I. Начиная урок, спросим детей об их
впечатлениях от повести. Выслушав высказывания
детей, спросим:
— Как вы думаете, прочитанное нами
произведение — рассказ или повесть? Почему?
Прочитаем определение повести (учебник)
и выпишем его себе в тетрадь.
Повесть — один из видов эпического
произведения.
Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия,
один главный герой.
Повесть — средняя форма: две-три сюжетные
линии, два-три главных героя.
Роман — большая форма: несколько сюжетных
линий, большое количество героев.
— Почему «В дурном обществе» мы можем
назвать повестью? Сколько в этом произведении
главных героев? Назовите их.
— Что такое сюжет?
Вспомним, что сюжет — это ряд событий,
положенных в основу произведения.
— Как вы понимаете, что такое "сюжетная
линия”?
Сюжетная линия — ряд событий, происходящих
с одним героем.
— Сколько сюжетных линий можно выделить в
произведении Короленко?
Ответ на этот вопрос будет достаточно сложным
для детей. Выделим линию жизни Васи (отметим
проблему отношения Васи с отцом) и линию жизни
семьи Тыбурция. Пересечение этих линий
приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой
семьи.
Для дальнейшей работы нам понадобится хорошее
знание содержания повести, поэтому предлагаем
составить сложный план повести, выделяя границы
эпизодов. В ходе работы учитель прокомментирует
непонятные для учеников места, выяснит, какие
проблемы оказались для детей актуальными.
II. Образ серого, сонного города. Отношения Васи
с отцом.
Беседа
— От чьего имени ведётся рассказ?
Вася — сын судьи. Судья — едва ли не
единственный представитель закона в маленьком
городке, "местечке”, находящемся на юго-западе
Российской империи.
— Как описывает автор городок, в котором
происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в
этом описании. Какой образ создаёт автор?
"Сонные, заплесневевшие пруды”, "серые
заборы”, "подслеповатые, ушедшие в землю хатки”
— всё это создаёт образ городка, живущего мелкой
жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.
— Что побудило старого Януша прогнать из
замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
"Но Януш и старые ведьмы с криком и
ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая
кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый
будочник, тоже с увесистою дубиной в руках”.
Будочник — полицейский, значит, изгнание
совершалось с ведома и под покровительством
полиции.
— Как складывались отношения Васи с отцом?
Будем осторожны, обсуждая этот вопрос: у многих
учеников в семьях нет благополучия, и нужно быть
внимательными к чувствам детей, чтобы не
травмировать их. Обратим внимание на желание
Васи сблизиться с отцом, на глубокое горе отца
после смерти любимой жены.
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С
этого времени мальчик чувствовал постоянное
одиночество. Отец слишком любил мать, когда она
была жива, и не замечал мальчика из-за своего
счастья. После смерти жены горе мужчины было
таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася
чувствовал горе от того, что умерла мама; ужас
одиночества углублялся, потому что отец
отворачивался от сына "с досадой и болью”. Все
считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и
отец тоже привык к этой мысли.
— Почему мальчик начал бродяжить?
Герой "не встречал привета и ласки” дома, но не
только это заставляло его уходить по утрам из
дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он
не мог примириться с затхлой жизнью городка:
"Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом
и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду
что-то; казалось, что я должен что-то сделать и
могу что-то сделать, но только не знал, что
именно”.
III. Характеристика героя.
В конце урока учитель разделит класс на
несколько групп и объяснит, как выполнять
домашнее задание: составить рассказ о герое.
Как выглядит герой?
Из какой он семьи? Из какого общества?
Какие поступки он совершает?
Какие качества героя проявляются в этих
поступках?
Домашнее задание. Составить рассказы о
Васе; о Валеке; о Марусе (сравнить с Соней); о
Тыбурции. |