Н.В. Гоголь долго не соглашался на
напечатание этой шутки; но мы нашли в ней так много неожиданного,
фантастического, весёлого, оригинального, что уговорили его позволить
нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его
рукопись.
А.С. Пушкин.
Примечание к повести «Нос»
«Нос» продолжает держать нас в недоумении.
С.Г. Бочаров. «Загадка "Носа” и тайна лица»
Повесть Н.В. Гоголя «Нос» описывает
"необыкновенно странное происшествие”. В 7-м классе не представляется
возможным глубоко и полно, с учётом социально-философского и
психологического смысла, прочитать эту загадочную повесть. Но можно
попробовать погрузить детей в реальное и одновременно мистическое,
комическое и очень живое пространство «Носа». Оно как будто игровое — и
предлагает погадать вместе с автором и его героями, как может
существовать то, чего быть не может. Впрочем, не просто погадать, а
поискать основы для своих догадок в языке, в сюжете, в особенностях
композиции. Не всегда обязательно в общении с детьми этого возраста
использовать литературоведческие термины, но всегда желательно
основываться на законах, которые они выражают.
Дети к такой условной игре к седьмому классу готовы, и она может
стать не просто развлечением, а способом чтения и понимания
художественного произведения. Только после такого обсуждения можно будет
с толком прочитать или перечитать комические и многозначительные слова в
конце «Носа»: "Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают”. (И вспомнить их гораздо позже — при изучении М.Булгакова.)
Иллюстрация художницы Ники Гольц к повести «Нос».
Между тем общение с гоголевской повестью подвигает нас всё ближе к
пониманию во все эпохи современной мысли, которую выразил
И.Ф. Анненский: "…В рассказе можно усмотреть весьма определённую
художественную цель — заставить людей почувствовать окружающую их
пошлость”. Статья Иннокентия Анненского «О формах фантастического у Гоголя» подробно рассматривает эту тему.
Очень интересно рассмотрена повесть также в статье С.Г. Бочарова.
Сомнительно, однако, чтобы мы были готовы говорить на таком уровне с
семиклассниками. Но в итоге проведённого урока (или двух уроков) с
элементами мастерской дети сами способны выйти к важнейшей мысли
современного учёного: "Человеческий образ у Гоголя, в самом деле,
распался на «лики без души» («нос») и загадочный, неизвестный внутренний
лик («душа» или «сам» человек)”.
Ход занятия
…Их роль с мистической тревогой
Интуитивно чуял Гоголь…
А.Вознесенский
I. Вспомните поговорки и фразеологизмы, связанные с носом. (Запишите.) Если мало помним, подскажет учитель.
Комар носа не подточит. (Всё чисто, не к чему придраться.)
Прищемить нос. (Уесть кого-то, ущучить, поймать и наказать.)
Повести носом. (Почувствовать что-то интересное и проявить это внешне.)
Носом чуять.
Совать свой нос не в своё дело.
Не видеть дальше собственного носа.
Показать нос. (Подразнить.)
Нос не дорос. (Основа — метонимия.)
Водить за нос. (Обманывать.)
Натянуть нос. (Обмануть.)
Задирать нос. (Важничать.)
Мороз Красный нос.
Не выше (или не дальше) носа (видеть).
Вешать нос. (Метафора + метонимия.)
Носом землю рыть.
Столкнуться нос к носу.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Каков смысл такого частого упоминания носа в русском языке?
- Выдающаяся вперёд часть лица, притом разных форм.
- Выдаваться — многозначное слово. Иногда нос украшает, иногда
незаметен, иногда мешает, сопит, краснеет… — в общем, как будто живёт
своей жизнью. Иногда некоторым людям кажется, что их судьба зависит от
носа. (Ср.: Сирано де Бержерак.)
- Иногда из-за формы носа и его подвижности, а то и по характеру
человек может напоминать животное: клюв, рыло, хобот. (А ещё бывают
носорог, носуха, утконос…)
- Как люди называют нос? Носопырка, носик, носишка, носище (носатик — носатый человек)…
- Нарисуйте носы разной формы. Подпишите: что ощущает владелец
такого носа? (Гордость, злобу, желание похвастаться, уныние, смирение,
спокойствие, важность, презрение к окружающим…)
- Послушайте стихотворение А.Вознесенского «Баллада-диссертация»
(см. Приложение). Реальное это представление о роли носа или
преувеличенное?
