Цель: Способствовать более глубокому и
расширенному постижению содержания и поэтики
народных сказок, развивать умение
ориентироваться в тексте.
Предварительное задание: сформировать три
команды (по рядам) – зайцы, волки, лисы, выбрать
капитана, придумать элементы костюмов и
приветствие; прочитать 3-4 сказки по выбору (о
животных и волшебные); подготовить инсценировку
отрывка из народной сказки).
Оборудование: Фонограмма песни "В гостях у
сказки”, иллюстрация к любимым сказкам,
репродукции картин художников.
Подготовка к восприятию темы. Звучит
фонограмма песни "В гостях у сказки”. Учитель:
Как вы думаете, ребята, чему будет посвящен наш
сегодняшний урок внеклассного чтения? Слово учителя. Устное народное творчество
– сокровищница народной мудрости, и русская
народная сказка, пожалуй, составляет самую
любимую и популярную его сторону. Сказка – это не
просто интересный рассказ, это особое создание. Народ сам в своих пословицах и поговорках
отметил особенность сказки. Наверное, вам не раз
приходилось слышать или самим говорить тем, кто
сообщает о чем-то, - "в это трудно поверить”,
"все это сказки”, "не рассказывай мне сказки”.
Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с
песней: "Сказка – складка, песня – быль”,
"Сказка – ложь, а песня – правда”. О каком
свойстве сказок все это говорит? О таком, что
сказка повествует о событиях, которые в жизни не
могут быть, в основе сказки – всегда вымысел. И в самом деле, разве можно поверить в то, что
лиса научила волка ловить хвостом рыбу в проруби?
Трудно представить себе в жизни и то, о чем
поведала сказка "Царевна-лягушка”: Иван-царевич
женился на лягушке, совершающей немыслимые
чудеса. И, конечно же, вряд ли можно встретить в
жизни человека, который верил бы, что из тучи
вместо дождя падают блины, в рыболовные сети в
реке ловятся зайцы, а на деревьях в лесу растут
щуки. Постановка проблемного вопроса. Так что же,
сказка говорит нам только о том, чего никогда не
было и не может быть? Неужели она нужна только
затем, чтобы удивить нас, поразить наше
воображение? Или еще зачем-то? Об этом нам и предстоит поразмыслить сегодня на
уроке. А потому мы с вами войдем в сказку.
- Восприятие, осознание, осмысление темы.
Разминка. Представление команд.
- С чего обычно начинается сказка? (С зачина).
Проведем небольшую разминку. Аукцион зачинов.
Чья команда последней назовет зачин, та и получит
первое очко. (Команды называют зачины).
Итак, в некотором царстве, в некотором
государстве, где дождь из земли вырастает, а
солнце на бороде расцветает, стоял чудесный лес
(не простой лес). В том лесу на сказочной поляне
собрались звери (сказочные, необычные).
Семья волков во главе с …Серым Хвостом…
Семья лисиц во главе с … Патрикеевной…
Семья зайцев во главе с …Благородным Сердцем…
Собрались звери, чтобы узнать, кто из них более
достоин в сказках участвовать. Каждый хочет
доказать свою правоту.
Конкурс 1.
- Доказать, что без вашего зверя русская сказка
обойтись не может.
- Оценка костюмов.
(Например, Волк. Волк – это волшебный зверь.
Недаром даже слова эти начинаются одинаково –
вол. Только подумайте, в скольких сказках волки
другим помогают! Без Серого Волка Иван-царевич не
нашел бы Жар-птицу, Коня Чудесного, Елену
Прекрасную. А разве не Волк его от смерти спас? А
то, что глуп я иногда бываю, так разве в этом беда?
Разве без нас, Волков, зло было бы наказано? Ведь
это Волчиха поймала зайца, в котором была утка, в
котором было яйцо с иглой, где пряталась смерть
Кощея.)
Вывод – все звери в сказках просто необходимы,
без них сказки бы вовсе не было.
Конкурс 2.
По строчкам угадать сказку.
- "Что бог дал? – спросил Волк. – Початочек, -
ответила Лиса”. ("Лиса-повитуха”).
