Цель:
- Помочь учащимся войти в мир А.П.Чехова.
- Развитие критического мышления.
- Формирование нравственных убеждений.
Оборудование:
- выставка произведений А.П. Чехова;
- воспоминания об А.П. Чехове;
- портреты, фотографии писателя в разные периоды жизни;
- иллюстрации к прочитанным рассказам, компьютер.
Форма урока: урок-исследование.
Ход урока
Какое наслаждение уважать людей!
А.П.Чехов
Мимо всей этой скучной, серой толпы
бессильных людей прошел большой,
умный человек.
М.Горький
I. Чтение подготовленными учениками или учителем отрывков (автор и
произведение не называются, титульный лист книги закрыт):
- из рассказа «Степь»;
- из пьесы «Чайка»;
- рассказ «Наставление».
II. Учитель: Как вы думаете, кому из русских писателей XIX века могли
бы принадлежать эти отрывки?
В чем особенность тональности этих текстов?
III. Вступительное слово учителя.
Учитель: Это Чехов! Вы увидели, как он многогранен, не похож в разных
произведениях. Обратимся к воспоминаниям людей, знавших А.П.Чехова.
Задание для учащихся: какие черты писателя, человека выделяет М.Горький,
И.Эренбург.
IV. Чтение воспоминаний (на ученических столах карточки-информаторы).
М. Горький: «Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в
грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены
голые деревья, тесные дома, серенькие люди. Все так странно – одиноко,
неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали – пустынны и, сливаясь с бледным
небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как
осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы,
тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие
люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. Вот тревожно, как
серая мышь, шмыгает «Душечка» – милая, кроткая женщина, которая так рабски, так
много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не
посмеет, кроткая раба. Рядом с ней грустно стоит Ольга из «Трех сестер»: она
тоже много любит и безропотно подчиняется капризам развратной и пошлой жены
своего лентяя брата, на ее глазах ломается жизнь ее сестер, а она плачет и
никому ничем не может помочь, и ни одного живого, сильного слова протеста против
пошлости нет в ее груди.
Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный,
ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины
и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской
на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
- Скверно вы живете, господа!
- Мы привыкли жить надеждами на хорошую погоду, урожай, на приятный роман,
надеждами разбогатеть или получить место полицеймейстера, а вот надежды поумнеть
я не замечаю у людей. Думаем: при новом царе будет лучше, а через двести лет –
еще лучше, и никто не заботится, чтоб это лучше наступило завтра. В общем –
жизнь с каждым днем становится все сложнее и двигается куда-то сама собою, а
люди – заметно глупеют, и все более людей остается в стороне от жизни.
Антон Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости
ее трагически мрачные шутки; стоит только внимательно прочитать его
«юмористические» рассказы, чтобы убедиться, как много за смешными словами и
положениями – жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор.»
И.Эренбург. Очерки «Перечитывая Чехова»: «Некоторые авторы изображали
Чехова вялым, бездеятельным, называли даже увальнем, а найти в относительно
раннем возрасте ключи к тысячам сердец он смог только потому, что страстно любил
жизнь, не созерцая ее, но в нее вмешиваясь. Позволю себе остановиться на одном
его увлечении, которое, казалось бы не связано с работой писателя: он был
страстным садоводом, сеял, пикировал, пересаживал, подвязывал. Он волнуется,
находясь в Ницце, не растопчут ли в саду его две лилии. Он умоляет в письмах
поливать получше эвкалипты. Садоводство не было для него одной из страстишек,
какими для многих являются рыбалка или охота; он чувствовал в росте куста,
дерева то, что сильней всего его волновало – утверждение жизни.
Люди, встречавшиеся с Чеховым, рассказывают, что дети и животные чувствовали
к нему доверие.»
Учитель: Каким предстал перед вами А.П.Чехов в воспоминаниях
современников? Как это соотносится с вашим прежним представлением о писателе?
V. Учитель. Споры о Чехове начались еще при его жизни. «Чехов и до сих
пор не понят как следует: слишком своеобразный, сложный он был человек», - писал
И.Бунин
- В чем же причина такого своеобразия А.П.Чехова? Обратимся к биографии
писателя.
Сообщения учащихся о жизни А.П.Чехова.
VI. Рефлексия.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали об А.П.Чехове?
VII. Домашнее задание.
Написать эссе «Мой Чехов» или «Почему смех в рассказах А.П.Чехова грустный». |