Пятница, 26.04.2024, 17:46


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Проблема рассказа И.Бунина"Кавказ". Представление о счастье и несчастьях героев рассказа

Цель: определить суть рассказа И.А. Бунина "Кавказ”.

Задачи:

1) охарактеризовать героев, их поступки;

2) определить характер их взаимоотношений;

3) установить причины непонимания между героями;

4) выявить представления о счастье и несчастьях героев рассказа.

Оборудование: учебник-хрестоматия (ч. II, 2003 г, стр. 55-61).

Словарная работа: "любовный треугольник”, "украденное счастье”, "двойственность любви”, "трагедия любви”.

Ход урока

I. Ситуация вызова.

1. Сегодня мы продолжим наш разговор о счастье, о том, что значит быть счастливым.

Давайте вспомним, в чем смысл рассказа А.П. Чехова "О любви”?

(Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, перед которым все другие рассудочные соображения оказываются мелкими и незначительными. Герои оказались в плену обычных и сковавших их душу представлений о любви).

2. Учитель.

Тема нашего урока – И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа "Кавказ”. Представления о счастье и несчастьях героев рассказа.

Цель урока – определить суть рассказа И.А. Бунина "Кавказ”.

– Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке, чтобы добиться поставленной цели?

1) охарактеризовать героев, их поступки;

2) определить характер их взаимоотношений;

3) установить причины непонимания между героями;

4) выявить представления о счастье и несчастьях героев рассказа.

Это будут задачи нашего урока.

II. Реализация смысла

Работа в тетрадях с таблицей.

– С произведениями Бунина вы встречаетесь с 5 класса уже третий раз.

– Что вы знаете о жизни Ивана Алексеевича Бунина? (Устно)

– Что вы знаете о творчестве Бунина (запись в 1 графу таблицы)

(Показ портрета И.А. Бунина)

Таблица 1

Знаю о Бунине Узнал новое о рассказе "Кавказ” Хочу узнать подробнее об историзме Бунина
Стихотворение "Родина”. Это состояние души поэта, переданное через описание природы: тончайшие и выразительнейшие подробности, детали, оттенки. Рассказ "Кавказ” о любви. Проблема взаимопонимания взрослых в момент наивысшего эмоционального состояния – состояния любви.

Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.

 
"Косцы” (1921 г, Париж. Напечатан в альманахе "Медный всадник” в Берлине. Бунин неоднократно редактировал его). "Косцы” рассказывают о впечатлениях автора от встречи с родной природой, песнями.    
"Цифры” рассказывают о жизни и характерах взрослых людей и детей, их взаимоотношениях. Должно быть взаимопонимание.    
"Лапти” помогают осмыслить необходимость сострадания, великодушия. Посвящён теме взаимоотношения взрослых и детей.    

– Что роднит все эти произведения И.А.Бунина? (Они о любви, о взаимоотношениях между взрослыми и детьми).

– О чём рассказ Бунина "Кавказ”? (О любви).

– Какую проблему поднимает автор в рассказе?

(Проблему взаимопонимания взрослых в момент наивысшего эмоционального состояния – состояния любви).

– Докажем, что любовь – большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль. При доказательстве будем исходить из самого текста бунинского рассказа по плану: героиня – герой – муж; портрет – поступки – пейзаж.

Таблица 2

  Портрет Пейзаж Поступки
Героиня 1. Чтение.

Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у неё срывался

2.  Вуалька.

- О чём говорит эта деталь?

- Почему она, войдя в купе даже не поцеловала героя?

(Она обманывает мужа, скрывает, таит свою любовь, бежит с любовником, чтобы быть вместе с ним)

7. В Москве шли холодные дожди, было грязно, сумрачно, мокро – точно также на душе у героини: смятение, ложь.

8.  Мы нигде не видим, чтобы герой настаивал на её полном разрыве с мужем. Он поощрял её ложь.

9.  Докажите, что даже когда им удаётся остаться одним, в их любви была не только радость, но и тревога?

Чтение эпизода.

"Когда жар спадал” до "глядя на них”

- Почему так ведёт себя героиня?

