Цель урока:
- знакомство учащихся с произведениями
современных писателей;
- обучение анализу художественного текста;
- выявление нравственных проблем в рассказе;
- воспитание личностной позиции.
Оборудование: выставка книг В. Токаревой
Технология: элементы технологии развития
критического мышления через чтение
Литература — это всё же жизнь души
человеческой, никак не идея. Рассказ должен
разбередить душу, войти прямо в сердце, утешить,
успокоить. (В. Шукшин)
Ход урока
I. Вступительная беседа
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вам
хотелось мести?
- Какой выбор вы сделали?
- Какие чувства при этом испытывали?
- Месть — достойное чувство?
- Что или кто вершит наши судьбы?
- Как создаётся характер?
Учитель: Именно такие вопросы поднимает
современная писательница Виктория Токарева в
своих рассказах.
(Обращение к эпиграфу урока).
Учитель: Вид работы на уроке
—комментированное чтение "Рождественского
рассказа” В. Токаревой и по ходу чтения мы должны
выявить проблемы, которые она ставит в своем
произведении. Но сначала познакомимся с
творчеством этой замечательной писательницы.
II. Презентация "Творчество В. Токаревой”
Учитель: Действительно, рассказы В. Токаревой
нежные, печальные, лиричные, полные тонкого
психологизма, они рисуют картины нашего времени.
К нам пришла сама писательница. Юная журналистка
возьмёт интервью у знаменитой писательницы:
III . Сценка "Интервью с В. Токаревой”
Журналист: Здравствуйте, Виктория
Самуиловна. Разрешите задать вам несколько
вопросов?
Виктория Токарева: Здравствуйте.
Спрашивайте. Я люблю отвечать на вопросы молодых.
Журналист: Как вы считаете, писателями
рождаются или становятся?
Виктория Токарева: Когда мне было 12 лет, мама
прочитала мне рассказ Чехова "Скрипка
Ротшильда”. В тот момент я, видимо, поняла, что
кроме обычных слов, существует магия литературы.
А потребность писать — тоже инстинкт
самосохранения, такой же мощный, как любовь.
Журналист: То есть вы сразу поняли, что будете
писательницей?
Виктория Токарева: Нет, конечно. Сначала я
поступила в мединститут, потом окончила
музыкальное училище, работала учительницей
музыки, пыталась играть в кино. Но на 2 курсе
ВГИКа, когда я училась на сценариста, я написала,
свой первый рассказ, отнесла в журнал "Молодая
гвардия”, его напечатали, и так начался мой
творческий путь.
Журналист:Вашу прозу любят за лиризм и добрый
юмор, иногда немного грустный, за
мелодраматический настрой повествования. Вы
делите прозу на мужскую и женскую?
Виктория Токарева: Да. Когда пишет мужчина, он
смотрит на Бога, а когда пишет женщина, она
смотрит на мужчину. Вот в чём разница. Творчество
- это возможность исповедаться, чтобы тебя
поняли, пожалели.
Журналист: Кто ваш любимый современный
писатель?
Виктория Токарева: Я люблю прозу Сергея
Довлатова. Мне кажется, что он сказал о нашем
времени больше, чем кто бы то ни было. На мой
взгляд, лучшие женские писательницы - Улицкая,
Петрушевская и Татьяна Толстая. А вообще, я думаю,
литература большая, места в ней хватит всем.
Журналист: Большое спасибо!
IV. Работа с текстом
(Используется прием комментированного чтения.)
Учитель: Вот мы познакомились с самой
писательницей. А теперь обращаемся к
"Рождественскому рассказу”.
1. Работа по 1-му отрывку.
Учитель: Начинается рассказ без всяких
предисловий. ( Читается первый отрывок.)
Вопросы для беседы:
- Какие отношения в семье?
- Как можете охарактеризовать героев?
- Учитель: Мы все совершаем те или иные
поступки. Как мы их мотивируем? Чем
руководствуемся, выбирая тот или иной поступок?
2. Работа по 2-му отрывку.
Чтение 2-ого отрывка (Описание цветочка
идёт под музыку Шопена).
Вопросы для беседы:
- Назовите моменты, когда семья, героиня
оказываются перед выбором.
- Почему делают тот или иной выбор?
