Цель: выявить особенности ранней прозы М.
Горького на примере рассказа "Старуха
Изергиль”.
Задачи:
Образовательные:
- рассмотреть проблему героя в ранних рассказах
Горького;
- отметить особенности композиции рассказа
"Старуха Изергиль”как средства раскрытия
идейного содержания;
- выяснить смысл противопоставления героев
рассказа "Старуха Изергиль”;
- провести параллель между библейской легендой о
Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и
различие.
Развивающие:
- развивать навыки анализа художественного
текста, внимание к своеобразию его формы и
содержания;
- развивать у учащихся чувство прекрасного.
Воспитательная:
- подвести учащихся к мысли об уникальности
человеческой жизни, об ответственности за свой
жизненный выбор, о необходимости внимательного и
бережного отношения к окружающим людям.
Оборудование: портрет М. Горького; карточки с
заданиями; презентация к уроку; мультимедиа,
тексты.
Формы работы: беседа, работа с текстом,
сравнительный анализ, составление схемы,
выразительный пересказ, демонстрация
презентации,диалог.
Предварительная подготовка к уроку:
- Чтение ранних романтических рассказов
Горького.
- Индивидуальное задание – подготовить пересказ
легенд о Ларре и Данко, а также библейскую
историю о Моисее.
Эпиграф урока:
"Хочу красоты и всего хорошего”
"Видно ничего не напишу я так стройно и красиво,
как "Старуху Изергиль”. (М. Горький)
Ход урока
1. Вступительное слово
Учитель: Сегодня, ребята, мы
прикоснёмся к красоте…. красоте ранних
романтических рассказов М.Горького, а именно к
рассказу "Старуха Изергиль”. Обратите внимание
на эпиграф урока, эти слова, довольно обычные для
молодого человека 24 лет от роду, были написаны
ещё мало кому известным в России писателем,
вошедшим в литературу под именем М.Горький.
Слайд 1
Жизнь, которую наблюдал А.Пешков(настоящая
фамилия Горького) поражала страшной и странной
путаницей характеров и отношений, необъяснимыми
противоречиями, бесцельностью однообразного
прозябания, рано или поздно кончающегося
смертью.
"Что же есть жизнь? Конечное ничто или же
переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит
меня. Пускай сломает. Я всё-таки не отступлюсь от
него”.
Слайд 2
Ответы на эти вопросы писатель не уставал
искать никогда. Жизнь привычная, зримая,
реальная, преобразованная словом и душой
человеческой, открывала новые, неизвестные
грани, что оказывалось порой более важным и
значительным, чем непосредственные наблюдения.
"Человек рассказывающий” – вот кто поразил
юного Пешкова. Что бы не передавалось изустно –
сказка, легенда, песня, быль, – оно всегда
являлось созданием какого-то особого лица. А
значит, проявлялось главное, что есть в человеке
– способность к творению новых сил жизни,
очеловечиванию её, привнесению в скучную
действительность красоты и добра. Наверное,
поэтому в раннем творчестве М.Горького
встречается много рассказов, где повествование
ведётся не автором, а рассказчиками, причём их
имена нередко становятся названиями
произведений. ("Макар Чудра”, "Емельян Пиляй”,
"Челкаш”).
Есть одна особенность этих произведений –
установка на предельно обобщённый образ. Его
основой становится какая-либо одна черта –
гордость, честность, трусость, благородство.
Герой – повествователь выполняет сложную
функцию. От него исходят обрамляющие легенду
реалии – пейзажи, портреты, скупые, но ёмкие
комментарии услышанного.
Слайд 3
Каждому человеку в жизни представляется
возможность реализовать свой потенциал.
Реализуют его и герои легенд, рассказанных
старухой Изергиль, Ларра и Данко.
2. Рассказ "Старуха Изергиль”
Вопрос 1-го урока – смысл второго эпиграфа.
Вопрос 2-гоурока – в чём смысл композиции
рассказа.
– Обращаю ваше внимание на второй эпиграф.
Что же за стройность и красоту имел в виду
Горький, говоря так о своём рассказе? Попробуем
ответить на этот вопрос в конце урока.
– Рассказ имеет романтический характер.
Давайте вспомним черты романтизма:
- У героя два мира – идеальный и реальный.
- Яркость образов.
- Необычность событий.
- Гиперболизация качеств.
- Патетика.
- Загадочный пейзаж.
