футуризмом русский футуризм возник как самобытное художественное движение. Он выразил ощущение кризиса перед мировой войной и революцией.

Познакомимся с одним из самых известных манифестов футуристов под хлёстким названием «Пощёчина общественному вкусу». (Читает заранее подготовленный учащийся)

II. Беседа по манифесту

1. Кого и почему отвергали футуристы?

(Выступали против существующего социального устройства, против общепринятых культурных традиций и современного искусства. Отвергали Пушкина, Толстого, Достоевского и всю современную литературу, начиная от символистов и кончая Максимом Горьким.)

2. В чём проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?

(Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания родного языка. Подлинные же стремления футуристов раскрыл В.В. Маяковский: "Стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других”.)

3. Как вы понимаете смысл "самовитого слова”?

(В поэзии есть только форма, форма и является содержанием. "Содержание — это только удобный предлог для того, чтобы создать форму, форма же есть самоцель”. А поскольку слово — основной строительный материал формы, оно также становится самоцельным или, как сказано в «Пощёчине общественному вкусу», "самоценным (самовитым)”.)

III. Слово учителя. (Запись в тетради.)

Русские футуристы имели четыре основные группы:

  • кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский);
  • эгофутуристы (Игорь-Северянин);
  • «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев);
  • «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

— Что же являлось общей основой движения? Что объединяло их?

1. Стихийное ощущение "неизбежности крушения старья”.

2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества.

3. Творчество — не подражание, а продолжение природы, "язык — часть природы”.

4. "Словотворчество и словоновшество”.

5. Смешение стилей и жанров.

IV. Теперь познакомимся с манифестом Хлебникова и Кручёных «Слово как таковое». (Читает подготовленный учащийся)

Беседа по манифесту

1. Вы прочитали манифест. Всё ли понятно?

2. Попробуйте сформулировать свою реакцию на манифест.

3. Найдите в манифесте слова, которые могут возмутить человека, любящего литературу.

4. Какие идеи манифеста воплотились в стихо­творении Велимира Хлебникова «Заклятие смехом»?

V. Слово учителя. Среди кубофутуристов выделяется Василий Каменский. Его поэзия — возвращение к фольклорно-мифологическим первоначалам, когда язык был частью природы. Про Каменского так писал один из футуристов — Вадим Шершеневич: "Каменский так любит и понимает природу, как разучились понимать её мы, горожане, клопы небоскрёбов… Глаза Каменского — с золотым обрезом. Стихи его тоже с золотой каймой. А голос — это Стенькин посвист в Жигулях”.

Сообщение учащегося о В.Каменском.

А сейчас послушаем отрывок из поэмы Каменского «Степан Разин». (Читает учащийся)

Беседа

1. Футуристические ли это строки? Почему?

2. Близки ли эти стихи к языку природы? Приведите примеры.

3. Какую музыку можно подобрать к этому отрывку из поэмы?

Как мы видим, футуристы совершенно отрицали весь предшествующий опыт, проповедовали принцип "самовитого слова”, призывали к любованию вне зависимости от смысла. Примером тому служит стихотворение Каменского «Жонглёр». (Читает учащийся) Можете ли вы объяснить его название?

VI. Слово учителя. Чаще всего русский футуризм связывают с именем Владимира Маяковского. Новизна ритмов Маяковского говорила о том, что в поэзию пришёл художник с принципиально новым отношением ко всем сторонам поэтического творчества, поэт, который не мог говорить так, как говорили до его появления.

Чтение стихотворения Маяковского «Ночь».

Вопросы к стихотворению «Ночь»

1. Докажите, что Маяковский был футуристом, приведите примеры новых слов и образов.

2. Какие строчки из стихотворения Маяковского можно спроецировать на картину Пабло Пикассо «Герника»?

3. Какую картину нарисовали бы вы к стихотворению? Что бы вы взяли бы у Пикассо, а что добавили бы?

4. Как вы думаете, чем это стихотворение возмущало публику?

VII. Обобщение учителя. Русский футуризм был многолик, мы убедились в этом. Он по-разному проявлялся в литературе и искусстве. Такие яркие индивидуальности — Хлебников, Маяковский, Каменский — нашли свой способ самовыражения с помощью системы футуристических приемов. Но их творчество шире манифестов и деклараций, открытия футуризма остались навсегда в поэзии. Футуристы жили будущим, своими новациями они обогатили век ХХ, поэзию нашего времени.

При всех своих внутренних противоречиях футуризм сыграл важную роль в становлении принципов творчества таких крупнейших поэтов, как Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Николай Асеев.

VIII. Самостоятельная работа

  • Найдите среди данных стихотворений футуристическое, докажите правильность выбора (дать несколько текстов).
  • Напишите статью «Футуризм» для словаря юного литературоведа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                                            Пощечина общественному вкусу

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени.

Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин — непонятнее гиероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?

Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака Брюсова?

Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч., и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.

С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!

Мы приказываем чтить права поэтов:

На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Словоновшество).

На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.

Стоять на глыбе слова "мы” среди моря свиста и негодования.

И если пока в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла” и "хорошего вкуса”, то всё же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д.Бурлюк, А.Кручёных, В.Маяковский, В.Хлебников. Москва, 1912, декабрь.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Слово как таковое (фрагменты)

1. Чтоб писалось и смотрелось во мгновение ока! (пение, плеск, пляска, размётывание неуклюжих построек, забвение, разучивание. В.Хлебников, А.Кручёных, Е.Гуро; в живописи Д.Бурлюк и О.Розанова).

2. Чтоб писалось туго и читалось туго, неудобнее смазных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок и петель и заплат, занозистая поверхность, сильно шероховатая. В поэзии Д.Бурлюк, В.Маяковский, Н.Бурлюк и Б.Лившиц, в живописи Д.Бурлюк, К.Малевич).

У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел...

Здесь окраску даёт бескровное пе... пе... Как картины, писанные киселём и молоком, нас не удовлетворяют и стихи, построенные на

па-па-па
пи-пи-пи
ти-ти-ти
и т. п.

Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звуко и словосочетания:

дыр, бул, щыл,
убещур
скум
вы со бу
р л эз

(Кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина)…

До нас предъявлялись следующие требования языку: ясный, чистый, честный, звучный, приятный (нежный) для слуха, выразительный (выпуклый, колоритный, сочный).

Впадая в вечно игривый тон наших критиков, можно их мнения о языке продолжить, и мы заметим, что все их требования (о ужас!) больше приложимы к женщине как таковой, чем к языку как таковому…

Мы же думаем, что язык должен быть прежде всего языком, и если уж напоминать что-нибудь, то скорее всего пилу или отравленную стрелу дикаря.

Из вышеизложенного видно, что до нас речетворцы слишком много разбирались в человеческой "душе” (загадке духа, страстей и чувств), но плохо знали, что душу создают баячи, а так как мы, баячи будетляне, больше думали о слове, чем об затасканной предшественниками «Психее», то она умерла в одиночестве, и теперь в нашей власти создать любую новую... Захотим ли?

Нет!..

Пусть уж лучше поживут словом как таковым, а не собой. Так разрешаются (без цинизма) многие роковые вопросы отцов, коим и посвящаю следующее стихотворение:

поскорее покончить
недостойный водевиль —
о, конечно
этим никого не удивишь.
жизнь глупая шутка и сказка
старые люди твердили...
нам не нужно указки
и мы не разбираемся в этой гнили...

Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык). Этим достигается наибольшая выразительность, и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык…

Любят трудиться бездарности и ученики. (Трудолюбивый медведь Брюсов, пять раз переписывавший и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев), это же относится и к читателю.

Речетворцы должны бы писать на своих книгах: прочитав, разорви!

А.Кручёных и В.Хлебников
1913


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Василий КАМЕНСКИЙ

Степан Разин (отрывок из поэмы)

На струг вышел Степан —
Сердцем яростным пьян.
Волга — синь — океан.
Заорал Атаман:
"Сарынь на кичку!”
Ядрёный лапоть
Пошёл шататься
По берегам.
Сарынь на кичку!
        В Казань!
        В Саратов!
В дружину дружную
        На перекличку,
        На лихо лишное
Врагам!
Сарынь на кичку!
Бочонок с брагой
        Мы разопьём
                У трёх костров.
И на привольи
        Волжском вагой
Зарядим пир
        У островов.
        Сарынь
        На
Кичку!
        Ядрёный лапоть,
        Чеши затылок
        У подлеца.
Зачнём
С низовья
Хватать,
Царапать
        И шкуру драть —
        Парчу с купца.
Сарынь на кичку!
Кистень за пояс;
        В башке зудит
                Разгул до дна.
Свисти!
        Глуши!
                Зевай!
                        Раздайся!
Слепая стерва,
                    Не попадайся! Вва!
Сарынь на кичку!


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

В.КАМЕНСКИЙ

Жонглёр

        Згара-амба
        Згара-амба
        Згара-амба
        Амб.
        Амб-знара-амба
        Амб-знара-амба
        Амб-знара-амба
        Амб.
        Шар-шор-шур-шир.
        Чин-драх-там-дззз.
Шар-диск
Лам-диск
Брось-диск
Иск-иск-иск-иск.
Пень. Лень. День. Тень.
Перевень. Перемень.
Пок. Лок. Док. Ток.
Перемок. Перескок.
Рча-рча.
Амс.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Олівець (23.09.2015)
Просмотров: 590 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0