Цели уроков:
- показать особое место поэзии начала XX века в
истории русской литературы;
- сформировать представление о поэзии
"серебряного века”;
- познакомиться с избранными страницами русской
поэзии конца XIX – начала XX веков;
- знать характерные черты литературных течений
поэзии "серебряного века”;
- создать у обучающихся общее представление о
поэзии "серебряного века”.
Тип урока: лекция-беседа с
презентацией учебного материала по теме урока,
работа творческих групп.
Оборудование и материалы:
презентация к уроку, сборники стихотворений
поэтов "серебряного века”, аудиозаписи
стихотворений, оформление классной доски,
раздаточный материал с тестами для проведения
контрольного опроса по теме урока.
1-й урок
I. Организация урока.
Вступительное слово учителя.
Что мы ждём от современной литературы?
Помочь разобраться в нашей
действительности.
Выживает тот художник, кто говорит о
современности с позиции вечности.
Велика власть художественного слова в
русском искусстве нашего столетия. Необычна
мелодика, оригинальный, образный строй поэзии,
прозы, драматургии.
Позавчерашний день мы помним лучше
вчерашнего. Девятнадцатое столетие мы знаем
подробнее двадцатого. К этому были вески
исторические основания. Поэтому ясен сегодня
необычайный интерес к так называемым "белым
пятнам” истории, одним из которых и является
"серебряный век”.
Что это за явление в русской
литературе?
Об этом пойдёт речь сегодня.
Лекция учителя.
II. Поэзия "серебряного века” в
контексте истории.
Поэзию "серебряного века” невозможно
представить вне исторического контекста.
Возникновение новых эстетических явлений
происходило на фоне сильного подъёма
философской мысли.
Этот фон составляли русско-японская
война, трагедия на Ходынском поле, потрясения
1905-1907 годов. История в эти годы вторгалась в
повседневную жизнь людей, нарушая её привычное
течение.
Поэзии "серебряного века”
вырабатывает принципиально новую концепцию
человека, стремящегося увидеть в историческом –
личное, сделать опыт веков, движение времён
достоянием своего внутреннего мира.
Начало века Александр Блок определял
как "минуту смятенья и борьбы лжи и правды”.
III. Образование литературных
группировок и наступление "серебряного века”
русской поэзии.
Это смятение и борьба привели к
образованию в литературе многочисленных
группировок, которые вели споры и дискуссии о
сущности слова, о новых путях развития
литературы.
На рубеже веков произошёл неожиданный
взлёт поэзии. Именно этот жанр в литературе
является наиболее мобильным, способным быстро
реагировать на изменения в жизни людей и
общества.
Характер, который приняло возрождение
поэзии в конце XIX века, свидетельствовал о том,
что в истории поэзии наступила новая эпоха,
требовавшая новых принципов художественной
выразительности и поэтической
изобразительности, нового соотношения
поэтического слова и жизни.
Наступил "серебряный век”. Он
характеризуется несколькими сферами
поэтического творчества, каждая из которых имеет
своё имя и свой творческий метод.
IV. О термине "серебряный век”.
Сам термин "серебряный век” возник по
аналогии с золотым веком русской поэзии – первой
половиной XIX века, времени, когда творили
Александр Сергеевич Пушкин, Александр Сергеевич
Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Василий
Андреевич Жуковский и другие известные и
знаменитые поэты.
Сами термины восходят к античной
литературе, писатели того значительного периода
в истории человечества полагали, что жизнь
человека начинается "золотым”, а заканчивается
"железным” веком.
Применительно к поэзии подобное
обозначение эпох принято возводить к
появившемуся в 1829 году стихотворению Петра
Андреевича Вяземского "Три века поэтов”, в
котором говорится о безвозвратно ушедшем
"золотом веке”.
V. Особенности и границы "серебряного
века” русской поэзии.
Принято считать, что начало
"серебряного века” русской поэзии – 1890-е годы XIX
века, а конец – 1921 год, год смерти Александра
Блока. Хотя эта периодизация условна.
Поэты "серебряного века” следовали
пушкинским традициям, каждый в меру своего
таланта, а их новаторство выражалось в "расширении
художественной впечатлительности” и в
некоторых вполне умеренных реформах стиха.
Хотя хронологически "серебряный век”
русской поэзии занимает два десятилетия, его
значение в истории русской литературы огромно.
Владимир Соловьёв, один из русских
философов, живших в то время, выразил, очертил в
своих проницательных стихах труднейшую задачу
художника новых времён:
Всё, изменяясь, изменило,
Везде могильные кресты,
Но будят душу с прежней силой
Заветы творческой мечты.
Безумье вечное поэта –
Как свежий ключ среди руин…
Времён не слушаясь запрета,
Он в смерти жизнь хранит один.
В процитированных строчках
закодированы линии новой поэзии: поэтика намёка
и иносказания, знаковое наполнение обыденных
слов и т.д.
Ещё одна важнейшая примета нового
искусства – апология мига, мимолётности,
сиюминутности – отчётливо звучит в следующих
стихах В. Соловьёва:
Подвиг сердца женского,
Тень мужского зла,
Солнца блеск вселенского
И земная мгла…
Что разрывом тягостным
Мучит каждый миг –
Всё ты чувством благостным
В красоте постиг.
Владимир Соловьёв стоит у истоков
русского "серебряного века” как старт для
духовного взлёта целой культурной общности
творцов.
VI. Уникальное художественное
пространство поэзии "серебряного века”.
Поэтам "серебряного века” дороги и
близки все явления живой природы, культуры,
Космоса.