Слайды 4, 5
– В какое время суток происходят события в
рассказе? Почему? (Ночью, это самое таинственное
время суток.)
– Какие природные образы вы могли бы выделить? (Море,
искры, небо, ветер, тучи, луна.)
– Какие художественные средства использовал
автор в изображении природы? (Эпитеты,
олицетворение, метафору.)
– Почему именно таким показан пейзаж в природе? (Природа
показана одушевлённой, она живёт по своим
законам. Она красива, величественна, свободна. Но
человек тесно связан с природой, она отражает
внутренний мир человека, его желания, стремления.
И люди, среди которых живёт Изергиль, сродни
природе – сильные, красивые, свободные.)
– Ваши впечатления от рассказа. Как он построен и
в чём смысл изображённой автором композиционной
формы. (Рассказ старухи о своей жизни обрамлён
двумя легендами. В них героиня рассказа выражает
своё представление о людях, о том, что считает
ценным, важным в своей жизни. По этим жизненным
ценностям и мы можем судить о героине рассказа.)
Мы вернёмся к этому вопросу, когда будем говорить
о жизни Изергиль.
3. Легенда о Ларре (пересказ)
– Каким внешним событием рождена легенда? (Тень,
плывущая по небу – тень Ларры.)
– В центре повествования этой легенды –
трагическая судьба сына женщины и орла. Он не
захотел уважать традиции племени, откуда родом
была его мать. Ценил только себя, слышал только
свои желания.
– Почему он так себя ведёт, чем это
мотивировано? (Он таким родился, он – сын орла.)
– Племя его приговорило к одиночеству, а это
самый страшный "зверь” на земле. Справедливо ли
было это решение? Подтвердите текстом. (Небеса
одобрили решение племени.)
– А что добавила Изергиль непосредственно от
себя? ("Вот до чего может довести человека
гордость и непокорность и вот как могут покарать
гордеца бог и люди”.)
– Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы
можете сказать о таком качестве человека, как
гордость? (Нельзя осуждать человека за
гордость, если ему есть чем гордиться и это не
идёт против общечеловеческих ценностей. Ларра
был осуждён не за гордость вообще, а за гордость
эгоиста, попирающего права, честь и достоинство
коллектива.)
– Ребята, есть такое слово – гордыня.
Подумайте, чем различаются два слова – гордость
и гордыня. Запишите.
Гордость – чувство собственного
достоинства, самоуважение. Гордыня
– чрезмерно высокое мнение о себе,
непомерная гордость.
– Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры?
Подтвердите текстом. (Она осудила его за
гордость, но ведь чувство собственного
достоинства было присуще и ей самой. И тогда
станут понятны слова автора, сказанные о старухе:
"И стало почему-то страшно жалко её. Конец
рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим
тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая,
рабская нота”. Следовательно, она осудила и
самоё себя.)
4. Легенда о Данко (пересказ)
– Каким природным явлением рождена легенда о
Данко? (Искры на небе.)
– В основе легенды о Данко лежит библейская
история о Моисее. Давайте вспомним ее и
сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное
сообщение учащегося. (Ученики прослушивают
библейскую историю и сопоставляют ее с легендой
о Данко.)
5. Библейская история о Моисее. Сопоставление
её с легендой о Данко
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из
Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им
очень грустно расставаться с насиженными
местами. Составились обозы, и евреи тронулись в
путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил
своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к
морю, когда увидели позади себя колесницы
египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись:
впереди море, а сзади вооруженное войско. Но
милосердный Господь спас евреев от гибели. Он
велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды
расступились и стали стенами, а посередине стало
сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей
опять ударил палкой по воде, и за спинами
израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно
заботился о них. Господь велел Моисею ударить
палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода.
Много милостей оказывал Господь евреям, но они не
были признательны. За непослушание и
неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет
они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в
землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился
над ними и приблизил их к этой земле. Но в это
время вождь их Моисей умер.
6. Сопоставление Библейской истории и легенды о
Данко
– В чем сходство библейской истории и легенды о
Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных
для дальнейшего проживания мест. Путь
оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с
толпой осложняются, так как люди теряют веру в
спасение).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от
библейской истории? (Моисей опирается на помощь
Бога, так как исполняет его волю. Данко
испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти
их, ему никто не помогает.)