II. О смысле гиперболизма
- Чему служит преувеличение? (Ср.: роль лупы, микроскопа, телескопа.
Помогает лучше рассмотреть, изучить, понять, найти главное. Иногда —
опасное, болезнетворное.)
- А чему может служить фантастика в правдивом повествовании, описании? (Развлечению, развитию воображения…) А ещё?…
III. Несколько слов о «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. В
них много фантастического, неясного — прежде всего для самих героев.
Из-за чего?
- Из-за наивности, неопытности, неумения понять реальность.
- Из-за того, что действие — во сне или в мечтах.
- Из-за вмешательства потусторонних сил.
- Из-за собственного безумия, а иногда — из-за безумия мира, в котором живут гоголевские герои.
IV. Что и для кого странно в повести «Нос»?
1. Назовём действующих лиц. Представьте, что вам нужно составить
афишу (если пьесы уже рассматривались в классе). (Задание можно дать как
индивидуальное или в паре — заранее, на дом.) Афишу можно и нарисовать,
включить портреты — по желанию.
1) Иван Яковлевич — цирюльник (брадобрей), нашедший запечённый в хлебе нос.
2) Прасковья Осиповна — его жена, которая пекла с утра хлеб, а потом ругала мужа.
3) Майор Ковалёв (Платон Кузьмич) или коллежский асессор, потерявший нос.
4) Квартальный надзиратель благородной наружности на Исаакиевском мосту.
5) Нос, сбежавший от хозяина, — статский советник.
6) Седой чиновник, в старом фраке и в очках, в газетной экспедиции.
7) Частный пристав — любитель сахара.
8) Доктор с благородною осанкою.
9) Штаб-офицерша Подточина Александра Григорьевна — (в письме.)
10) Иван — слуга майора Ковалёва.
2. Рассмотрим сюжет. Беседа о сюжете и выборочное чтение повести.
(Читать с начала повести могут учитель или заранее подготовленные
ученики.) Обязателен комментарий учителя к словам с неясным лексическим
значением (например, цирюльник, фрак, значительная мина, кавказский асессор, штаб-офицерша, статский советник, ботфорты, пасквильный вид).
Вариант: задание выполняется заранее как
индивидуальное или в паре. Тогда подготовленные ученики выступают как
консультанты по мере необходимости при чтении. Они должны заранее
выявить непонятные или не до конца понятные слова и ситуации. Возможны
предварительные консультации.
3. Есть ли в повести объяснение, почему исчез нос? Есть ли предположения?
Что "собрали” в классе
1) Отрезал или оторвал невзначай цирюльник ("пьяница страшный”) — однако нос был цел с вечера (с прыщиком).
2) Наколдовала ("волхвования”) Подточина — но она не сердилась, а продолжала мечтать о зяте.
3) Всё происходит во сне или спьяну — но, ущипнув себя до вопля, Ковалёв выяснил, что бодрствует и соображает.
4) Украли или сбежал — область чистой фантастики (но Ковалёв-то сразу едет к полицмейстеру!).
5) Нарушение субординации, разрешённых мест и чинов (это объяснение
Ковалёва Носу в церкви, то есть сам нос — плут и мошенник, потому и
сбежал).
6) "У порядочного человека не оторвут носа”, то есть это результат
неприличного образа жизни хозяина носа (объяснение частного пристава,
желавшего отдохнуть после обеда).
7) "Только чёрт разберёт это!” — итоговая мысль майора Ковалёва.
("Чёрт его знает, как это сделалось…” — говорит и Иван Яковлевич.)
Выберите себе любое объяснение и подберите аргументы в тексте.
Объясните друг другу свою точку зрения в группе из четырёх человек.
V. Подумайте и объясните друг другу, какие фразеологизмы со
словом нос и почему подходят для определения состояния майора Ковалёва и
его поведения.
Выступите от группы со своими объяснениями.
VI. Фантастическое в реальности — не об этом ли повесть Гоголя? Но,
может быть, это 1) гипербола, 2) гипотеза, 3) модель (опыт,
эксперимент)? Каждый из названных ответов требует осмысления. 1)
Преувеличение — чего и зачем? 2) Гипотеза — предположение о чём и как
объяснить, аргументировать? С какой целью появляется у автора? 3) Модель
(мира, отношения человека к жизни и к себе, модель поведения) — что
моделируется, почему именно так и к каким размышлениям побуждает?
1. Подберите и запишите слова — рифмы к слову нос. Прочитайте вслух (пишем на доске).