- Котёнка оставили. Почему?
- Почему героиня на папиной стороне?
- А на чьей стороне была бы, если бы обижали
бабушку? Аргументируйте свой ответ.
- Какое восприятие мира у героини?
- Какое ощущение от жизни? (Всему радуется,
оптимистична).
- Кого напоминает цветочек, который она выбрала?
(Девочка такая же нежная, ласковая, открытая,
беззащитная, невинная, как цветок. Цветок - её
душа.).
3. Работа по 3-му отрывку
Учитель: И вот девочка на следующий день
понесла цветок в школу. Перед школой —мальчишки.
Приём "древо предсказаний”:
- Какой выбор у девочки, попробуйте предположить.
- А что могут сделать мальчишки? (Они
"клубились”, "сплелись”)
- Чтение и обсуждение З-го отрывка.
Вопросы для беседы:
- Что сделал Борька Карпов? ЗАЧЕМ? Мотивируйте его
поступок.(Просто так, не думая, убивает цветок).
- Что, по-вашему, сделает девочка?
4. Работа по 4-му отрывку
Чтение 4-ого отрывка.
Вопросы для беседы:
- Как отнеслась семья?
- Что происходит с героиней? (Желание мести).
- Изменилось ли что в жизни девочки внешне? А
внутренне?
- А в жизни Борьки?(Внутренне героиня изменилась,
у неё убили душу, она всегда помнила об убитом
цветке. А Борька ничего не помнил)
5. Работа по 5-му отрывку
Чтение 5-ого отрывка.
Учитель: "Прошло пять лет”. Предположите,
как закончится рассказ с названием
"Рождественский”. Пока ещё непонятно, почему он
так называется. (Варианты финала.)
6. Работа по 6-му отрывку
Чтение рассказа до конца.
Вопросы для беседы:
- Какой стала героиня?
- Что с ней стало?
- Почему изменилась?
- Какая судьба ждёт? (Делает всё, как мама, учится
на экономическом, хотя мечтала о филологии,
дружит с юношей, который ей не нравится. ) Зачем?
Учитель: Тягостное ощущение жизни. Тягостная
необязательность происходящего. Какая-то
непреодолимая ситуация. Токарева показывает
уровень пошлости нового времени, высвечивает
лица негероев, неличностей. Делать, как все,
делать то, что престижно, модно. И наша героиня
стала такой: неинтересной, тусклой, хотя у неё и
красота, и "французская косметика”, и сама она
успешна.
Вопросы для беседы:
- Но почему рассказ Рождественский?
- Какой подарок получила героиня от судьбы на
Новый год? (Встречу с Борькой. Жизнь всё
расставила по своим местам, наказала)
- Какие образы, детали показались вам
символичными?
- Какой нравственный выбор делает героиня?
(Прощает. Христос велел прощать, и она простила.
Особенностью рассказов Токаревой являются
открытый финал. И хотя мы не знаем, как сложится
дальше её судьба, по многим деталям, концовке
рассказа, настроению героини можно видеть, что
она изменилась. Возрождается для жизни, поэтому и
рассказ - "рождественский”).
V. Выводы.
Учитель: Так кто же вершит наши судьбы?
Какие нравственные проблемы поднимает Токарева
в своём рассказе? (Учащиеся делают выводы)
Учитель: Казалось бы, перед нами простой
жизненный эпизод, однако он для героини
оказывается возможностью заглянуть в себя. Вот
так, проводя героев через перипетии жизненных
страстей и страданий, организуя судьбоносные
встречи и наказания, Виктория Токарева приходит
к своей любимой мысли: только верность себе,
порядочность - единственное, что имеет значение,
потому что "...это совесть, а совесть - это Бог”.
Судьбу свою каждый человек делает сам. Но
иногда жизнь даёт шанс прислушаться к самому
себе, оглянуться на прожитую жизнь и сделать
выбор на дороге по имени Судьба.
Судьба? Пути и перепутья? Тракты.
То вдаль зовёт, то гасит нас, губя.
Судьба-предначертанье? Нет. Характер!
Судьба — не вне, она — внутри тебя.
Яков Белинский
VI. Домашнее задание
1). Написать эпилог к рассказу;
2). Написать отзыв о рассказе (на выбор) |