Цель: определить суть рассказа И.А. Бунина
"Кавказ”.
Задачи:
1) охарактеризовать героев, их поступки;
2) определить характер их взаимоотношений;
3) установить причины непонимания между
героями;
4) выявить представления о счастье и несчастьях
героев рассказа.
Оборудование: учебник-хрестоматия (ч. II, 2003 г,
стр. 55-61).
Словарная работа: "любовный треугольник”,
"украденное счастье”, "двойственность любви”,
"трагедия любви”.
I. Ситуация вызова.
1. Сегодня мы продолжим наш разговор о счастье, о
том, что значит быть счастливым.
Давайте вспомним, в чем смысл рассказа А.П.
Чехова "О любви”?
(Философский смысл рассказа проявляется в
возвышении любви как чувства, перед которым все
другие рассудочные соображения оказываются
мелкими и незначительными. Герои оказались в
плену обычных и сковавших их душу представлений
о любви).
2. Учитель.
Тема нашего урока – И.А.Бунин. Слово о
писателе. Проблема рассказа "Кавказ”. Представления
о счастье и несчастьях героев рассказа.
Цель урока – определить суть рассказа И.А.
Бунина "Кавказ”.
– Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем
делать на уроке, чтобы добиться поставленной
цели?
1) охарактеризовать героев, их поступки;
2) определить характер их взаимоотношений;
3) установить причины непонимания между
героями;
4) выявить представления о счастье и несчастьях
героев рассказа.
Это будут задачи нашего урока.
II. Реализация смысла
Работа в тетрадях с таблицей.
– С произведениями Бунина вы встречаетесь с 5
класса уже третий раз.
– Что вы знаете о жизни Ивана Алексеевича
Бунина? (Устно)
– Что вы знаете о творчестве Бунина (запись в 1
графу таблицы)
(Показ портрета И.А. Бунина)
Таблица 1
Знаю о Бунине |
Узнал новое о рассказе
"Кавказ” |
Хочу узнать подробнее об
историзме Бунина |
Стихотворение "Родина”. Это
состояние души поэта, переданное через описание
природы: тончайшие и выразительнейшие
подробности, детали, оттенки. |
Рассказ "Кавказ” о любви.
Проблема взаимопонимания взрослых в момент
наивысшего эмоционального состояния –
состояния любви. Любовь не только большое
счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство,
которое очень часто приносит страдание и боль. |
|
"Косцы” (1921 г, Париж. Напечатан в
альманахе "Медный всадник” в Берлине. Бунин
неоднократно редактировал его). "Косцы”
рассказывают о впечатлениях автора от встречи с
родной природой, песнями. |
|
|
"Цифры” рассказывают о жизни и
характерах взрослых людей и детей, их
взаимоотношениях. Должно быть взаимопонимание. |
|
|
"Лапти” помогают осмыслить
необходимость сострадания, великодушия.
Посвящён теме взаимоотношения взрослых и детей. |
|
|
– Что роднит все эти произведения И.А.Бунина?
(Они о любви, о взаимоотношениях между взрослыми
и детьми).
– О чём рассказ Бунина "Кавказ”? (О любви).
– Какую проблему поднимает автор в рассказе?
(Проблему взаимопонимания взрослых в момент
наивысшего эмоционального состояния –
состояния любви).
– Докажем, что любовь – большое счастье,
выпавшее на долю человека, но и чувство, которое
очень часто приносит страдание и боль. При
доказательстве будем исходить из самого текста
бунинского рассказа по плану: героиня – герой –
муж; портрет – поступки – пейзаж.
Таблица 2
|
Портрет |
Пейзаж |
Поступки |
Героиня |
1. Чтение. Она была бледна
прекрасной бледностью любящей взволнованной
женщины, голос у неё срывался
2. Вуалька.
- О чём говорит эта деталь?
- Почему она, войдя в купе даже не поцеловала
героя?
(Она обманывает мужа, скрывает, таит свою
любовь, бежит с любовником, чтобы быть вместе с
ним) |
7. В Москве шли холодные дожди,
было грязно, сумрачно, мокро – точно также на
душе у героини: смятение, ложь. 8. Мы нигде не
видим, чтобы герой настаивал на её полном разрыве
с мужем. Он поощрял её ложь.
9. Докажите, что даже когда им удаётся
остаться одним, в их любви была не только радость,
но и тревога?
Чтение эпизода.
"Когда жар спадал” до "глядя на них”
- Почему так ведёт себя героиня?