Нос |
вопрос |
5 кос (коз) |
донос |
навоз |
босс |
кокос |
насос |
плёс |
барбос |
мороз |
пёс |
авось |
морозь |
роз |
врозь |
брось |
Атос |
трос |
спрос |
морс |
Барбадос |
извоз |
воз |
утес |
покос |
... |
Учителю понятно, что рифмы не связаны по смыслу с нашим словом, но
часть из них — вдруг! — может что-то объяснить… Кроме того, такое
смысловое "раскачивание” способно подтолкнуть творческую деятельность
наших учеников. Могут появиться и стихи…
2. Выберите себе задание и выполните его письменно. Все работы прочитаем вслух.
1) Какое общество, каких людей, какие отношения показывает
(обнаруживает, открывает) в Петербурге Н.В. Гоголь? Найдите
доказательства в тексте повести.
2) Найдите странное, непонятное, нелогичное, глупое, смешное в
современной нашей жизни (абсурдное). Что бы вы хотели поместить под
"микроскоп” или оторвать от общей картины школьной жизни и рассмотреть
отдельно? Напишите об этом.
Конечно, можно разобрать отдельные
эпизоды, даже включить комментарий к эпизоду в отдельное задание. Но
учителю следует спросить себя, есть ли у него задача подробного анализа
рассказа (и время на уроке для него) или среди целей — привлечение
внимания к роли абсурдного и комического в искусстве (у Гоголя), в жизни
общества и отдельных людей. Для детей двенадцати-четырнадцати лет важно
осмыслить отсутствие логики, понять, что смех — понятие эстетическое, а
не только развлечение, научиться узнавать и понимать авторскую иронию.
Но, может быть, важнее всего почувствовать современность гоголевской
повести.
Подводя итоги общему разговору, учитель может обратиться ещё к одной
мысли литературоведа: "…Нос — некая высшая инстанция, ибо нос —
«выдающаяся» часть лица, концентрированная и подчёркнутая телесность, к
тому же ещё с претензиями, с «амбицией»”… (Юрий Манн. Чудесные
превращения гоголевских лиц. Литература. 2004. № 11). Высказывание это
можно полностью разобрать — и самим разобраться… А можно только обратить
внимание на его иронический смысл — теперь мы понимаем всё могущество
носа, его великое значение в жизни человека. Но всякого ли?
Приложение
Дополнительный вопрос (можно дать его на дом до занятия): Что и кто писал о носах (сказки, истории, стихи…)?
Вильгельм Гауф. «Карлик Нос»; Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио»;
А.Н. Толстой. «Приключения Буратино»… С.Я. Маршак. «Птицы в пироге»
(англ. песенка). Детские дразнилки: "Не суй свой нос // В чужой вопрос,
// А то барбос // Откусит нос! Любопытному на рынке прищемили нос в
корзинке. Любопытному на днях прищемили нос в дверях. Любопытной Варваре
нос на рынке оторвали. Командир полка — нос до потолка, уши до дверей, а
сам как воробей!”
Андрей Вознесенский
Баллада-диссертация
Нос растёт в течение всей жизни. Из научных источников
Вчера мой доктор произнёс:
"Талант в вас, может,
и возможен,
но Ваш паяльник обморожен,
не суйтесь из дому в мороз”,
О нос!..
Неотвратимы, как часы,
у нас, у вас, у капуцинов
по всем
законам
Медицины
торжественно растут носы!
Они растут среди ночи
у всех сограждан знаменитых,
у сторожей,
у замминистров,
сопя бессонно, как сычи,
они прохладны и косы,
их бьют боксёры,
щемят двери,
но в скважины, подобно дрели,
соседок ввинчены носы!
(Их роль с мистической
тревогой
интуитивно чуял Гоголь.)
Мой друг Букашкин пьяны
были,
им снился сон:
подобно шпилю,
сбивая люстры и тазы,
пронзая потолки разбуженные,
над ним
рос нос,
как чеки в булочной,
нанизывая этажи!
"К чему б?” — гадал он поутру.
Сказал я: "К Страшному суду.
К ревизии кредитных дел!”
30-го Букашкин сел.
О, вечный двигатель носов!
Носы длиннее — жизнь короче.
На бледных лицах среди ночи,
как коршун или же насос,
нас всех высасывает нос,
и говорят, у эскимосов
есть поцелуй посредством
носа…
Но это нам не привилось.
(1963) |