Славлю в равной мере
Капельку и море, –
пишет один символист, а другой как бы
откликается:
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я.
Все поэты "серебряного века” любили
свою Родину. Россия для каждого из них была нечто
святым. Споры о сверхчеловеке в начале века
привели к введению новых размеров, воцарению
длинной строки, узаконилась каламбурная рифма.
Поэты начала XX века более, чем их
предшественники, склонны к манифестам,
декларациям с выражением эстетических вкусов,
симпатий и отталкиваний.
Одна из этих программ преподана в
ставших хрестоматийными строчках Валерия
Брюсова:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Заветы модернизма сформулированы
здесь в заострённом виде, однако, именно
беззаветное поклонение искусству сближает
поэтов, относящихся к "серебряному веку”.
Поэзия "серебряного века” – это
уникальное художественное пространство.
2-й урок
Работа творческих групп-теоретиков.
СИМВОЛИЗМ – модернистское течение,
утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме
личности. Основным принципом эстетики является
искусство для искусства”, "тайнопись
неизречённого”, недосказанность, замена образа.
Суть программы – наша задача –
"загипнотизировать читателя” (В.Я. Брюсов),
вызвать у него ответное чувство.
Старшие символисты: В. Брюсов, Ф.
Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, младшие – А.
Блок, К. Бальмонт, А. Белый.
I группа – рассказ о русском
символизме, его особенностях, возникновении,
путях развития, его характерных признаках..
II группа – краткий очерк жизни и
творчества нескольких символистов.
III группа – анализ стихотворений
поэтов-символистов. Использование учебников и
других материалов.
IV группа – оппоненты подводят итоги.
Обобщение учителя.
Поэты-символисты внесли существенный
вклад в развитие отечественной культуры.
Наиболее талантливые из них по-своему
отразили трагизм положения человека, не
сумевшего найти своего места в жизни, в мире,
сотрясаемом грандиозными социальными
конфликтами, пытались отыскать новые способы для
художественного осмысления мира.
Им принадлежат серьёзные открытия в
области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём
музыкального начала.
АКМЕИЗМ (адамизм) – модернистское
течение, сформировавшееся на принципах отказа от
мистической туманности, создание зримого
конкретного образа. Отточенности деталей,
перекличка с минувшими литературными эпохами.
Если символизм – поэзия намёков, то
акмеизм – поэзия точности, ясности.
Суть программы – мы, акмеисты, пришли
на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру
стройность и ясность.
Акмеисты – Н. Гумилёв, С. Городецкий, А.
Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам.
I группа – рассказ о русском
акмеизме, его характерных особенностях,
возникновении, путях развития, признаках.
II группа – краткий очерк жизни и
творчества нескольких акмеистов.
III группа – анализ стихотворений
поэтов-акмеистов с использованием учебника и
дополнительного материал.
IV группа – оппоненты подводят
итоги.
Обобщение учителя.
Акмеисты призывали очистить поэзию от
философии и всякого рода "методологических”
увлечений, от использования туманных намёков и
символов, провозгласив возврат к материальному
миру и принятие его таким, каков он есть: с его
радостями и пороками, злом и несправедливостью,
утверждали принцип "искусство для искусства”.
ФУТУРИЗМ – авангардистское
направление, течение, сформировавшееся на
принципах бунтарства, анархичности
мировоззрения, выражающее массовое настроение
толпы, отрицающее культурное наследие, традиции,
делающее попытку создания искусства,
устремлённого в будущее.
Если символизм – "поэзия намёков”,
акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм –
поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции).
Краткое выражение программы – только
мы – лицо нашего времени, мы презираем славу, мы
бросаем всем и всем, мы во власти тем, а потому мы
– бунтари.
Футуристы – В. Маяковский, В.
Каменский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, И. Северянин, Н.
Асеев, Б. Пастернак.
I группа – рассказ о футуризме, его
особенностях, возникновении, путях развития,
характерных признаках.
II группа – краткий очерк жизни и
творчества И. Северянина, В. Хлебникова.
III группа – анализ сборника
стихотворений И. Северянина "Классические
розы” и других стихов футуристов.
IV группа – оппоненты подводят итоги.
Обобщение учителя.
Футуристы объявляли себя противниками
современного буржуазного общества, уродующего
личность, и защитниками "естественного”
человека, его права на свободное индивидуальное
развитие.
Футуристы с самого начала
провозгласили полный отказ от любых
литературных традиций и в первую очередь от
классического наследия, утверждая, что оно
безнадёжно устарело.
В условиях революционного подъёма и
кризиса самодержавия акмеизм и футуризм
оказались нежизнеспособными и к концу 1910 годов
прекратили своё существование.
ИТОГИ
Русская поэзия "серебряного века”
прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она
забрасывала свои семена в будущее. Нить преданий
и традиций не прервалась. Поэзия рубежа веков –
сложнейшее культурное явление, интерес к
которому только начинает просыпаться. Впереди
нас ждут новые и новые открытия.
Поэзия "серебряного века” отразила в
себе, в своих больших и малых магических зеркалах
сложный и неоднозначный процесс
социально-политического, духовно-нравственного,
эстетического и культурного развития России в
период, отмеченный тремя революциями, мировой
войной и особенно страшной для нас – войной
внутренней, гражданской.
Русский "серебряный век” неповторим.
Никогда в России не было такого взволнованного
сознания, такого напряжения исканий и чаяний.
Свет незабываемых зорь "серебряного века”
навсегда останется в истории России. |