Пятница, 09.12.2016, 18:28

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок-конкурс “В гостях у сказки”

Цель: Способствовать более глубокому и расширенному постижению содержания и поэтики народных сказок, развивать умение ориентироваться в тексте.

Предварительное задание: сформировать три команды (по рядам) – зайцы, волки, лисы, выбрать капитана, придумать элементы костюмов и приветствие; прочитать 3-4 сказки по выбору (о животных и волшебные); подготовить инсценировку отрывка из народной сказки).

Оборудование: Фонограмма песни "В гостях у сказки”, иллюстрация к любимым сказкам, репродукции картин художников.

Ход урока

  1. Подготовка к восприятию темы. Звучит фонограмма песни "В гостях у сказки”. Учитель: Как вы думаете, ребята, чему будет посвящен наш сегодняшний урок внеклассного чтения?
  2. Слово учителя. Устное народное творчество – сокровищница народной мудрости, и русская народная сказка, пожалуй, составляет самую любимую и популярную его сторону. Сказка – это не просто интересный рассказ, это особое создание.

    Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил особенность сказки. Наверное, вам не раз приходилось слышать или самим говорить тем, кто сообщает о чем-то, - "в это трудно поверить”, "все это сказки”, "не рассказывай мне сказки”. Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней: "Сказка – складка, песня – быль”, "Сказка – ложь, а песня – правда”. О каком свойстве сказок все это говорит? О таком, что сказка повествует о событиях, которые в жизни не могут быть, в основе сказки – всегда вымысел.

    И в самом деле, разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу в проруби? Трудно представить себе в жизни и то, о чем поведала сказка "Царевна-лягушка”: Иван-царевич женился на лягушке, совершающей немыслимые чудеса. И, конечно же, вряд ли можно встретить в жизни человека, который верил бы, что из тучи вместо дождя падают блины, в рыболовные сети в реке ловятся зайцы, а на деревьях в лесу растут щуки.

    Постановка проблемного вопроса. Так что же, сказка говорит нам только о том, чего никогда не было и не может быть? Неужели она нужна только затем, чтобы удивить нас, поразить наше воображение? Или еще зачем-то?

    Об этом нам и предстоит поразмыслить сегодня на уроке. А потому мы с вами войдем в сказку.

  3. Восприятие, осознание, осмысление темы.

Разминка. Представление команд.

  • С чего обычно начинается сказка? (С зачина). Проведем небольшую разминку. Аукцион зачинов. Чья команда последней назовет зачин, та и получит первое очко. (Команды называют зачины).

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, где дождь из земли вырастает, а солнце на бороде расцветает, стоял чудесный лес (не простой лес). В том лесу на сказочной поляне собрались звери (сказочные, необычные).

Семья волков во главе с …Серым Хвостом…

Семья лисиц во главе с … Патрикеевной…

Семья зайцев во главе с …Благородным Сердцем…

Собрались звери, чтобы узнать, кто из них более достоин в сказках участвовать. Каждый хочет доказать свою правоту.

Конкурс 1.

  1. Доказать, что без вашего зверя русская сказка обойтись не может.
  2. Оценка костюмов.

(Например, Волк. Волк – это волшебный зверь. Недаром даже слова эти начинаются одинаково – вол. Только подумайте, в скольких сказках волки другим помогают! Без Серого Волка Иван-царевич не нашел бы Жар-птицу, Коня Чудесного, Елену Прекрасную. А разве не Волк его от смерти спас? А то, что глуп я иногда бываю, так разве в этом беда? Разве без нас, Волков, зло было бы наказано? Ведь это Волчиха поймала зайца, в котором была утка, в котором было яйцо с иглой, где пряталась смерть Кощея.)

Вывод – все звери в сказках просто необходимы, без них сказки бы вовсе не было.

Конкурс 2.

По строчкам угадать сказку.

