Воскресенье, 05.05.2024, 12:57


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УРОК АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ "ДВЕ КАТЕРИНЫ"

Цель урока: в результате сравнительного анализа выявить сходство и различие произведений (жанр, сюжет, образы).

Задачи урока:

  • аналитическая работа с текстом;
  • повторение литературоведческих понятий: очерк, хроника, повесть, рассказ;
  • привитие интереса к творчеству Н.С.Лескова.

Эпиграф урока:

"Я смело, даже, может быть дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не себе этого ни в какую заслугу”.
 Н.С.Лесков

Ход урока

– Вы прочитали произведение Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда”. Ваши впечатления?
– Какова жанровая принадлежность произведения?

(ХРОНИКА – (с греч. – относящийся ко времени) – историческое повествование, где события описаны по годам.


ОЧЕРК – прозаический документальный жанр. Очерк чаще всего посвящается современной автору жизни и людям. В то же время очерк сохраняет особенности образного отражения жизни, и в это смысле очерк приближается к рассказу.


РАССКАЗ –малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц – особенность этой жанровой формы.


ПОВЕСТЬ – жанр повествовательной литературы, по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман. Чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя.)

– Да, несомненно, это повесть. Но почему Лесков определил жанр этого произведения как очерк?

("Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле”,– писал Н.С.Лесков. В повести, по-видимому, отразилось одно из ранних орловских впечатлений Лескова, пришедшее ему на память: "Раз одному соседу-старику, который "зажился” за семьдесят годов и пошел в летний день отдохнуть под куст смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч… Я помню, как его хоронили… Ухо у него отвалилось… Потом ее на Ильинке (площади) "палач терзал”. Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая…” (" Как я учился праздновать”. Из детских воспоминаний писателя.)

– И все же это повесть.
– Давайте обратимся к названию повести. В чем необычность?

(Леди Макбет – шекспировский размах, Мценский уезд – глухая российская провинция.)

– Главная героиня повести – Катерина Львовна Измайлова. Судьбу какой другой героини напоминает ее судьба?

(Катерины Кабановой из пьесы А.Н.Островского "Гроза”. Сюжетные параллели: молодая купеческая жена расстается с мужем, на время уезжающим из дома. Во время разлуки к героиням приходит любовь. Трагическая развязка.)

– Обнаруженное сходство не случайность. Н.С.Лесков в этом произведении полемизирует с Островским. Противопоставление Измайловой и Кабановой выявляет прямо противоположные стихии русского национального характера.

Работа с текстами произведений.

– Как жили героини до замужества?
– Как ведут себя героини после замужества?

(Катерина Кабанова – внутреннее беспокойство, тоска о былом, попытка "полюбить” мужа.

Катерина Измайлова – сонное оцепенение, доходящее до одури.)

– Как приходит к героиням любовь?

(К Катерине Кабановой – словно "мечта-какая-то” Сама эта мечта окрашена поэтической образностью народной лирической песни. Чувство долга. Психологическая драма, заставляющая и радоваться, и страдать.
К Катерине Измайловой любовь приходит как игра от скуки.)

– И в повести Лескова, и в "Грозе” мы слышим народные, фольклорные мотивы. Какова их роль?

(В"Грозе”– естественный способ внутреннего душевного самовыражения героини.


В лесковской повести песенная цитата – своеобразное речевое клише, которым в совершенстве владеет Сергей.)

– Итак, одна и та же ситуация приводит героинь Островского и Лескова к прямо противоположным действиям, определяющим развитие сюжета в драме и в повести. Каким?

(Катерина Кабанова – нравственное страдание, невозможность жить в ладу с собой.
Катерина Измайлова не ведает рефлексии. Внутренних преград для страсти нет. История ее любви – это история преступлений.)

– Что стало причиной смерти Бориса Тимофеевича?
– Изменилось ли поведение Катерины Измайловой после смерти свекра?
– Каков смысл эпиграфа?
– Второе преступление. Кто виноват в смерти Зиновия Борисовича? Что потрясло вас в этой сцене больше всего? Какая деталь?
– Можно ли было предсказать третье преступление?
– Какие цели преследуют любовники?

(Сергей – богатство, Катерина Львовна – его любовь.)

– Разоблачение преступников и их наказание – это сюжетный итог повествования?
– Как меняется поведение героини после ареста?
– Отношение к родившемуся ребенку?
– Что изменилось в поведении Катерины на этапе? Какое чувство она вызывает?
– Какое испытание было самым страшным для Катерины Измайловой?

(Унижение со стороны Сергея, понимание того, что ее не любили.)

– Смерть героинь. Почему? Как умирают?
– Кто виноват в разыгравшейся трагедии? Д.Шостакович, создавший оперу "Катерина Измайлова” оправдывает героиню, обвиняя окружающее ее общество. Как считаете вы?
– Что нового сказал Н.С.Лесков о русском национальном характере? В чем полемика с Островским?
– В позднейшей беседе с В.В.Крестовским Н.С.Лесков вспоминал: "А я вот, когда писал свою "Леди Макбет”, то под влиянием Взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которые мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов”

Таких ужасов Лесков, действительно, больше не описывал, но к теме любви, "запретной любви”, невозможной любви он обращался не раз, рисуя неповторимые женские образы.

Домашнее задание.

Прочитать рассказ Лескова "Тупейный художник”. Сравнить его с "Леди Макбет” и с "Сорокой-воровкой” А.И.Герцена.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (05.06.2012)
Просмотров: 1960 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, презентация powerpoint | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0