Воскресенье, 04.12.2016, 02:53

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

“Серебряный век” русской поэзии

Цели уроков:

  • показать особое место поэзии начала XX века в истории русской литературы;
  • сформировать представление о поэзии "серебряного века”;
  • познакомиться с избранными страницами русской поэзии конца XIX – начала XX веков;
  • знать характерные черты литературных течений поэзии "серебряного века”;
  • создать у обучающихся общее представление о поэзии "серебряного века”.

Тип урока: лекция-беседа с презентацией учебного материала по теме урока, работа творческих групп.

Оборудование и материалы: презентация к уроку, сборники стихотворений поэтов "серебряного века”, аудиозаписи стихотворений, оформление классной доски, раздаточный материал с тестами для проведения контрольного опроса по теме урока.

1-й урок

I. Организация урока.

Вступительное слово учителя.

Что мы ждём от современной литературы?

Помочь разобраться в нашей действительности.

Выживает тот художник, кто говорит о современности с позиции вечности.

Велика власть художественного слова в русском искусстве нашего столетия. Необычна мелодика, оригинальный, образный строй поэзии, прозы, драматургии.

Позавчерашний день мы помним лучше вчерашнего. Девятнадцатое столетие мы знаем подробнее двадцатого. К этому были вески исторические основания. Поэтому ясен сегодня необычайный интерес к так называемым "белым пятнам” истории, одним из которых и является "серебряный век”.

Что это за явление в русской литературе?

Об этом пойдёт речь сегодня.

Лекция учителя.

II. Поэзия "серебряного века” в контексте истории.

Поэзию "серебряного века” невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли.

Этот фон составляли русско-японская война, трагедия на Ходынском поле, потрясения 1905-1907 годов. История в эти годы вторгалась в повседневную жизнь людей, нарушая её привычное течение.

Поэзии "серебряного века” вырабатывает принципиально новую концепцию человека, стремящегося увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием своего внутреннего мира.

Начало века Александр Блок определял как "минуту смятенья и борьбы лжи и правды”.

III. Образование литературных группировок и наступление "серебряного века” русской поэзии.

Это смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных группировок, которые вели споры и дискуссии о сущности слова, о новых путях развития литературы.

На рубеже веков произошёл неожиданный взлёт поэзии. Именно этот жанр в литературе является наиболее мобильным, способным быстро реагировать на изменения в жизни людей и общества.

Характер, который приняло возрождение поэзии в конце XIX века, свидетельствовал о том, что в истории поэзии наступила новая эпоха, требовавшая новых принципов художественной выразительности и поэтической изобразительности, нового соотношения поэтического слова и жизни.

Наступил "серебряный век”. Он характеризуется несколькими сферами поэтического творчества, каждая из которых имеет своё имя и свой творческий метод.

IV. О термине "серебряный век”.

Сам термин "серебряный век” возник по аналогии с золотым веком русской поэзии – первой половиной XIX века, времени, когда творили Александр Сергеевич Пушкин, Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Василий Андреевич Жуковский и другие известные и знаменитые поэты.

Сами термины восходят к античной литературе, писатели того значительного периода в истории человечества полагали, что жизнь человека начинается "золотым”, а заканчивается "железным” веком.

Применительно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению Петра Андреевича Вяземского "Три века поэтов”, в котором говорится о безвозвратно ушедшем "золотом веке”.

V. Особенности и границы "серебряного века” русской поэзии.

Принято считать, что начало "серебряного века” русской поэзии – 1890-е годы XIX века, а конец – 1921 год, год смерти Александра Блока. Хотя эта периодизация условна.

Поэты "серебряного века” следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего таланта, а их новаторство выражалось в "расширении художественной впечатлительности” и в некоторых вполне умеренных реформах стиха.

Хотя хронологически "серебряный век” русской поэзии занимает два десятилетия, его значение в истории русской литературы огромно.

Владимир Соловьёв, один из русских философов, живших в то время, выразил, очертил в своих проницательных стихах труднейшую задачу художника новых времён:

Всё, изменяясь, изменило,
Везде могильные кресты,
Но будят душу с прежней силой
Заветы творческой мечты.

Безумье вечное поэта –
Как свежий ключ среди руин…
Времён не слушаясь запрета,
Он в смерти жизнь хранит один.

В процитированных строчках закодированы линии новой поэзии: поэтика намёка и иносказания, знаковое наполнение обыденных слов и т.д.