- "Битый небитого везет”. ("Лисичка-сестричка и
Серый Волк”).
- "Вот их набилось там в яме четверо и стали они
горевать, как им еду добывать”. ("Звери в яме”).
- "Не обессудь, любезный кум, больше потчевать
нечем”. ("Лиса и журавль”).
- "Цапля, я вздумал на тебе жениться, пойди за
меня”. ("Журавль и цапля”).
- "Пустите меня ночевать. Я сама лягу на лавочку,
хвостик под лавочку, скалочку под печку”.
("Лисичка со скалочкой”).
Конкурс 3.
Угадай героя по характеристике.
- Черты этого персонажа – хитрость, ловкость,
изворотливость, лицемерие. (Лиса).
- Безобидный, немного трусливый, беззащитный и
очень добрый и доверчивый. (Заяц).
- Он является воплощением глупости, часто его
оставляют в дураках, хотя он один из самых
опасных и сильных зверей. (Волк).
Какие же качества присущи персонажам сказок о
животных? (Качества людей). Да, за каждым
сказочным животным закреплены черты человека,
так отразилась в сказках вера древних людей в
разум и силу окружающего природного мира.
Но… быстро сказка сказывается, нескоро дело
делается. Подходим мы постепенно к сказке
волшебной, где звери служат героям помощниками,
где "на неведомых дорожках следы невиданных
зверей, избушка там на курьих ножках стоит без
окон, без дверей”.
А кто живет в этой избушке? (Баба Яга).
Баба Яга не хочет пускать нас в волшебную
сказку, пока мы не выполним ее задания.
Конкурс 4.
- Назовите сказочные жилища. (Боярский терем и
купеческий двор в "Царевне-лягушке”, дворец
царский, избушка на курьих ножках в сказке "Поди
туда – не знаю куда”, рукавичка – сказка
"Рукавичка”, терем-теремок – сказка "Теремок”,
подводное царство – сказка "Варвара Краса
Длинная Коса” и др.)
- Назовите волшебные предметы. (Игла – "Кощей
Бессмертный”, дубинка – "По щучьему веленью”,
кольцо – "Сивка-бурка”, клубок ниток –
"Царевна-лягушка”, шапка-невидимка – "Ночные
пляски” и др.)
- Элементы сказочного ландшафта: В какой сказке
растет репка? ("Репка”). Где можно увидеть яблоню
с золотыми яблочками? ("Иван-царевич и Серый
Волк”). Где текут молочные реки – кисельные
берега? ("Гуси-лебеди”). Где есть источники с
живой и мертвой водой? ("Белая уточка”, "Сказка
о молодильных яблоках и живой воде”).
- Назовите сказки, представленные на картинах
художников (Васнецов, Билибин. Поленов и др.)
Баба Яга: Ну, что ж, деточки, вы справились с
моими вопросами, а потому я пущу вас в гости к
волшебным героям.
Конкурс 5. Представить инсценировку отрывка
из народной сказки. Остальные участники должны
узнать, о какой сказке идет речь.
Обобщающие вопросы:
Почему в волшебных сказках так часто
встречаются другие царства, волшебные герои? Чем
объяснить представления древних людей о них?
(Люди не могли объяснить многих явлений природы с
точки зрения науки, а потому наделяли природу
магическими силами).
Чем объяснить, что в некоторых сказках растут
бобы, репа, горох, а в других – молодильные
яблоки, имеются источники с живой и мертвой
водой? (Сказки отражали реальную жизнь людей, но и
их мечты также воплотились в сказках).
Чему же нас учит сказка? (Лучшим нравственным
качествам).
Подсчет очков, определение победителей,
награждение "сказочными грамотами”.
Итоги, выводы. Мы снова вернулись к вопросу –
для чего нужны сказки? Сказка - ложь, да в ней
намек, добрым молодцам урок. Замечательный поэт
А. Прокофьев так писал о сказке:
Я знаю Россию по сказкам,
Где рядом леса и луга,
И где на тропиночке вязкой
Яга – Костяная нога;
Я знаю Россию по сказкам,
Которые в детстве слыхал,
В которых ни разу, ни разу
Великий народ не солгал. |