Пятница, 19.04.2024, 21:06


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г.Короленко «Парадокс»

Цели:

1)   познакомить учащихся с рассказом В.Г. Короленко «Парадокс», формировать умение анализировать произведение;

2)    развивать навыки выразительного чтения, монологической речи.

 

Ход урока

I. Орг. момент.

Подготовительный этап.

а) Выразительное чтение вводной статьи о В.Г. Короленко «Человек с большим и сильным сердцем».

б) Беседа по прочитанному.

‒     Чем, по мнению М. Горького, отличаются рассказы В.Г. Короленко от рассказов других людей? («Короленко не считает себя судьею людей, а любит их с открытыми глазами, той любовью, которая дает мало наслаждений и слишком много страданий»)

‒     Какую роль сыграл Короленко в творческом становлении М. Горького как писателя? («…сказал о русском народе многое, что до него никто не умел сказать. Он сказал это тихим голосом мудреца, который прекрасно знает, что всякая мудрость относительна и вечной правды нет…»)

II. Основная часть.

1. Герои книг Короленко по натуре своей – борцы. Но они не штурмуют крепости и не сражаются на баррикадах. Они совершают каждодневный подвиг борьбы с обстоятельствами жизни, порой очень жестокими, и не теряют веры в людей и в будущее. Одной из самых интересных психологических зарисовок писателя стал его очерк «Парадокс», написанный в апреле 1894 года. Это жизнеутверждающее произведение было создано в один из самых напряженных моментов жизни писателя. Возвращаясь из путешествия по Америке (в сентябре 1893 г.) Короленко узнал о смерти своей маленькой дочери. «Смерть моей Лели так меня пришибла, что я никогда в самые тяжелые минуты моей жизни не чувствовал себя в такой степени изломанным, разбитым и ничтожным», – писал Короленко. Именно в эти страшные для него дни Короленко провозглашает законом жизни борьбу человека за счастье и разъясняет: «А если нет счастия? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего – есть чужое, а все-таки общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление». Ни сам Короленко, ни герой его нового рассказа Ян Залуский не требовали к себе ни жалости, ни сострадания. Вопреки всему, не оглядываясь на собственные беды, они шаг за шагом преодолевали дорогу под названием Жизнь.

«Человек создан для счастья…» – эти слова Короленко стали крылатой фразой, лозунгом, зовущим в будущее. «Я думаю, что это было убеждением и самого Владимира Галактионовича, направляющим в значительной степени и его деятельность, – вспоминал товарищ писателя по ссылке С.П. Шевцов. – В это он страстно верил, к этому он стремился всеми силами своей души, за это боролся, во имя этого работал»

2. Лексическая работа (толкования слов представлены в презентации)

Приступая к анализу произведения, следует уточнить значения некоторых слов, встречающихся в тексте.

Читая это произведение, вы столкнулись с новым литературным жанром – очерк.

‒     Что же такое очерк? Запишите в свои словарики:

Очерк – прозаический документальный жанр, который чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам и людям, но сохраняет особенности образного отражения жизни.

‒     Короленко назвал свой очерк «Парадокс». Что означает это слово?

Парадокс – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.

3. Анализ произведения.

‒     Расскажите о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада. Почему автор говорит об «атмосфере полусна и полусказки», царившей здесь?

(Дети отправлялись в этот уголок сада, когда реальная жизнь становилась им скучна и неинтересна; там царит атмосфера фантастичности, мечтаний)

‒     От чьего лица ведется повествование?

(Рассказчик – мальчик лет 10)

‒     Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходи в фантазиях?

(По-видимому, мальчики читали много книг о путешествиях и приключениях, обладали живым воображением, а реальная жизнь для них была слишком бедна впечатлениями)

‒     С образом сломанного экипажа в повествование входит мотив калеки. Докажите, опираясь на текст I части, что этот образ не оскорбляет зрения, не разрушает сказку, придуманную детьми.

(«…На вершине мусорной кучи… в такой чудесной и в такой фантастической карете.»)