Ещё одна важнейшая примета нового искусства – апология мига, мимолётности, сиюминутности – отчётливо звучит в следующих стихах В. Соловьёва:

Подвиг сердца женского,
Тень мужского зла,
Солнца блеск вселенского
И земная мгла…
Что разрывом тягостным
Мучит каждый миг –
Всё ты чувством благостным
В красоте постиг.

Владимир Соловьёв стоит у истоков русского "серебряного века” как старт для духовного взлёта целой культурной общности творцов.

VI. Уникальное художественное пространство поэзии "серебряного века”.

Поэтам "серебряного века” дороги и близки все явления живой природы, культуры, Космоса.

Славлю в равной мере
Капельку и море, –

пишет один символист, а другой как бы откликается:

Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я.

Все поэты "серебряного века” любили свою Родину. Россия для каждого из них была нечто святым. Споры о сверхчеловеке в начале века привели к введению новых размеров, воцарению длинной строки, узаконилась каламбурная рифма.

Поэты начала XX века более, чем их предшественники, склонны к манифестам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и отталкиваний.

Одна из этих программ преподана в ставших хрестоматийными строчках Валерия Брюсова:

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Заветы модернизма сформулированы здесь в заострённом виде, однако, именно беззаветное поклонение искусству сближает поэтов, относящихся к "серебряному веку”.

Поэзия "серебряного века” – это уникальное художественное пространство.

2-й урок

Работа творческих групп-теоретиков.

СИМВОЛИЗМ – модернистское течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является искусство для искусства”, "тайнопись неизречённого”, недосказанность, замена образа.

Суть программы – наша задача – "загипнотизировать читателя” (В.Я. Брюсов), вызвать у него ответное чувство.

Старшие символисты: В. Брюсов, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, младшие – А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.

I группа – рассказ о русском символизме, его особенностях, возникновении, путях развития, его характерных признаках..

II группа – краткий очерк жизни и творчества нескольких символистов.

III группа – анализ стихотворений поэтов-символистов. Использование учебников и других материалов.

IV группа – оппоненты подводят итоги.

Обобщение учителя.

Поэты-символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры.

Наиболее талантливые из них по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира.

Им принадлежат серьёзные открытия в области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём музыкального начала.

АКМЕИЗМ (адамизм) – модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности, создание зримого конкретного образа. Отточенности деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.

Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности.

Суть программы – мы, акмеисты, пришли на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру стройность и ясность.

Акмеисты – Н. Гумилёв, С. Городецкий, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам.

I группа – рассказ о русском акмеизме, его характерных особенностях, возникновении, путях развития, признаках.

II группа – краткий очерк жизни и творчества нескольких акмеистов.

III группа – анализ стихотворений поэтов-акмеистов с использованием учебника и дополнительного материал.

IV группа – оппоненты подводят итоги.

Обобщение учителя.

Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода "методологических” увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип "искусство для искусства”.

ФУТУРИЗМ – авангардистское направление, течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие, традиции, делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее.

Если символизм – "поэзия намёков”, акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции).

Краткое выражение программы – только мы – лицо нашего времени, мы презираем славу, мы бросаем всем и всем, мы во власти тем, а потому мы – бунтари.

Футуристы – В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак.

I группа – рассказ о футуризме, его особенностях, возникновении, путях развития, характерных признаках.

II группа – краткий очерк жизни и творчества И. Северянина, В. Хлебникова.

III группа – анализ сборника стихотворений И. Северянина "Классические розы” и других стихов футуристов.

IV группа – оппоненты подводят итоги.

Обобщение учителя.

Футуристы объявляли себя противниками современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками "естественного” человека, его права на свободное индивидуальное развитие.

Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело.

В условиях революционного подъёма и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910 годов прекратили своё существование.

ИТОГИ

Русская поэзия "серебряного века” прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она забрасывала свои семена в будущее. Нить преданий и традиций не прервалась. Поэзия рубежа веков – сложнейшее культурное явление, интерес к которому только начинает просыпаться. Впереди нас ждут новые и новые открытия.

Поэзия "серебряного века” отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской.

Русский "серебряный век” неповторим. Никогда в России не было такого взволнованного сознания, такого напряжения исканий и чаяний.

Свет незабываемых зорь "серебряного века” навсегда останется в истории России.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (05.04.2013)
Просмотров: 8789 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, план-конспект урока русской литерат | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0