Суббота, 23.11.2024, 04:28


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

РАННЯЯ ЛИРИКА МАЯКОВСКОГО

Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!
В.Маяковский

Творчество поэта-футуриста В.В.Маяковского воспринимается далеко не однозначно. Не вызывает удивления тот факт, что стихотворения этого автора всегда являлись предметом острых споров: мое собственное отношение к этому поэту долгое время оставалось весьма противоречивым. Я с удовольствием декламировала в свое время:

…Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца!

Но многие стихотворения Маяковского вызывали у меня недоумение, а вот одно из последних его произведений, незаконченная поэма "Во весь голос”, всегда заставляло проникнуться чувством сопричастности к эпохе, истории… Возможно, адресное обращение:

Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря…

заставляло меня изменить отношение к автору, который обратился со своим страстным призывом именно ко мне; моим сверстникам; тем, кто старше нас; тем, кто моложе…

Именно это произведение заставило осознать, что грубость, резкость, пренебрежительно-вызывающий тон Маяковского – это крик души за страдающего современного автору человека. А чем же вызван этот крик души? Маяковский объяснил это своими стихами, в которых одинокий лирический герой мается, мучается, страдает в бездушии окружающего мира. И самое главное, что между конкретным "я” поэта и его лирическим героем дистанции практически нет.

В полном разладе лирического героя и противостоящего ему жестокого, несовершенного мира появилось в 1913-м году стихотворение с вызывающим названием "Нате!”. Противостояние лирического героя и городской толпы здесь определяется весьма просто: разные ценностные ориентации. То, что дорого ему, толпе ничего не стоит; у нее другие идеалы:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Налицо конфликт между душой, одухотворенностью и плотью, сытостью, довольством, благополучием в определенном понимании толпой этого слова:

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош…

Разумеется, лирический герой одинок в этом мире, где окружающие его обыватели "ничего не понимают”, потому что они "бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как…”. И страдает герой Маяковского, тоскует оттого, что не чувствует себя среди людей. "Нет людей”, – скажет он после откровенного признания: "…тоскою к людям ведомый иду…”. Отсутствие гуманного отношения среди людей угнетает лирического героя и заставляет сделать убийственный вывод: "…из Петрограда исчезли красивые люди”.

Но может быть, поэт слишком скоропалительно делает этот вывод? Нет, двумя годами ранее, в 1914 году, Маяковский обращался к возможным союзникам в стихотворении "Послушайте!”. Стихотворение начинается с вопроса, который вызван резким несоответствием мечты и действительности. Поэт и его герой недоумевают:

Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?

Лирический герой, "тревожный, но спокойный наружно”, ищет заинтересованных слушателей, страстно хочет, чтобы они скорее появились и разделили с ним радость, любовь, отчаяние и надежду; герой верит, что слушатели тоже не вынесут "эту беззвездную муку” и станут его идейными союзниками. Эта надежда объясняет доверительное признание лирического героя.

Оправдана ли эта надежда? Нет. И поэт вместе со своим героем гневно бросает оппонентам страстные и жесткие слова:

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!

Основной прием изображения лирического "я”, категорично осуждающего толпу, – антитеза. С особой силой это противостояние прозвучало в программном произведении раннего творчества Маяковского, поэме "Облако в штанах”:

Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта издеваюсь, нахальный и едкий.

Маяковский назвал эту поэму "тетраптих”. Смысл этого названия становится понятным, если вспомнить, что противостояние обществу в прологе поэмы вырастает до противостояния всему мирозданию, определяемому дерзким вызовом и лозунгами: "долой вашу любовь”, "долой ваше искусство”, "долой ваш строй”, "долой вашу религию”.

Но противостоять всем и всему под силу только небывалой личности. Поэтому автор использовал в поэме прием гиперболизации образа:

Мир огромив мощью голоса,
иду – красивый,
двадцатидвухлетний…,

а диапазон этой личности – полюса: "бешеный” – "безукоризненно нежный, не мужчина, а облако в штанах!”. Этот герой яростно конфликтует с миром, обнаруживая свою бунтарскую сущность, так как пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало.

Лирический герой Маяковского часто оказывался в изоляции, в одиночестве, не находил понимания, вероятно, потому, что сам автор видел больше, чем окружающие. И свое творчество он адресовал не только современникам, но и завещал его потомкам:

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!

Так В.В.Маяковский еще в ранних стихах определял цель искусства, назначение поэта: слом старого мира – условие обновления жизни.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (18.12.2011)
Просмотров: 3109 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, конспект урока, презентация powerpoint | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0