Вторник, 06.12.2016, 15:13

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Тренировочные материалы для сочинений

Не первый год работая в школе, я вижу, как трудно порой бывает ученикам самостоятельно высказаться, ответить на вопрос, написать сочинение. Именно поэтому уже в среднем звене такое большое внимание уделяю работам, помогающим ребятам разобраться в прочитанном, систематизировать то, что они знают, создать свой, а не списанный текст.

Работы могут быть разные. Представляю на ваш суд несколько тренировочных текстов по литературе.

Задания распечатываются для каждого ученика, и ребята либо работают на готовых листах (вставляют цитаты, добавляют свои суждения, заканчивают предложения), либо переписывают тексты в свои тетради (если нужно текст переписать, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания).

Соответствующие произве­дения в разных программах оказываются в разных классах. При подготовке материалов мною был использован учебник «Литература. Начальный курс. 8 класс» (Авт.-сост. Г.И. Беленький. М.: Мнемозина, 2005).

Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

(Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания; дополните текст подходящими цитатами и своими суждениями.)

Мцыри плен...ый ребёнок выросший в монастыре, готовящийся стать монахом. Но по характеру он не похож на настоящих иноков. Главная заповедь монаха быть смиренным, отрешит...ся от мира, от его радостей. А главная черта и Мцыри-ребёнка, и Мцыри-юноши ... (дополните своим суждением и приведите доказательство — цитату из текста). Все думали, что "к плену он привык, стал понимать чужой язык”, а на самом деле герой ... (цитата). И вот "в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала” остальных обитателей монастыря, он убежал. Почему?

Можно назвать несколько причин его бегства. Во-первых, всю сознательную жизнь он провёл в плену, и поэтому естественно его желание увидеть родину (цитата). Во-вторых, кроме монастыря он н...чего не видел, а человеку, особенно молодому, хочется узнать что(то) новое (цитата). И наконец, стать монахом — значит уйти из мира, спрятат...ся от него за высокими стенами обители. Но Мцыри ещё так молод. Он считает, что монахом можно стать в старости, потому что ... (дополните своим суждением). Об этом он и говорит в своей исповеди (цитата).

Три дня проведен...ые вне стен монастыря являются главными в его жизни (цитата). Это подчёркивает и композиция поэмы: рассказу о жизни Мцыри в монастыре посвящено ... глав, а о жизни на воле повествуют ... глав.

Многое узнал герой за это короткое время: увидел, как божествен...о прекрасен мир (цитата); почу...ствовал, как пр...тягательна может быть "безыскусственная” песня молодой грузинки (цитата); ощутил, как может сердце жаждать битвы при встрече с барсом (цитата).

(Не)смотря на молодость и огромное желание жить, Мцыри погибает. И гибель его закономерна, причём сам герой понимает это. Он объясняет на исповеди, почему заслужил такой жребий (цитата).

Поэма заканчивается гибелью героя. Однако мы не воспринимаем её как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадёжности, потому что ... (ваш ответ).

Челкаш и Гаврила в рассказе М.Горького «Челкаш»

(Спишите текст, выполните задания.)

Рассказ М.Горького «Челкаш» — это (выберите нужное: рассказ, повествование, сообщение) о том (выберите нужное):

  • как созданные людьми машины "поработили и обезличили их”;
  • о маленькой психологической "драме, разыгравшейся между двумя людьми”;
  • как жажда наживы может изменить человека, превратить его в преступника;
  • как Челкаш и Гаврила преступным путём заработали много денег.

В центре рассказа — два героя: Челкаш и Гаврила. Их объединяет то, что оба они ... (ваш ответ).

Во всем же другом они различны. Если Челкаш — это (какой человек — наиболее яркие черты внешности, характера), то Гаврила (какой человек — наиболее яркие черты внешности, характера). Разный у них и жизненный опыт (опытность Челкаша противопоставлена молодости и наивности Гаврилы; в доказательство привести соответствующие цитаты).

Несмотря на нищету обоих, можно сказать, что имущественное положение у них разное. Челкаш — настоящий босяк, ничего своего не имеющий. У него сегодня может быть 500 рублей (огромные по тем временам деньги!), а завтра ему нечем будет заплатить в трактире за обед. Гаврила же имеет кое-какие "пожитки”, причём относится к ним бережно. (Приведите цитату-доказательство, органично включив её в свой текст.)

