Сверхзадача урока: развитие
гармонично-развитой личности.
Задачи урока:
обучающая: при помощи работы в малых
группах научить обобщать, систематизировать,
анализировать изучаемый материал;
развивающая: содействовать развитию
самостоятельной инициативы и творческой
активности; развивать познавательный интерес,
речь, внимание, выразительное чтение;
воспитательная: воспитание креативности,
морально-нравственных качеств.
Цель: обобщение знаний по творчеству
А.С.Пушкина.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Методы: словесные, иллюстративные,
проблемные.
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
Оборудование: портреты, иллюстрации,
выставка книг, таблицы.
Эпиграф:
Ах! Ведает мой добрый гений,
Ход урока
I. Вводно-мотивационный
Что предпочел бы я скорей
Бессмертию души моей
Бессмертие моих творений.
А.С.Пушкин
Вступительное слово учителя
Наш урок мне бы хотелось начать известными
пушкинскими строчками:
– О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
– Сегодня в нашей творческой мастерской мы с
вами попытаемся сделать одно из "чудных”
открытий: что же такое стихи: мгновение или
вечность?
Думаю, что все для открытия у нас с вами есть: и
просвещенья дух, и опыт, и гений, и случай.
Тема нашего литературного диалога
начинается Пушкиным. Мы завершили изучение
творчества Поэта, поэтому все наши высказывания,
аргументы, мысли будут, конечно же, связаны с
Пушкиным.
– Наш литературный диалог, по
традиции, мы начнем с вопроса моему
однокласснику. Кто начнет?
II. Актуализация знаний.
Повторение изученного
Какие произведения Пушкина
понравились и почему?
В чем гениальность поэта?
Кто из героев понравился и почему?
Назовите художников, рисовавших
портреты поэта.
III. Операционно-познавательный
Задание: Учащиеся задают вопросы по
творчеству Пушкина друг другу и отвечают на них.
Например:
1. Переход к проблеме урока.
– Если у вас закончились вопросы,
то позвольте мне вам задать вопрос: а что же такое
стихи? Как они создаются?
/Учащиеся отвечают на вопросы/
2. Обобщение учителя
Вы все правы. Стихи отражают мысли и
чувства поэта. В то же время – это всего лишь
строчка поэтического текста. И нужен огромный
талант, чтобы вложить в короткую строчку такое
огромное чувство, как любовь, чувство долга,
благородство или ненависть, печаль, грусть. Иначе
мы, люди 21 века, почему с волнением и трепетом их
читаем?
– Так что же такое стихи: мгновение
или вечность?
IV.
Задание №1 Творческая мастерская.
– Дайте токование лексических
значений словам мгновение и вечность путем
подбора синонимов.
Возможные варианты ответов : миг,
момент – бессмертие.
Слово учителя.
– Пушкин желал своим творениям
бессмертия.
– Ребята, как эти слова изучаются в
лексике?
/антонимы/
– Это противоречие между мгновением и
вечностью мы и попытаемся разрешить в нашей
творческой мастерской открытий.
В наш век стихи живут два-три
мгновенья,
Родившись утром, вечером умрут.
У Ф.М. Тютчева есть слова:
V.
Задание №2. Творческая мастерская.
– При разрешении противоречия можете подтвердить
или опровергнуть это высказывание.
Работа над проблемой в группах /парах/
– Для работы над проблемой вы можете
выбрать любую форму работы: в группах, парах. Решение
проблемы – свое открытие – представить в виде
схемы, кластера, таблицы, тезисов.
VI. Выступление учащихся с решением
проблемы (5 минут на одно выступление)
VII. Вывод:
– Решая противоречия между мгновением
и вечностью, мы сделали чудное открытие: стихи –
вечность. М.Погодин ответил В.М.Тютчеву:
"…стихи, родясь утром, не умирают
вечером, потому что чувства и мысли, их волнующие,
принадлежат к разряду вечных”.
VIII. Презентация домашнего задания.
/Стихи наизусть, викторины, кроссворды,
иллюстрации, эссе и т.д. /
– А сейчас настало время
представить свое домашнее задание. Не забудьте
связать свое выступление с Пушкиным.
IX. Инструктаж домашнего задания
Написать эссе.
X. Рефлексия.
– Какое открытие мы сделали сегодня в
нашей творческой мастерской?
Возможные ответы учащихся: Желание А.С.
Пушкина сбылось. Его творения обрели
бессмертность. Его стихи – вечность. |