("Закрывала лицо газовым шарфом и плакала; из духана слышался глухой стук в барабан. Вопль всё одной и той же бесконечной песни..;стая чекалок” просилась к нам…)

- О чём говорят эти детали?

10. Вспомните.

"После бала” Толстого – визгливая мелодия – картина наказания)

Радость омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом.

Вывод. Героиня любит, но радость омрачена многим: приходится врать мужу, возлюбленный не настаивает на полном разрыве с мужем, муж застрелился из-за её измены.

Грустная история!

3. Она была у меня за эти дни всего 3 раза, входила поспешно, со словами:

- Я только на одну минуту.  (Обманывала себя!)

4. Спешила обнять меня. (Любит, скучает!)

5. Бледнела, когда герой говорил, что он будет с ней у тропического моря, в горных джунглях.

- Почему она бледнела?

(Не знала, что будет с ней после возвращения с юга, как поведёт себя муж, к которому она больше не чувствует любви, что с ней будет дальше.

Есть понятие "украденное счастье”.

6. - А могло бы с героями сложиться так, как в рассказе А.П. Чехова "О любви”?

(Да, если бы героиня скрывала свои чувства, то не было бы и этих моментов счастья. У героев Чехова счастье прошло мимо).

Герой 1. Нет портрета, важны его поступки! 5.  Покой, она часто плачет при нём.

Смотрите: природа вечна, прекрасна, великолепна, а любовь не была полной.

6. Влюблённая женщина всё это переживала острее, ей хотелось продлить счастливые дни.

2. Воровски остановился, жил томительно, затворником, от свидания до свидания с нею.

- Какие слова вы выделите?

3.  Почему он испытывал жалость и восторг, когда она спешила поднять вуальку и обнять его? (Ради него скрывается, готова сбежать с ним)

4. Придумывает план побега.

-Почему можно догадаться, что его предложил герой-любовник?

(Она говорит:

- Ради Бога. Будьте терпеливы!

"Жил когда-то возле Сочи, молодой, одинокий.

- О чём говорят эти определения

Вывод. Можно засомневаться, а так ли уж сильно он её любил?

Романтическая история!

Муж 1. Высокая фигура, офицерский картуз, держал её под руку.

- Деталь "хозяйственно вошёл в него вместе с нею”.

- Как вы это понимаете?

Любит её, заботится о ней, но нет свободы.

Нет, только сказано: "купался в море” – не до чего. 2. Её измена стала крахом жизни, не пережил, до последнего надеясь на её возвращение к хозяину…

Понятие двойственность любви: одним она приносит счастье, другим – боль.

3. Чтение про угрозу:

- Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера.

4.  Как эта фраза характеризует его?

(Самолюбивый, жестокий, честолюбивый офицер, угрожал ей и выполнил свою угрозу: застрелился.)

5. - Любил ли он её?

Конечно, он любил её, но, узнав об измене, свёл счёты с жизнью. Но не молча, а с вызовом, театрально, чтобы ей было больно.

6. А.С. Пушкин "Я вас любил”: "… как дай вам Бог любимой быть другим”.

Вывод. Любил, а доставил ей боль и страдания.

Трагическая история!

– Виноват ли кто из героев в разыгравшейся трагедии?

(Нет, любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль).

– Почему такое произошло с героями?

(Нет взаимопонимания в любви: муж-жена, героиня-любовник).

– Можем ли мы осуждать героев рассказа?

– А осуждает ли кого из них автор?

(Он только изображает ситуацию, которая произошла с героями, а читатель должен сам разобраться).

– В чём же суть рассказа "Кавказ”?

(Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль).

– Запишите во 2 графу таблицы ваше мнение о рассказе "Кавказ”.

III. Рефлексия

– Можем ли мы сделать вывод, что Бунин – замечательный русский писатель?

– (Написал много произведений, в которых поднимает разные проблемы, изображает разных героев, показывает их поступки и чувства, не даёт оценок, а заставляет читателя думать, сопереживать).

IV. Задание на дом:

1. Историзм Бунина, вопрос № 2, стр. 61. Заполнить 3 графу таблицы.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (29.10.2013)
Просмотров: 12523 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 3.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0