‒     «Я до сих пор очень ясно помню эту минуту столкновения наших иллюзий с трезвой действительностью в лице Павла», – признается рассказчик (II часть очерка). Слово «иллюзия» имеет в русском языке 2 значения: прямое – «обман чувств, нечто кажущееся; болезненное состояние – ошибочное восприятие предметов, явлений» и переносное – «нечто несбыточное, мечта». Как вы думаете, в каком значении  употребляет это слово рассказчик?

(нечто несбыточное, мечта)

‒     Найдите в тексте очерка (части II и III) слова, характеризующие поведение Павла в необычной ситуации.

(«Павел стоял, несколько даже удивленный, на нашем дворике и смотрел на нас, сильно сконфуженных, своими серьезно выпученными и слегка глуповатыми глазами.»

«…И только лакей Павел загоготал в заднем ряду… нелепо и громко.»

«Павел фыркнул и опять получил тумака.»)

‒     Сделайте вывод об отношении к нему рассказчика.

(Рассказчик не любит Павла, даже считает его глуповатым не потому, что лакей совершает глупые поступки, а потому, что он совершенно не чуток к тонким, духовным проявлениям жизни)

‒     Павел для мальчиков, героев очерка, – символ реальности, ворвавшейся в сказку. Какова же реальность? Почему вместе с удивлением и неловкостью они испытали чувство страха?

(Реальность оказалась бесцеремонна, груба и бестолкова)

‒     Прочтем эпизод «встреча с феноменом». Обратите внимание на сноску (стр. 243), поясняющую значение слова «феномен».

(«Это была небольшая, почти игрушечная телега, … на окружавшую его толпу»)

‒     Какой афоризм (краткое выразительное изречение) написал феномен мальчиков?

(«Человек создан для счастья, как птица для полета»)

‒     Как вы объясните значение афоризма?

(Быть счастливым так же естественно для человека, как для птицы – летать)

‒     Прочтите портретную зарисовку Яна Залуского во время написания им афоризма (III часть).

(«Глаза мои застилались слезами… красивая строчка»)

‒     Найдите и прочтите напутственные слова, обращенные к мальчикам при прощании (IV часть).

(«Заметив нас,… как птица для полета»)

‒     Докажите, что отнюдь не для щедрого вознаграждения писал феномен свое крылатое изречение.

(Калека искренне желал мальчикам счастья. До написания афоризма он смотрел на ребенка «умным, задумчивым и смягченным взглядом, который становился все мягче и все страннее». А потом, вновь повстречав мальчиков на пустынной дороге за городом, снова дважды, словно заклятие, повторил для них прекрасные слова)

‒     Какова роль образа матери в эпизоде с феноменом?

(В синих глазах матери – испуганное сожаление, наиболее точное выражение, передающее чувства людей при встречи с калекой. Мы ничего не знаем о реакции матери на кощунственное «крестное знамение» феномена, но именно перед ней он извиняется за это. Наконец, мать благодарна глядит на Яна Криштофа Залуского, написавшего добрый афоризм ее детям. Она, как нравственный камертон, отделяет истинное, доброе, человечное от циничного и наносного)

‒     В чем парадокс изречения Яна Залуского?

(Ответ подсказывает сам автор афоризма: «Этот афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена... Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полета… И для счастья тоже…»)

‒     Какова связь между ключевыми словами очерка о том, «для чего, собственно создан человек», о «назначении жизни» с афоризмом феномена?

(Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни. «Вера в реальность и осуществимость счастья для каждого окрыляла читателя, будила в нем стремление к значимому, звала к деянию. Ян Залуский упорным трудом смог развить свой ум, стать человеком «очень просвещенным», здоровый же человек тем более может достичь много. Нужны лишь труд и воля»)


III. Заключительный этап. (рефлексия, подведение итогов, выставление оценок учащимся)

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (23.12.2013)
Просмотров: 6023 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, план-конспект урока русской литерат | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0