По-разному относятся герои к деньгам. Челкашу деньги достаются легко, и так же легко он с ними расстаётся. Иное дело Гаврила (как он зарабатывает на жизнь?). Но разница не только в этом. (Зачем деньги Челкашу и зачем Гавриле? На что готов Челкаш ради денег и на что Гаврила?) М.Горький на примере образов главных героев рассказа показывает разное отношение к жизни, к миру. Одни люди сохраняют человеческое достоинство при любых обстоятельствах, другие ради наживы готовы унижаться.

Симпатии автора, конечно же, на стороне Челкаша. (Как бы вы доказали это? А как думаете вы, кто из этих героев страшнее, хуже? Почему Челкаш называет Гаврилу "жалким рабом”, что он вкладывает в это понятие?)

Анализ эпизода

«Первая встреча Хлестакова и городничего» из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

(Вставьте в указанные места подходящие слова, выберите нужные цитаты.)

1. Какие чувства герои испытывают перед встречей? Как автор показывает это?

И Хлестаков, и городничий испытывают одинаковые чувства: они _______.

Городничий знает, что в "его” городе нет порядка. Он сам говорит об этом (выберите подходящую цитату).

А) "...У меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждёшь, что вот отворится дверь и — шасть”.

Б) "...высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье!”

В) "...по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам” (говорит он чиновникам).

Хлестаков уже ___ недели живёт в этом городе. Он задолжал трактирщику, и тот грозился (вставьте цитату, убрав из неё лишние слова). "Он, никак, хотел идти сегодня жаловаться городничему”.

Автор показывает чувства героев, используя прежде всего ремарки (вставьте подходящие ремарки). Так, перед появлением в комнате городничего Хлестаков ______________________, а когда тот входит в комнату, оба ____________________________. Кроме того, речь Хлестакова выдаёт его состояние: если сначала он "______ ____”, то потом говорит громко, "___________”, хочет показать свою "значительность”, грозит городничему: "___________________________________ ”.

2. Как ведут себя герои во время разговора?

В отличие от Хлестакова городничий (выберите нужное):

А) просчитывает свои действия и слова;

Б) на протяжении всего разговора испытывает страх;

В) всё время думает, как бы дать ревизору взятку.

Поэтому всё время говорит "в сторону”, то есть "про себя”. И "речь” его для "ревизора” и "для себя” разная. Когда городничий говорит "сам с собой” ... В разговоре же с "ревизором” ... (выберите и вставьте нужные фразы; выберите подходящие цитаты из списка):

А) он не стесняется в выражениях;

Б) это речь культурного человека;

В) в его речи много грубоватых, разговорных слов и выражений;

Г) это речь человека, старающегося расположить к себе собеседника.

Цитаты:

  • "О, да с ним нужно держать ухо востро!”
  • "Благое дело изволите предпринять”.
  • "Прошу посмотреть, какие пули отливает! и старика отца приплёл”.
  • "Справедливо изволите заметить”.

С одной стороны, городничий очень тонко старается польстить столичному гостю (подберите подходящую цитату).

________________________________________

________________________________________

________________________________________

С другой стороны, себя он тоже хочет выставить в выгодном свете: говорит о себе не только как о честном государственном служащем, но и как о добродетельном человеке (докажите словами из речи городничего).

________________________________________

________________________________________

Хлестаков в этом эпизоде говорит искренне, ничего про себя не выдумывает (как в сцене безудержного хвастовства в доме городничего). Он говорит (выберите подходящие слова):

  • "Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню”.
  • "Меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко”.
  • "Здесь не те потребности, душа моя жаждет просвещения”.
  • "Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки”.

Но городничий и не думает верить ему, считая Хлестакова "тонкой штукой”, то есть (объясните, как вы понимаете эти слова) ____________________. Так происходит потому, что (закончите предложение).

3. Какой момент является поворотным в разговоре? Почему проходит испуг героев?

Городничий даёт деньги "ревизору”, причём преподносит это не как взятку, а как (закончите предложение)_________________________. Он так поясняет Хлестакову свои действия (вставьте подходящую цитату).

________________________________________

________________________________________

После того как "проверяющий” взял деньги, городничий испытывает чувство (выберите нужное: ужаса, стыда, облегчения, благодарности, радости, волнения + цитата): ______________________________. Ведь таким образом ревизор заключает своего рода соглашение: "закрыть глаза” на преступления чиновников.

Хлестаков же даже не задумывается над тем, почему вдруг человек ни с того ни с сего даёт незнакомому "проезжающему” деньги. Как будто это обычное дело и такое происходит в каждом городе! Это ярко характеризует Хлестакова как человека.

________________________________________

________________________________________

________________________________________

(Вставьте подходящие слова из характеристики, данной автором в «Замечаниях для господ артистов».)

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (22.11.2012)
Просмотров: 2049 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0