– В жизни человека, ребята, всегда есть место
подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он
должен в первую очередь рассчитывать на свои
силы.
– Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? (Сильным,
смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже
выделяется из толпы своими качествами сильного и
свободного человека, это и сближает его с Ларрой,
однако на этом сходство заканчивается.)
– Как складываются отношения между Данко и
толпой? Работа с текстом. (Сначала люди
"посмотрели и увидели, что он лучший из них”.
Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все
трудности. Затем они "стали роптать на Данко”,
так как путь оказался трудным, многие погибли в
пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. "Люди
в гневе обрушились на Данко” потому что они
устали, обессилили, но им стыдно в этом
признаваться. Люди сравниваются с волками,
зверями, так как вместо благодарности испытывают
к Данко ненависть, готовы растерзать его. В
сердце Данко вскипает негодование, "но от
жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою
гордыню, так как его любовь к людям безгранична.
Именно любовь к людям движет поступками Данко.)
– Итак, мы с вами выяснили, что главная черта
героев – гордость, но мы с вами доказали, что
герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко
раскрывают две концепции жизни. Давайте
отобразим это в схеме:
Слайд 6, 7
7. Рассказ о жизни Изергиль
– Но рассказ называется "Старуха Изергиль”.
И именно она главная героиня. Давайте вновь
обратимся к композиции рассказа. Две легенды
обрамляют повествование Изергиль о себе. Они
помогают нам понять, что ею движет, какой её
характер.
– Какая она, Изергиль? (Это легендарная
личность, сильная, волевая, много видевшая на
своём веку. На её глазах сражались и умирали
солдаты Польши, любила поляка, который воевал за
греков, осуждала русских, ходивших бить мадьяр.
Возможно она была свидетельницей кровавого
подавления революции в Венгрии войсками Николая
1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла
бежать из плена восставшим полякам ).
– К каким людям её влекло? (К сильным, ярким
характерам. Она симпатизирует борцам за свободу.
И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде
всего за их необычность. Идеалы, за которые
борются её любимые, её не интересуют).
– Что является идеалом жизни Изергиль?
(Свободная любовь. И с тем, кто посягает на это
право, она обходится решительно и сурово).
– Итак. С одной стороны Изергиль являет собой
пример, достойный подражания, а с другой стороны
она эгоистична, жила только для себя. И легенды,
рассказанные ей, указывают на противоречивость
её характера. Кроме того, у писателя появляется
возможность сравнить реальную жизнь с миром
легенд.
– Как вы думаете к кому из героев ближе героиня.
Отразите позицию героини и позицию автора,
поставьте стрелочки.
Слайд 8
– Докажите примерами из текста позицию
автора. (Приводятся примеры поступков героини,
строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. "И
вот уже около трёх десятков лет живу здесь…был у
меня молдованин, умер с год тому времени. И живу я
вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.”И
оговорка Изергиль совсем не случайна: она лишний
раз напоминает о глубокой противоречивости
характера героини – её стремления жить вместе с
гордым, вольнолюбивым народом и её индивидуализм
и эгоизм. Даже портрет Изергиль близок портрету
Ларры. Он стал тенью, и её время высушило и внешне
и внутренне.)
– Итак, композиция рассказа раскрывает нам
образ старухи Изергиль, которая в молодости
пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее
свидетельство того, что в жизни каждого человека
есть место и для индивидуализма и для подвига.
Жизненная позиция автора произведения тоже
раскрыта.
– Как вы думаете, почему легендой о Данко
заканчивается рассказ? (Это выражение
авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он
восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой
Данко. Это торжество добра, любви, света над
хаосом, гордыней, эгоизмом.)
– И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького,
взятые эпиграфом к рассказу "Старуха Изергиль”.
Людей, которые посвятили свою жизнь служению
идеалам добра и справедливости, которые подобно
Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на
нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле
и пусть он будет ярким, как искры от горящего
сердца Данко.
8. Домашнее задание
Прочитать рассказы М.Горького "Челкаш”,
"Макар Чудра”. Отметить особенности рассказов,
характерные для Горького. Написать
мини-сочинение на тему "Данко нашего времени”. Презентация к уроку:
http://slovesnik.3dn.ru/load/prezentacii_po_russkoj_literature/literatura_khkh_veka/romanticheskie_proizvedenija_gorkogo_quot_starukha_izergil_quot/9-1-0-67 |