("Закрывала лицо газовым шарфом и плакала; из
духана слышался глухой стук в барабан. Вопль всё
одной и той же бесконечной песни..;стая чекалок”
просилась к нам…)
- О чём говорят эти детали?
10. Вспомните.
"После бала” Толстого – визгливая мелодия –
картина наказания)
Радость омрачена неизбежностью возвращения в
нелюбимый московский дом.
Вывод. Героиня любит, но радость омрачена
многим: приходится врать мужу, возлюбленный не
настаивает на полном разрыве с мужем, муж
застрелился из-за её измены.
Грустная история! |
3. Она была у меня за эти дни всего
3 раза, входила поспешно, со словами: - Я только на
одну минуту. (Обманывала себя!)
4. Спешила обнять меня. (Любит, скучает!)
5. Бледнела, когда герой говорил, что он будет с
ней у тропического моря, в горных джунглях.
- Почему она бледнела?
(Не знала, что будет с ней после возвращения с
юга, как поведёт себя муж, к которому она больше
не чувствует любви, что с ней будет дальше.
Есть понятие "украденное счастье”.
6. - А могло бы с героями сложиться так, как в
рассказе А.П. Чехова "О любви”?
(Да, если бы героиня скрывала свои чувства, то не
было бы и этих моментов счастья. У героев Чехова
счастье прошло мимо). |
Герой |
1. Нет портрета, важны его
поступки! |
5. Покой, она часто плачет при
нём. Смотрите: природа вечна, прекрасна,
великолепна, а любовь не была полной.
6. Влюблённая женщина всё это переживала
острее, ей хотелось продлить счастливые дни. |
2. Воровски остановился, жил
томительно, затворником, от свидания до свидания
с нею. - Какие слова вы выделите?
3. Почему он испытывал жалость и восторг,
когда она спешила поднять вуальку и обнять его?
(Ради него скрывается, готова сбежать с ним)
4. Придумывает план побега.
-Почему можно догадаться, что его предложил
герой-любовник?
(Она говорит:
- Ради Бога. Будьте терпеливы!
"Жил когда-то возле Сочи, молодой, одинокий.
- О чём говорят эти определения
Вывод. Можно засомневаться, а так
ли уж сильно он её любил?
Романтическая история! |
Муж |
1. Высокая фигура, офицерский
картуз, держал её под руку. - Деталь
"хозяйственно вошёл в него вместе с нею”.
- Как вы это понимаете?
Любит её, заботится о ней, но нет свободы. |
Нет, только сказано: "купался в
море” – не до чего. |
2. Её измена стала крахом жизни,
не пережил, до последнего надеясь на её
возвращение к хозяину… Понятие
двойственность любви: одним она приносит
счастье, другим – боль.
3. Чтение про угрозу:
- Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою
честь, честь мужа и офицера.
4. Как эта фраза характеризует его?
(Самолюбивый, жестокий, честолюбивый офицер,
угрожал ей и выполнил свою угрозу: застрелился.)
5. - Любил ли он её?
Конечно, он любил её, но, узнав об измене, свёл
счёты с жизнью. Но не молча, а с вызовом,
театрально, чтобы ей было больно.
6. А.С. Пушкин "Я вас любил”: "… как дай вам Бог
любимой быть другим”.
Вывод. Любил, а доставил ей боль и страдания.
Трагическая история! |
– Виноват ли кто из героев в разыгравшейся
трагедии?
(Нет, любовь не только большое счастье, выпавшее
на долю человека, но и чувство, которое очень
часто приносит страдание и боль).
– Почему такое произошло с героями?
(Нет взаимопонимания в любви: муж-жена,
героиня-любовник).
– Можем ли мы осуждать героев рассказа?
– А осуждает ли кого из них автор?
(Он только изображает ситуацию, которая
произошла с героями, а читатель должен сам
разобраться).
– В чём же суть рассказа "Кавказ”?
(Любовь не только большое счастье, выпавшее на
долю человека, но и чувство, которое очень часто
приносит страдание и боль).
– Запишите во 2 графу таблицы ваше мнение о
рассказе "Кавказ”.
III. Рефлексия
– Можем ли мы сделать вывод, что Бунин –
замечательный русский писатель?
– (Написал много произведений, в которых
поднимает разные проблемы, изображает разных
героев, показывает их поступки и чувства, не даёт
оценок, а заставляет читателя думать,
сопереживать).
IV. Задание на дом:
1. Историзм Бунина, вопрос № 2, стр. 61. Заполнить 3
графу таблицы. |