  1. "Что бог дал? – спросил Волк. – Початочек, - ответила Лиса”. ("Лиса-повитуха”).
  2. "Битый небитого везет”. ("Лисичка-сестричка и Серый Волк”).
  3. "Вот их набилось там в яме четверо и стали они горевать, как им еду добывать”. ("Звери в яме”).
  4. "Не обессудь, любезный кум, больше потчевать нечем”. ("Лиса и журавль”).
  5. "Цапля, я вздумал на тебе жениться, пойди за меня”. ("Журавль и цапля”).
  6. "Пустите меня ночевать. Я сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку”. ("Лисичка со скалочкой”).

Конкурс 3.

Угадай героя по характеристике.

  1. Черты этого персонажа – хитрость, ловкость, изворотливость, лицемерие. (Лиса).
  2. Безобидный, немного трусливый, беззащитный и очень добрый и доверчивый. (Заяц).
  3. Он является воплощением глупости, часто его оставляют в дураках, хотя он один из самых опасных и сильных зверей. (Волк).

Какие же качества присущи персонажам сказок о животных? (Качества людей). Да, за каждым сказочным животным закреплены черты человека, так отразилась в сказках вера древних людей в разум и силу окружающего природного мира.

Но… быстро сказка сказывается, нескоро дело делается. Подходим мы постепенно к сказке волшебной, где звери служат героям помощниками, где "на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей”.

А кто живет в этой избушке? (Баба Яга).

Баба Яга не хочет пускать нас в волшебную сказку, пока мы не выполним ее задания.

Конкурс 4.

  1. Назовите сказочные жилища. (Боярский терем и купеческий двор в "Царевне-лягушке”, дворец царский, избушка на курьих ножках в сказке "Поди туда – не знаю куда”, рукавичка – сказка "Рукавичка”, терем-теремок – сказка "Теремок”, подводное царство – сказка "Варвара Краса Длинная Коса” и др.)
  2. Назовите волшебные предметы. (Игла – "Кощей Бессмертный”, дубинка – "По щучьему веленью”, кольцо – "Сивка-бурка”, клубок ниток – "Царевна-лягушка”, шапка-невидимка – "Ночные пляски” и др.)
  3. Элементы сказочного ландшафта: В какой сказке растет репка? ("Репка”). Где можно увидеть яблоню с золотыми яблочками? ("Иван-царевич и Серый Волк”). Где текут молочные реки – кисельные берега? ("Гуси-лебеди”). Где есть источники с живой и мертвой водой? ("Белая уточка”, "Сказка о молодильных яблоках и живой воде”).
  4. Назовите сказки, представленные на картинах художников (Васнецов, Билибин. Поленов и др.)

Баба Яга: Ну, что ж, деточки, вы справились с моими вопросами, а потому я пущу вас в гости к волшебным героям.

Конкурс 5. Представить инсценировку отрывка из народной сказки. Остальные участники должны узнать, о какой сказке идет речь.

Обобщающие вопросы:

Почему в волшебных сказках так часто встречаются другие царства, волшебные герои? Чем объяснить представления древних людей о них? (Люди не могли объяснить многих явлений природы с точки зрения науки, а потому наделяли природу магическими силами).

Чем объяснить, что в некоторых сказках растут бобы, репа, горох, а в других – молодильные яблоки, имеются источники с живой и мертвой водой? (Сказки отражали реальную жизнь людей, но и их мечты также воплотились в сказках).

Чему же нас учит сказка? (Лучшим нравственным качествам).

Подсчет очков, определение победителей, награждение "сказочными грамотами”.

Итоги, выводы. Мы снова вернулись к вопросу – для чего нужны сказки? Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Замечательный поэт А. Прокофьев так писал о сказке:

Я знаю Россию по сказкам,
Где рядом леса и луга,
И где на тропиночке вязкой
Яга – Костяная нога;
Я знаю Россию по сказкам,
Которые в детстве слыхал,
В которых ни разу, ни разу
Великий народ не солгал.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (26.05.2013)
Просмотров: 1108 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0