Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека! В.Маяковский
Творчество поэта-футуриста В.В.Маяковского воспринимается далеко не
однозначно. Не вызывает удивления тот факт, что стихотворения этого автора
всегда являлись предметом острых споров: мое собственное отношение к этому поэту
долгое время оставалось весьма противоречивым. Я с удовольствием декламировала в
свое время:
…Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца!
Но многие стихотворения Маяковского вызывали у меня недоумение, а вот одно из
последних его произведений, незаконченная поэма "Во весь голос”, всегда
заставляло проникнуться чувством сопричастности к эпохе, истории… Возможно,
адресное обращение:
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря…
заставляло меня изменить отношение к автору, который обратился со своим
страстным призывом именно ко мне; моим сверстникам; тем, кто старше нас; тем,
кто моложе…
Именно это произведение заставило осознать, что грубость, резкость,
пренебрежительно-вызывающий тон Маяковского – это крик души за страдающего
современного автору человека. А чем же вызван этот крик души? Маяковский
объяснил это своими стихами, в которых одинокий лирический герой мается,
мучается, страдает в бездушии окружающего мира. И самое главное, что между
конкретным "я” поэта и его лирическим героем дистанции практически нет.
В полном разладе лирического героя и противостоящего ему жестокого,
несовершенного мира появилось в 1913-м году стихотворение с вызывающим названием
"Нате!”. Противостояние лирического героя и городской толпы здесь определяется
весьма просто: разные ценностные ориентации. То, что дорого ему, толпе ничего не
стоит; у нее другие идеалы:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Налицо конфликт между душой, одухотворенностью и плотью, сытостью,
довольством, благополучием в определенном понимании толпой этого слова:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош…
Разумеется, лирический герой одинок в этом мире, где окружающие его обыватели
"ничего не понимают”, потому что они "бездарные, многие, думающие, нажраться
лучше как…”. И страдает герой Маяковского, тоскует оттого, что не чувствует себя
среди людей. "Нет людей”, – скажет он после откровенного признания: "…тоскою к
людям ведомый иду…”. Отсутствие гуманного отношения среди людей угнетает
лирического героя и заставляет сделать убийственный вывод: "…из Петрограда
исчезли красивые люди”.
Но может быть, поэт слишком скоропалительно делает этот вывод? Нет, двумя
годами ранее, в 1914 году, Маяковский обращался к возможным союзникам в
стихотворении "Послушайте!”. Стихотворение начинается с вопроса, который вызван
резким несоответствием мечты и действительности. Поэт и его герой недоумевают:
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Лирический герой, "тревожный, но спокойный наружно”, ищет заинтересованных
слушателей, страстно хочет, чтобы они скорее появились и разделили с ним
радость, любовь, отчаяние и надежду; герой верит, что слушатели тоже не вынесут
"эту беззвездную муку” и станут его идейными союзниками. Эта надежда объясняет
доверительное признание лирического героя.
Оправдана ли эта надежда? Нет. И поэт вместе со своим героем гневно бросает
оппонентам страстные и жесткие слова:
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Основной прием изображения лирического "я”, категорично осуждающего толпу, –
антитеза. С особой силой это противостояние прозвучало в программном
произведении раннего творчества Маяковского, поэме "Облако в штанах”:
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта издеваюсь, нахальный и едкий.
Маяковский назвал эту поэму "тетраптих”. Смысл этого названия становится
понятным, если вспомнить, что противостояние обществу в прологе поэмы вырастает
до противостояния всему мирозданию, определяемому дерзким вызовом и лозунгами:
"долой вашу любовь”, "долой ваше искусство”, "долой ваш строй”, "долой вашу
религию”.
Но противостоять всем и всему под силу только небывалой личности. Поэтому
автор использовал в поэме прием гиперболизации образа:
Мир огромив мощью голоса,
иду – красивый,
двадцатидвухлетний…,
а диапазон этой личности – полюса: "бешеный” – "безукоризненно нежный, не
мужчина, а облако в штанах!”. Этот герой яростно конфликтует с миром,
обнаруживая свою бунтарскую сущность, так как пошлый мир надо разрушить во что
бы то ни стало.
Лирический герой Маяковского часто оказывался в изоляции, в одиночестве, не
находил понимания, вероятно, потому, что сам автор видел больше, чем окружающие.
И свое творчество он адресовал не только современникам, но и завещал его
потомкам:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
Так В.В.Маяковский еще в ранних стихах определял цель искусства, назначение
поэта: слом старого мира – условие обновления жизни. |